СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ ВАСИЛИЯ ИЗЮМСКОГО В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ОТЦОВ ШЕСТИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные братья и сестры, сегодня мы соб­рались в этом храме, чтобы вместе со святой церко­вью совершить память святых отцов шести Вселен­ских Соборов. И вот любого сейчас спроси: зачем ты сюда пришел, что тебя побудило сюда прийти? Некоторые удивленно ответят: «Как зачем? Помолиться, ведь я православный человек, христианин», нисколько не задумавшись о том, что же это за наименование такое — православный христианин и каковы его обязанности? Православные, понима­ем ли мы, ценим ли достоинство звания, в которое вступили? Храним ли те обеты, которые мы дали при Крещении? Мы носим на себе крест, да и то не все, и считаем, что этого довольно для христиани­на.

Говорят: «Мы ходим в церковь, молимся, пос­тимся». Хорошо, ходим в церковь, но часто ли и всегда, когда должно? Ходим в церковь, но так ли, как следует? А ходить в церковь надо с верою, благоговением и страхом Божиим. Как мы ведем себя в церкви, в этом доме Господнем, как изоб­ражаем на себе крест? Как полагаем поклоны? Не по привычке ли только, не по обычаю ли одному? Мы молимся, но внимательно ли, усердно ли и сокрушенно ли?

Но нужно нам помнить, что Сам Спаситель наш Господь не раз изгонял из храма недостойных и за недостойные дела. Не забудем, что, по словам про­рока, и молитва бывает иногда не во спасение, а во грех: «Когда будет судиться, да выйдет винов­ным, и молитва его да будет в грех» (Пс. 108, 7).

Ходим в церковь и молимся, а много ли жертву­ем на Церковь? Не более ли на свои удовольствия? В церковь копейку, рубль, а на удовольствия и заба­вы сотни и тысячи пролетают для нас незаметно. По-христиански ли это?

Говорят: «Мы постимся». Но все ли и всегда ли? Конечно, нет. Многие из нынешних христиан не знают никаких постов, у них сплошная неделя во весь почти год — нарушение правил церковных не ставится ни в какой грех. Да и те, которые соблю­дают посты, недалеко ушли по пути христианского воздержания. Есть одну постную пищу еще не зна­чит поститься, а ведь наше постничество почти всег­да и состоит только в том, что не едим скоромного, а постное едим без простоты и умеренности и вовсе не заботимся воздержаться от прихотей и страстей.

Говорят: «Мы празднуем праздники по-христиански, разве мы не христиане?» Хотя и праздну­ем, но не все и не всегда. А как и насколько усерд­но празднуем, об этом уж один Бог знает. Бываем в церкви за службой час, ну два, а затем? Что делает­ся днем, по выходе отсюда? Со службой церковной у нас все и заканчивается — весь Божий праздник. День и вечер уже предназначен другому праздни­ку, который мы более любим: пьем вина до потери рассудка, объедаемся, предаемся бесчинному весе­лью. И как вы думаете, это тоже по-христиански? Не скажет ли нам Бог, смотря на наше празднование, как Он сказал через пророков: «Праздники ваши ненавидит душа Моя» (Ис. 1, 14).

Мы христиане, но знаем ли мы свою веру? Загля­нули мы хотя бы раз в Священное Писание или внимательно выслушали в храме чтение Евангелия, эту сокровищницу нашего спасения? О, это чте­ние, говорят, скучное, тяжелое, непонятное, это чтение собственно духовных людей, даже, пожа­луй, одних монахов — так думают многие.

Какие у нас дела, на что мы обращаем все свои труды и заботы? На то ли, чтобы служить Богу, прославлять Его благочестивою и добродетельною жизнью? Не на одни ли земные житейские нужды?

Ну а если еще проверить наши мысли, наме­рения, движения сердечные, то видно будет, что мы живем только плотью, руководствуясь только законом греховной природы нашей, а не законом Божиим.

Зачем тогда ругаться над именем Господа Иисуса Христа, ибо какие после этого мы христиане?! Разве только хотим называться христианами, а жить как-нибудь, как водится, как нам хочется...

Bоистину страшен будет Суд Его над грешни­ками и наипаче над нераскаянными! «Неблаго­дарные! — как бы так скажет он тогда всякому грешнику — Моя жизнь бесценнее всех жизней человеческих и ангельских, а Я предал Себя на смерть ради вас. Моя Кровь дороже всех сокро­вищ райских, а Я пролил ее всю за вас. Ужели этого была недостаточно, чтобы видеть, как ненавистен Мне грех? И с этим-то грехом вы не захотели рас­статься, не захотели покаяться?! Теперь поздно уже каяться, идите от Мене, проклятые, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелам его!» Таков гнев Судии Праведного на грешников, не захотевших прийти к Нему и покаяться.

Господи, помоги нам, Сам нас научи и направи на путь спасения. Некоторые оправдываются, говоря, что много забот, трудов, тяжело все это исполнять. Правда, нелегко, но и не настолько трудна, насколь­ко нам сатана вкладывает эту мысль, устрашая невоз­можностью все это исполнить. А главное, потому, конечно, что нет в нас достаточной веры в постоян­ный Промысл Божий, мы больше верим в силу денег, в помощь человеческую, чем в помощь Божию.

А если и прибегаем к Божией помощи, то когда? Лишь во время несчастий, когда другие средства не помогают, когда у нас нет выхода. Вот мы тог­да вспоминаем о Божией помощи, да и то не всег­да; а богат человек, деньги есть, здоров, весел, ему не надо ни храма Божия, ни Священного Писания, да и Бога, пожалуй, не нужно пока, до тех пор, пока не случится несчастье.

Да, слаба наша вера, и колеблется наша религи­озная жизнь, как огонь свечи на ветру. А без веры и наша молитва не сильна. Без веры мы лиша­емся и всех благодатных даров Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). С верою в Бога и надеждою на Него и жилось бы лег­че и лучше, с верою и наша кончина блаженна будет.

    Будем же, возлюбленные братья и сестры, дорожить тем залогом веры, который еще живет в нас подоб­но слабому огоньку света, пробивающемуся сквозь темноту нашей греховной жизни. Побольше будем доверяться Божией воле и помощи святых угодников Божиих, хотя и во время несчастия, но с искреннею и твердою мольбою будем просить Спасителя слезным возгласом: «Господи, спаси нас, погибаем!» Аминь.