IX.1. Христиане призваны быть законопослушными
гражданами земного отечества, принимая, что всякая душа должна быть
"покорна высшим властям" (Рим. 13. 1), и одновременно помня Христову
заповедь воздавать "кесарево кесарю, а Божие Богу" (Лк. 20. 25). Но
человеческая греховность порождает преступления - нарушения границ,
положенных законом. Вместе с тем понятие греха, установленное
православными нравственными нормами, гораздо шире, чем представление
светского права о преступлениях.
Главным источником преступления является помраченное
состояние человеческой души: "Из сердца исходят злые помыслы,
убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления"
(Мф. 15. 19). Необходимо также признать, что подчас преступности
способствуют экономические и социальные обстоятельства, слабость
государственной власти, отсутствие законного порядка. Криминальные
сообщества могут проникать в государственные учреждения, дабы использовать
их в своих целях. Наконец, сама власть, совершая противозаконные действия,
может становиться правонарушителем. Особенно опасна преступность,
прикрываемая политическими и псевдорелигиозными мотивами, – терроризм и
тому подобное.
Для сдерживания проявлений беззакония государство создает
правоохранительные органы, целью которых является предупреждение,
предотвращение и расследование преступлений, а также наказание и
перевоспитание лиц, их совершивших. Однако важные задачи искоренения
преступности и исправления оступившихся стоят не только перед специальными
учреждениями и даже не только перед государством, но перед всем народом, а
значит, и перед Церковью.
IX.2. Профилактика преступности возможна прежде всего
через воспитание и просвещение, направленные на утверждение в обществе
истинных духовных и нравственных ценностей. В этом деле Православная
Церковь призвана к активному взаимодействию со школой, средствами массовой
информации, правоохранительными органами. При отсутствии в народе
положительного нравственного идеала никакие меры принуждения, устрашения
или наказания не смогут остановить злой воли. Именно поэтому лучшей
формой предотвращения нарушений закона является проповедь честного и
достойного образа жизни, особенно в среде детей и юношества. Пристальное
внимание при этом нужно уделять лицам, входящим в так называемые группы
риска или уже совершившим первые правонарушения. К таким людям должно
быть обращено особое пастырское и просветительское попечение. Православные
священнослужители и миряне призваны участвовать и в преодолении социальных
причин преступности, заботясь о справедливом устроении государства и
экономики, о профессиональной и жизненной реализации каждого члена
общества.
Вместе с тем Церковь настаивает на необходимости
человечного отношения к подозреваемым, подследственным и гражданам,
уличенным в намерении нарушить закон. Жестокое и недостойное обращение
с такими людьми способно укрепить их на неправом пути или толкнуть на
него. Вот почему лица, не осужденные по законному приговору, даже находясь
под стражей, не должны ущемляться в основных правах. Им необходимо
гарантировать защиту и непредвзятый суд. Церковью осуждаются пытки и
различные формы унижения подследственных. Даже в целях помощи
правоохранительным органам священнослужитель не может нарушать тайну
исповеди или иную охраняемую законом тайну (например, тайну
усыновления). В своем душепопечении о заблудших и осужденных пастыри,
через покаяние узнав сокрытое от следствия и правосудия, руководствуются
тайной исповеди.
Норма, предполагающая защиту тайны
исповеди, содержится в законодательстве многих современных государств, в
том числе в Конституции Российской Федерации и российском Законе "О
свободе совести и о религиозных объединениях".
Священнослужитель призван проявлять особую пастырскую
чуткость в случаях, когда на исповеди ему становится известно о
готовящемся преступлении. Без исключений и при любых обстоятельствах свято
сохраняя тайну исповеди, пастырь одновременно обязан предпринять все
возможные усилия для того, чтобы преступный умысел не осуществился. В
первую очередь это касается опасности человекоубийства, особенно массовых
жертв, возможных в случае совершения террористического акта или исполнения
преступного приказа во время войны. Помня об одинаковой ценности души
потенциального преступника и намеченной им жертвы, священнослужитель
должен призвать исповедуемого к истинному покаянию, то есть к отречению от
злого намерения. Если этот призыв не возымеет действия, пастырь может,
заботясь о сохранности тайны имени исповедовавшегося и других
обстоятельств, способных открыть его личность, - предупредить тех, чьей
жизни угрожает опасность. В трудных случаях священнослужителю надлежит
обращаться к епархиальному архиерею.
IX.3. Совершенное и осужденное по закону
преступление предполагает справедливое наказание. Смысл его состоит в
исправлении человека, нарушившего закон, а также в ограждении общества от
преступника и в пресечении его противоправной деятельности. Церковь, не
становясь судьей человеку, преступившему закон, призвана нести попечение о
его душе. Именно поэтому она понимает наказание не как месть, но как
средство внутреннего очищения согрешившего.
Творец, устанавливая наказание
преступникам, говорит Израилю: "Истреби зло из среды себя" (Втор. 21. 21).
Покарание преступившего закон служит к научению людям. Так, полагая
наказание за лжепророчество, Бог глаголет Моисею: "Весь Израиль услышит
сие, и убоится, и не станут впредь делать среди тебя такого зла" (Втор.
13. 11). В Притчах Соломоновых читаем: "Если ты накажешь кощунника, то и
простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет
наставление" (Притч. 19. 25). Ветхозаветная традиция знает несколько видов
наказания: смертную казнь, изгнание, ограничение свободы, телесное
наказание, денежную пеню или предписание принести жертву на религиозные
цели.
Заключение, изгнание (ссылка), исправительные работы и
штраф сохраняются в качестве наказания и в современном мире. Все эти виды
судебной кары не только имеют смысл с точки зрения ограждения общества от
злой воли преступника, но и призваны служить его исправлению. Так, лишение
или ограничение свободы дает человеку, поставившему себя вне общества,
возможность переоценить собственную жизнь, дабы вернуться на свободу
внутренне очищенным. Труд способствует воспитанию личности в созидательном
духе, позволяет приобрести полезные навыки. В процессе исправительного
труда греховная стихия в недрах души должна уступить место созиданию,
порядку, душевному миру. Вместе с тем важно, чтобы лица, находящиеся в
местах лишения свободы, не испытывали бесчеловечного обращения, чтобы
условия их содержания были такими, при которых их жизнь и здоровье не
подвергались бы опасности, а на их нравственное состояние не влиял бы
пагубный пример других узников. Для этого государство призвано заботиться
о заключенных, и в этой заботе ему должны помогать общество и Церковь.
В христианстве доброе отношение к узникам ради их
исправления имеет глубокую основу. Господь Иисус сравнивает благотворение
заключенным со служением Себе: "В темнице был, и вы пришли ко Мне" (Мф.
25. 36). История сохранила множество примеров помощи святых угодников
Божиих людям, находящимся в заключении. Русская православная традиция
искони предполагала милость к падшим. Святитель Иннокентий, архиепископ
Херсонский, обратился в тюремной вологодской церкви к заключенным с таким
словом: "Не для обличения вас пришли мы сюда, а чтобы преподать вам
утешение и назидание. Видите сами, как Святая Церковь со всеми Таинствами
своими приблизилась к вам, не удаляйтесь же и вы от нее, приблизьтесь к
ней верою, покаянием и исправлением своих нравов… Спаситель и теперь
простирает со креста руки ко всем кающимся; покайтесь и вы, и прейдете от
смерти в жизнь!"
Исполняя свое служение в местах лишения свободы,
Церковь должна устроять там храмы и молитвенные комнаты, совершать
Таинства и богослужения, проводить пастырские беседы с заключенными,
распространять духовную литературу. При этом особенно важен личный контакт
с лишенными свободы, включая посещение мест их непосредственного
нахождения. Заслуживают всяческого поощрения переписка с осужденными, сбор
и передача одежды, лекарственных препаратов и других необходимых вещей.
Такая деятельность должна быть направлена не только на облегчение тяжелой
участи заключенных, но и на помощь в нравственном исцелении искалеченных
душ. Их боль является болью всей Матери-Церкви, которая радуется радостью
небесной и "об одном грешнике кающемся" (Лк. 15. 10). Возрождение
душепопечения о заключенных становится важнейшим направлением пастырского
и миссионерского делания, нуждающимся в поддержке и развитии.
Особая мера наказания – смертная казнь –
признавалась в Ветхом Завете. Указаний на необходимость ее отмены нет
ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом
наследии Православной Церкви. Вместе с тем, Церковь часто принимала на
себя долг печалования перед светской властью об осужденных на казнь, прося
для них милости и смягчения наказания. Более того, христианское
нравственное влияние воспитало в сознании людей отрицательное отношение к
смертной казни. Так, в России с середины XVIII века до революции 1905
года она применялась крайне редко. Для православного сознания жизнь
человека не кончается с телесной смертью - именно поэтому Церковь не
оставляет душепопечения о приговоренных к высшей мере наказания.
Отмена смертной казни дает больше возможностей для
пастырской работы с оступившимся и для его собственного покаяния. К тому
же очевидно, что наказание смертью не может иметь должного воспитательного
значения, делает непоправимой судебную ошибку, вызывает неоднозначные
чувства в народе. Сегодня многие государства отменили смертную казнь по
закону или не осуществляют ее на практике. Помня, что милосердие к падшему
человеку всегда предпочтительнее мести, Церковь приветствует такие шаги
государственных властей. Вместе с тем она признает, что вопрос об отмене
или неприменении смертной казни должен решаться обществом свободно, с
учетом состояния в нем преступности, правоохранительной и судебной систем,
а наипаче соображений охраны жизни благонамеренных членов общества.
IX.4. Желая содействовать преодолению
преступности, Церковь взаимодействует с правоохранительными
учреждениями. Уважая труд их работников, направленный на защиту
граждан и отечества от преступных посягательств, а также на исправление
оступившихся, - Церковь протягивает им руку помощи. Такая помощь
может осуществляться в многообразных совместных воспитательных и
просветительских трудах, направленных на профилактику и предотвращение
правонарушений, в научной и культурной деятельности, в пастырском
окормлении самих сотрудников органов охраны порядка. Взаимодействие Церкви
и правоохранительной системы зиждется на основе церковных установлений и
специальных договоренностей с руководством соответствующих ведомств.
Однако самым действенным в преодолении преступности
призвано быть пастырское служение Церкви, особенно в Таинстве
Покаяния. Любому, кто кается в совершенном правонарушении, в качестве
непременного условия разрешения от греха священник должен решительно
предложить отказаться пред Лицом Божиим от продолжения преступной
деятельности. Только таким образом человек будет побужден оставить путь
беззакония и вернуться к добродетельной жизни.