БЕСЕДА ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ КОНСТАНТИНОВА (+2006Г.) В НЕДЕЛЮ 14-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

Брачный пир

Евангелие рассказывает нам притчу о том, что некий человек, будучи царем и, следовательно, в своем роде человеком известным, решил сделать брачный пир для своего сына. Естественно, что событие подобного рода празднуется довольно широко. Брачный же пир царского сына праздновался особенно торжественно. На пир было приглашено много народа и не вообще народа, а особо избранный круг людей, очевидно, люди наиболее близкие к царскому дому, и, конечно, наиболее близкие друзья. Евангельское повествование называет этих приглашенных «званными», подчеркивая, тем самым, их особое значение в данном случае.

«И послал рабов своих звать званных на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званным: "вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир". Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; Прочие же, схвативши рабов его, оскорбили и убили их». (Мф. 22, 3-6).

Как видно из этого отрывка из Евангелия, приглашенные пренебрегли приглашением и вместо того, чтобы посетить брачный пир, занялись каждый своими повседневными делами. Таким образом, все те люди, на присутствие которых рассчитывал почтенный хозяин дома, проявили явное пренебрежение к его приглашению, поступили крайне невежливо, даже невоспитанно, одновременно преувеличивая значимость своих повседневных дел. Собственно говоря, не было никаких причин отказываться от приглашения, кроме желания заниматься в этот день своими обычными будничными делами. Это стремление к деловой будничной повседневности, становящейся кумиром многих людей, привело к непродуманным, легкомысленным поступкам, каким был отказ от участия в брачном пире сына человека, от которого, очевидно, они в какой то степени даже и зависели. Необдуманное несерьезное отношение к полученному приглашению привело не только к оскорблению хозяина дома, но даже и к преступлению. Ибо избиение и даже убийство рабов, принесших вторичное приглашение является уже преступлением. Но такова бывает логика тех, кто охвачен культом своей повседневности, для кого выход, хотя бы временный за рамки этой повседневности настолько труден и мучителен, что человек готов идти на все, чтобы только не отказаться даже временно от него.

Здесь даже имеется ввиду не пресловутая коммерция и нажива, связанная с ним, а тот привычный кругооборот повседневной жизни, к которой человек невероятно привыкает и который делается для него своеобразно уютным и привлекательным; привлекательным и успокоительным настолько, что он уже не хочет подняться на иную высшую ступень, ибо эта ступень требует переделки и пересмотра существующего.

Какова была реакция хозяина дома, царя, пригласившего званных? Сначала он очень терпеливо посылает вторично своих слуг повторить приглашение, полагая, что отказ был непродуман, случаен, и является плодом какого то недоразумения. Но когда он услышал об избиении и даже убийстве своих рабов, то реагировал уже на это совершенно иначе.

«Услышав о сем, царь разгневался и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: "брачный пир готов, а званные не были достойны; Итак пойдите на распутья и всех, кого найдете, зовите на брачный пир". И рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими». (Мф. 22, 7-10).

Итак, званные оказались недостойны приглашения и были заменены людьми совершенно новыми, собранными на распутьях земных дорог. Эти люди, на первый взгляд случайно пришедшие на пир, оказались новыми званными, заменившими тех, кто должен был быть на этом пире.

Но не в этой констатации заключается жизненный смысл данной притчи. Он имеет глубокое жизненное содержание, несмотря, на внешне-историческую форму, связанную с теми социальными условиями, в которых зародилось христианство, как будто чуждую нашей современности. Но именно только «как будто». И данная притча и все Евангелие в целом находятся вне своей на первый взгляд неизбежной «исторической обусловленности» и остаются столь же жизненными сегодня, как и две тысячи лет тому назад. Это одна из величайших особенностей Евангелия, свидетельствующая о его неземном происхождении.

Притча о брачном пире говорит нам, что в нашей жизни есть нечто, что неизмеримо выше нашей земной повседневности, повседневности или чисто материальной, или не выходящей из пределов низших форм душевной жизни. Мы привыкли к ней, мы живем этой повседневностью; ее неотвратимый круг засасывает нас, и мы вертимся часто как белка в колесе, работаем, напрягаемся, устаем, выбиваемся часто из сил, хлопочем, кончаем одно, начинаем другое, кончаем другое, начинаем третье и так без конца. Этот круг жизненных мероприятий, который не имеет ни конца ни начала, за исключением естественного конца земной жизни, неизбежной для каждого человека, превращается в своеобразный и привычный для нас фетиш, постепенно настолько нас поглощающий и сращивающийся с нами, что мы уже теряем навсегда способность мыслить о возможности иного плана бытия.

И вот тут раздается голос, призывающий нас на брачный пир, говорящий одновременно о том, что мы званные, т. е. избранные для присутствия на брачном пире сына нашего царя, правителя, или, если угодно какого-то почитаемого всеми человека. Что означает быть званный и присутствовать на брачном пиру? Это означает, во-первых, что вы являетесь личностью, не потерявшей способность мыслить и жить иными категориями, чем наша повседневность, вы не потеряли возможность жить духовной жизнью, а во-вторых, вас зовут задуматься о том, что, кроме назойливой повседневности, имеются иные планы жизни, жизни духовной, ничего не имеющей общего с той жизнью, к которой мы так привыкли. Приглашение на пир означает приглашение или предложение задуматься об ином плане бытия и прикоснуться к миру иному, реально существующему, но не видному тем, кто слишком глубоко погряз в повседневности. Приглашение на брачный пир — это зов задуматься над сущностью жизни, постараться понять ее смысл и назначение. Приглашение на пир — это первая встреча человека с тем Вечным Началом, которое созидает этот мир. Приглашение на пир это временное отвлечение от прозы повседневности, отвлечение, предназначенное для того, чтобы человек, побыв на этом пиру, вошел в иной план повседневности, повседневности духовной, неразрывно связанной с глубочайшими основаниями бытия. Приглашение на пир — это избранничество, избранничество, построенное не на привычных мерках нашего материального бытия, а избранничество, утверждающееся в мире на духовной оценке человеческой личности. Но, получая это избранническое приглашение на пир, надо помнить одновременно слова, сказанные Господом, по поводу этой притчи: «много званных, а мало избранных».

Это говорит и о том, что в мире имеется много людей, имеющих потенциальную возможность приблизиться и войти в иной план бытия еще здесь на земле, но далеко не все они осуществляют на практике данные им возможности и способности. Но те, которые отказываются использовать данные им возможности, и предпочитают всю свою жизнь оставаться в низшем плане бытия, в конце концов, духовно умирают, т.е. теряют возможность не только жить, но просто прикоснуться к тем или иным формам духовной жизни здесь на земле. И такие духовно мертвые люди ходят между нас, мы с ними каждый день встречаемся и их исчезнувшее духовное начало невидимому никогда ни при каких обстоятельствах не возродится к жизни. Они навсегда остались в низшем плане земного бытия. Это те званные, которые отказались прийти на брачный пир сына, увлеченные до беспредельности затягивающим человека культом повседневности. Но всегда найдется немало новых званных, которые готовы с радостью войти на брачную вечерю Сына, призванные к ней Его Отцом.