ПРОПОВЕДЬ ПРОТОИЕРЕЯ ЛЕОНИДА КОНСТАНТИНОВА В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ МОСКОВСКОГО ПЕТРА, ВСЕЯ РОССИИ ЧУДОТВОРЦА.

Святой митрополит Петр — устроитель Москвы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братья и сёстры!

В эти дни страна отмечает 865 лет исторического бытия столицы нашей Родины — Москвы. До сих пор спорят — а что означает само это слово — «Москва» и кто является подлинным основателем Москвы. Кто-то называет имя Юрия Долгорукого, при котором впервые в летописи есть упоминание о Москве, но она существовала и до него. Другие говорят, что это Иван Калита, который первый построил каменные стены вокруг Кремля.

Но сегодня Церковь прославляет память одного из своих великих святых. Это святитель Пётр, митрополит Московский, посох которого до сих пор передаётся каждому избранному Русскому Патриарху, как живая преемственность Московских Святителей. Его заслуга перед Церковью и Россией огромна и её оценка принадлежит будущему. Ибо вместе с древнерусскими князьями именно он является подлинным устроителем и родоначальником Святаго, града Москва. Только благодаря ему неизвестная доселе Москва становится столицей русского государства.

В 1325 году именно он, митрополит Пётр, перенёс свою святительскую кафедру из Владимира, в маленькую деревянную Москву, предвидя её будущее величие и её историческую задачу — собрание земель русских. И с этого времени Москва стала центром духовной и гражданской жизни Руси и как магнит стягивала воедино все русские земли, способствуя их централизации.

Сохранилось два жития митрополита Петра. Из них мы узнаём, что ещё будучи ребёнком, с 12-ти лет он вёл суровую аскетическую жизнь в одном из пустынных монастырей на Волыни, прошёл все степени монашеских подвигов и удалился в ещё более глухое место в Галиции, где основал монастырь. Когда митрополит Киевский Максим посетил те места, Пётр с братией, вышел к нему навстречу за благословением и преподнёс им самим написанную икону Богородицы, которую потом митрополит Максим украсил золотом и каменьями и молился перед ней до конца своей жизни. «Пётр-иконник» — так звали будущего святителя за его великий дар — создавать святые иконы. Ему Максим завещал быть своим преемником и после долгих уговоров он был посвящён Константинопольским патриархом в митрополиты всея Руси.

Вернувшись на Родину Пётр переехал из сожжённого монголами Киева во Владимир, где много сил отдал примирению русских князей, постоянно погашая их распри и ссоры за первенство. Но всё чаще взоры мудрого митрополита обращались к центру земли Русской — к маленькой и неизвестной в то время Москве. Предвидя в ней зачатки будущего государства Российского он переселился в Москву и перенёс туда свою митрополию.

Вот с этого то момента, с этих пор, вся деятельность митрополита Петра была направлена на собирании вокруг Москвы раздробленных русских земель, попранных монголотатарами. А Московский князь Иван Калита приобрёл в нём ближайшего советника и друга, который своей святительской властью мог теперь заставить своевольных соседних князей подчиниться воле Москвы и постоянно помогал ему молитвой, мудрым советом и благотворным влиянием, не переставая в то же время заботиться и о процветании Церкви. В лице Московского князя Пётр увидел избранника Божия за его великое благочестие и милость к бедным.

Медленно но верно, по молитвам святителя, молодая Москва расширяла пределы своего княжества — сперва до Коломны и Серпухова, затем до Углича, Звенигорода и Костромы. В это же время, как повествует летопись, пришёл с Запада в Москву боярин Андрей, ставший родоначальником дома Романовых; а с Востока — из Орды — мурза Чет, родоначальник Годуновых. Именно с благословения святителя Петра началось московское собирание земли Русской, а Москва стала новой столицей вместо отдалённого Владимира и сожжённого Киева. Просвещённый благодатью Святаго Духа митрополит Пётр предвидел великую будущность Москвы и знал что именно она соберёт под свою сень истерзанные и раздробленные части Святой Руси.

Таким образом всё больше укрепляясь со стороны гражданской и духовной власти Москва становиться политическим и религиозным центром нашей Родины.

Уже в 1328 году она официально именуется великокняжеским городом и сердцем молодого государства Российского. Но митрополиту Петру не суждено было увидеть это торжество — он скончался за два года до этого и его предсмертные слова оказались пророческими. Завещая Ивану Калите построить в Кремле храм в честь Успения Пресвятой Богородицы святитель сказал: «Если послушаешь меня, сыне мой, то и сам прославишься более других князей с родом твоим, и город этот будет самым славимым между всеми городами русскими, и великие святители поживут в нём, а кости мои здесь и положены будут».

Московский князь исполнил завещание святого, построил на этом месте великолепный храм Богородицы и тем вручил Ей, Её небесному покровительству молодую Москву, ставшую с тех пор столицей земли Русской. Сюда, в Успенский собор были перенесены и мощи святителя, а спустя всего лишь 13 лет после кончины, ещё при жизни Ивана Калиты, митрополит Пётр был торжественно прославлен Церковью как великий святой.

Память его празднуется 3 раза в году, а на иконах он изображён маститым старцем с широкой седой бородой и любящими глазами, держащим в левой руке Евангелие, а правой благословляющим.

Изображение святителя отражает его духовную мудрость, любвеобильность и заботу о своих чадах. А Церковь величает его как «всего священства украшение».

Его глубокая мысль сделать Москву всероссийской политической и духовной столицей была позднее прекрасно освещена русскими историками Соловьёвым, Ключевским и Карамзиным.

Так благодаря молитвам и пророчеству митрополита Петра началось возвышение, величие и слава Москвы. Здесь он утвердил престол Первосвятителя Российского и мало известная до этого Москва стала живым сердцем России, вокруг которой воссоединялись все разрозненные князья.

Сбылись слова Петра и о святителях Московских, его наследниках.

Отсюда митрополит Алексий своею святостью и молитвою покорил татаро-монгольского хана, исцелив ханшу Тайдулу и тем избавив русское государство от многих напастей.

Здесь митрополит Иона ознаменовал своё святительство тем, что даровал Русской Церкви независимость от уже угасающего Константинополя сделав её автокефальной.

Здесь митрополит Филипп безбоязненным обличением защищал народ Божий от царского гнева.

Здесь впервые воссияло Патриаршество в лице святителя Иова, а его приемник, святитель Гермоген, защитник веры и горячий патриот, своими призывами поднял народные силы против Самозванцев в Смутное время.

И теперь эти великие святители, как неугасимая лампада, сияют своими молитвами перед престолом Божиим и освящают нам жизненный путь.

А святая Церковь празднуя память митрополитов Московских в один день, воздаёт каждому из них равную честь как небесным покровителям града Москвы и молитвенникам за наше Отечество. «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!» - сказал позднее Пушкин.

Когда в середине 15-го века пал Второй Рим — Византия, всё упование православных народов было обращено на Третий Рим — на Москву.

Враги со всех сторон, удар за ударом, подступали к московским стенам. Но как волны бессильно разбиваются у гранитных берегов и отступают обратно, так отступали от твердыни московской и чёрные рати. Как мифический «феникс» она постоянно возрождалась из пепла, делаясь ещё краше и величественнее. А временные неудачи оказывались благом для Москвы, закаляя волю русского народа к борьбе и увеличивая его надежду на помощь Божию.

Из всех великих заслуг Москвы перед Россией самым главным является троекратное освобождение Отечества нашего от иноземного ига — сперва монгольского, затем польско-литовского и французского, а также блестящая победа наших войск под Москвой в декабре 1941 года.

Вспомним, что ровно 200 лет назад, в сентябре 1812 года здесь, в Москве хозяйничали наполеоновские солдаты. Незадолго до похода в Россию, по приказу Наполеона в Париже была отлита медаль на которой изображалась рука обращённая к облакам, к Богу и надпись: «Тебе небо — мне земля!» Он добровольно уступал Господу небеса, и когда после вторжения в Россию перед ним открылись две дороги — на Петербург и на Москву, он решил поразить русское государство в самое сердце. По воспоминаниям Стендаля, участника наполеоновских походов, с вершины Поклонной горы перед французами открылось дивное зрелище — великое множество блестящих на солнце церковных куполов русской столицы. «Нам всем казалось, — говорит он, — что над громадным городом висят сотни золотых шаров. Мы были поражены красотой этого дивного зрелища, ибо ничего подобного ни в одной столице Европы мы не видели».

Но именно Москва стала началом конца Наполеона. Она стала капканом для раненого на бородинском поле зверя. Неприятель не вошёл в неё, он был в неё пущен на свою пагубу, ибо в её пожаре сгорела слава Наполеона и отсюда началось отступление и гибель Великой армии и самого французского императора, доселе непобедимого.

В этом вновь проявилось чудесное охранение Москвы Божьим Промыслом и снова сбылись слова её устроителя — митрополита Петра о немеркнущей славе нашей столицы. Поэтому Москва — это не только наше прошлое и настоящее — она наше будущее. Жива Москва, значит жива Россия и живо Православие.

И сейчас даже европейские историки признают, что Московская Русь закрыла собой центральную и Западную Европу от нашествия Орды а затем и Тамерлана. Они не могут отрицать и того факта что именно Москва и Россия избавили и в последствии Европу и мир от тирании Наполеона а затем и фашизма.

Отмечая в этот день память святителя Петра мы знаем, что если в земной жизни он горячо молился за землю русскую — то тем более сейчас, когда предстоит он Престолу Божию и приобщился вечной славы — тем более сильна и горяча его молитва за всех нас.

И сегодня, в этом древнем соборе, мысленно вглядываясь в туманную даль веков, видишь живую связь времён — первый святитель града Москвы митрополит Пётр — и последний патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Один такой далёкий — другой такой близкий. Но Церковь небесная и земная — едина! У неё никогда не было спокойного времени, а потому и два Московских первосвятителя молятся сегодня рядом, потому что в богослужении нет времени, но есть подлинное бессмертие, которое не требует доказательства, но слышно во все дни человеческой истории за каждой Божественной Литургией!

С праздником братья и сестры! Аминь.

Проповедь произнесена в Успенском соборе Московского Кремля в присутствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — 6.09.2012 г.