БЕСЕДА ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ КОНСТАНТИНОВА (+2006Г.) В НЕДЕЛЮ 9-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ


БЕСЕДА ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ КОНСТАНТИНОВА (+2006Г.) В НЕДЕЛЮ 9-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
 

На озере Генисаретском

Чудесное насыщение пяти тысяч человек и длительная беседа Господа с окружавшим Его народом закончились.

«И тотчас понудил Иисус учеников своих войти в лодку, и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ» (Мф. 14, 22).

Евангелие говорит, что Господь понудил учеников войти в лодку и выплыть в озеро. Слово понудил довольно ясно свидетельствует, что ученики не хотели плыть без своего Учителя. Они хотели остаться с Ним. Но Господь понуждает, заставляет их в этом случае сделать то, что Он считает нужным. Как мы видим из этого примера, Спаситель полагал иногда возможным направлять волю других людей к тем целям, которые Он считал необходимыми в данный момент, ибо далеко не всегда свободная воля человека направляется к благим и верным целям и далеко не всегда свободное волеизлияние человека бывает истинным и правильным. Господь понуждает учеников немедленно отплыть и на это у Него были совершенно определенные причины, которые, невидимому, не достаточно осознавались учениками.

И первой причиной, побудившей Его понудить учеников отправиться прежде Него, было желание отпустить народ. Что значит отпустить народ? Обыденное человеческое мышление скажет: кончилась беседа с народом, и последний стал расходиться. На это потребовалось вероятно не столь уже много времени и поэтому не совсем понятным является желание Господа отпустить учеников раньше, чем разошелся народ. Но именно это желание Спасителя свидетельствует о том, что процесс отпуска народа был не столь уже быстр и он не заключался просто в том, что весь народ молча расходился. Несомненно, что большинство присутствующих расходилось, не подходя к Спасителю, но очевидно также и то, что среди присутствующих было немало людей, подходивших к Спасителю и беседовавших с Ним и вопрошавших Его. И поэтому то, что называется в Евангелии «отпустить народ» означало живое общение с этим народом. Это живое общение с народом требовало достаточно много времени. Ученики Господа не могли помочь Ему в этом. Они были также утомлены прошедшим днем. Поэтому Господь и понуждает их отправиться в лодке на другую сторону по направлению к Капернауму, не ожидая Его, ибо это ожидание было бы длительным и трудным для уставших людей и практически совершенно бесполезным.

Но была и вторая причина, по которой Господь хотел остаться без учеников.

«И отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один» (Мф. 14, 23), Господь хотел остаться один, что бы предаться молитве. И эта молитва совершалась Им на горе. Почему Господь совершает молитву на горе? Почему Он преобразился на горе перед избранными учениками? Почему часто святые подвижники совершали молитву на вершине горы или холма? Почему так часто и иноческие обители лепятся к склону или вершине гор или возвышенностей? Не потому, конечно, что вершина горы или холма «ближе к небу», а потому, что вершины гор наиболее совершенно открывают каждому находящемуся на них красоту и бесподобность Божьего творения. Ибо та широкая панорама, которая открывается в той или иной степени с вершины почти каждой горы дает возможность не только видеть Божье творение во всей его красоте, но и приближает и как бы соединяет его с тем, кто находится на горе. Именно на горах особенно вспоминаются слова псалмопевца — «Господи Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!» (Пс.8), и именно на горах всегда особенно рвется земная молитва к небу. Поэтому так часто совершается молитва на горе, поэтому и Господь наш уходил на гору для беседы со своим Отцом, поучая нас молитве.

Пока Господь находился на горе, пребывая в молитве, ученики давно уже были в пути. Однако, поднявшийся ветер постепенно превратил спокойную поверхность озера в бушующую стихию. Лодку било волнами, достигающими на Генисаретском озере значительной величины. И в это время, когда стояла над бушующим озером ночь, ученики увидели Господа, идущим по волнам. Это было столь необычно и невероятно для них, что ученики «встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали» (Мф. 14, 26).

Господь подходит ближе к лодке и ободряет своих учеников. Они узнают Его. И в это время раздается голос апостола Петра:

«Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И вышед из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу; Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И когда вошли они в лодку, ветер утих» (Мф. 14, 28-32).

Петр пошел по воде. Он пошел, потому что в этот момент вера в Господа у него затмила всё остальное. Он ступил на воду ни одной минуты не сомневаясь, что вода под его ногами будет столь же тверда и устойчива, как земля, по которой мы привыкли ходить. Вернее, он даже об этом не думал. Он — переступил из одной устойчивой плоскости, т. е. лодки на другую — воду, он просто шел к Господу, по воде, также естественно, как мы все ходим по земле. И когда мы идем по земле в обычных условиях, никому из нас не приходит в голову, что земля расступится и поглотит нас. Тоже самое было и с апостолом Петром, когда он шел по воде. Эта как бы естественная уверенность апостола Петра была проявлением того величайшего духовного напряжения, которое у него в этот момент было. И стихия подчинилась духовной силе человека, свидетельствуя в веках, что дух господствует над материей, и что духовное начало господствует в мире, вопреки современному материализму, утверждающему противное.

Хождение апостола Петра по водам бушующего озера свидетельствует не только о неограниченных возможностях человеческого духа, но еще и о чем-то и другом. Идя по воде, апостол усомнился, вернее, испугался бушующей стихии. Этого было достаточно, чтобы та чудесная сила, которая вела его по поверхности воды, вдруг перестала действовать, и Петр стал тонуть. Даже трудно представить себе, почему он стал тонуть в прямом смысле этого слова. Ведь он был профессиональный рыбак, проведший всю жизнь на воде и прекрасно умевший плавать. Об этом умении плавать у апостола Петра упоминается в Евангелии. А умеющий плавать человек, даже во время сильного волнения, может погрузиться в воду, но сразу потонуть никак не может, и будет еще долго держаться на воде. Но Петр, как подчеркивает Евангелие, сразу «начал утопать», выражение имеющее только один совершенно определенный смысл. Это случилось исключительно потому, что реакция перехода от высшего духовного напряжения к сомнению и страху была столь резка, сильна и неожиданна, что этот контраст в духовном состоянии апостола Петра привел его к полной растерянности; он потерял в этот момент часть своих физических и душевных способностей, которыми он всегда обладал.

Этот случай с апостолом Петром говорит нам и о том, что быстрая духовная деградация, временного или постоянного характера, случайная или закономерная, разрушающе действует не только на духовную жизнь человека, но и на его душевное и даже физическое состояние. Именно поэтому современная медицина, в лице ее лучших представителей, связывает многие болезненные процессы в организме своих пациентов с их духовным состоянием.

            Господь поддержал апостола Петра, простер к нему руку, и они вместе вошли в лодку. Господь поддерживает и простирает руку к каждому человеку, еще младенчески начинающему испытывать свои духовные силы, иногда срывающемуся на этом и начинающему тонуть в волнах бушующего житейского моря. А это море во много раз страшнее той бури, которую испытали тогда ученики Христа. Но и в волнах этого страшного моря мы никогда не останемся одни, как не остался в волнах один апостол Петр, воскликнувший: «Господи! спаси меня».