СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ МАКСИМА КОЗЛОВА В НЕДЕЛЮ 17-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, ОНА ЖЕ И ПО ВОЗДВИЖЕНИИ.

О Женщине-Хананеянке.

(Мф. 15, 21-28; Мк. 8, 34 — 9, 1.)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. 

Сегодня, дорогие братья и сестры, с очередным воскресным днем по Пятидесятнице совпадает Неделя по Крестовоздвижении. Поэтому на Божественной литургии мы слышали два апостольских и два евангельских чтения.

В регулярном зачале Евангелия от Матфея мы с вами слышали повествование о женщине-хананеянке и об исцелении ее ребенка. Это повествование многих вводит в недоумение. Тем не менее оно имеет очень глубокое сотериологическое — то есть имеющее связь с нашим спасением — значение. Что мы читаем в этом евангельском отрывке? Мы узнаем, как женщина-хананеянка обращается к Христу Спасителю с просьбой исцелить ее тяжко болящего, беснующегося ребенка. И что же отвечает ей Господь? Сначала Он говорит: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева», то есть отказывает ей. Во второй раз, когда она продолжает просить и после этого отказа, говорит по видимости еще более жестко — что не должно взять еду у чад, у сыновей и отдать ее псам. Но она и после этого не унывает, не оскорбляется отказом, а подходит и продолжает говорить удивительные по смирению слова. Она говорит: «Но и псы едят крохи, которые падают от трапезы сыновей». И за эту великую веру Господь ее прославляет и совершает чудо исцеления ее ребенка.

Как же понять это повествование? Почему Богочеловек, Человеколюбец и Спаситель рода человеческого подвергает эту женщину такому испытанию? Дело в том, что, зная, как изведать меру ее веры, Господь хочет и нас научить тому, как должно нам к Нему обращаться с просьбами.

Человек должен просить Бога, воспринимая себя не как имеющего право получить просимое. Он должен быть готов воспринимать себя не как принадлежащего к некоторому сообществу, членство в котором дает право просимое получить. Нужно быть готовым отказаться смотреть на себя как на существо в целом приличное, имеющее, конечно, какие-то грехи, но имеющее и права, худшее святых, но лучшее многих других, которые окрест стоят и которые исполнение прошений своих получают, и поэтому права на ответ от Бога имеющее.

В этом смысле (хотя редко кто это проговаривает, но внутри в сердце своем часто каждый располагает) человек оказывается не просителем у Бога, но требователем того, что он хочет, чтобы то, что ему нужно, исполнилось.

Господь перед исцелением ребенка женщины-хананеянки показывает, как нужно относиться к прошениям, если мы хотим получать от Бога просимое. Должно, во-первых, понять, что мы никакого права на непременное исполнение того, что мы просим, не имеем. Нужно принять, что мы те самые недостойные сыновства, Божественного усыновления псы. Таковые, если не будут ставить себя выше, а скажут: «Да, если мне дадут крохи от трапезы сыновей, то это будет величайшей для меня наградой и я этим готов питаться, это принять и большего ничего не требую», — кто так душу свою расположит, тот имеет упование получить от Бога просимое с пользой не только для земной жизни, но и жизни вечной. Этот урок, который дает нам Господь в сегодняшнем Евангелии, очень и очень важен не только для той, которая получила желаемое (ведь для матери самое дорогое событие — исцеление ее ребенка), но и для всех нас.

Впрочем, дорогие братья и сестры, чтобы правильнее понять смысл сегодняшнего евангельского повествования, мы должны правильно перевести его. Славянский и русский перевод Евангелия здесь звучит очень сурово: говорит нам о псах и о сыновьях. Если мы откроем рассказ апостола и евангелиста Матфея в греческом оригинале Священного Писания, то мы увидим, что Христос, обращаясь к этой женщине, суровость отказа смягчает тем, как этот отказ произносится. Господь говорит, если буквально перевести Его слова: не добро отнять хлеб у сыновей и бросить его щеночкам, которые питаются у этого стола, трутся и выпрашивают то, что едят люди, за столом сидящие. И перед нашим взором предстанет совсем другая картина. Не огромные дикие псы, где-то там в загоне гавкающие, ради которых надо отнимать еду у людей, а те самые маленькие щенки, которые вьются под ногами и которым, конечно, тоже не должно давать пищу людей. Но так же, как они пользуются любовью человеческой, так и те, кто подобно им с лаской, с осознанием того, что права не имеют, просить будут, получат просимое от Бога.

Если мы будем так себя располагать, так слушать Евангелие и соотносить себя с теми, о ком Господь в Евангелии благовествует, то верим, что то, чего мы должны искать, — единого на потребу, то, к чему мы должны стремиться, нам будет дано. Как в другом евангельском отрывке сегодня говорит Господь: будем стремиться к тому, чтобы оказаться Ему верным всегда, чтобы никогда не постыдиться Его исповедать, чтобы не оказаться в такой ситуации, когда мы устыдимся сказать или показать, что мы православные христиане. Об этом и должна быть наша главная просьба, наше главное прошение, и да услышит нас Господь.

Аминь.

04.10.2009