Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
CЛОВО В ПРАЗДНИК АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА.
По мнению учителей Церкви, человек создан для того, чтобы
восполнить число отпавших ангелов. Следовательно, мы
должны войти в Собор Ангелов. А для этого, подумайте,
дорогие мои, как чиста и свята должна быть наша жизнь. Как
еще здесь, на земле, мы должны заблаговременно
подготавливать себя к сожитию с Ангелами, к вхождению в их
светлое и святое собрание. В тот их Собор, который мы с
вами ныне так торжественно празднуем!
Святый Архангеле Божий Михаиле, отжени от нас
молниеносным мечом твоим духа лукавого, искушающего
нас.
О великий Архистратиже Божий Михаиле –
победитель демонов! Победи и сокруши всех врагов наших,
видимых и невидимых, и умоли Господа Вседержителя, да
спасет и сохранит нас Господь от всех скорбей и от всякия
болезни, от смертоносныя язвы и от напрасныя смерти, ныне
и присно и во веки веков. Аминь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, возлюбленные други мои, праздник и прославление
Архистратига Михаила и неисчислимого сонма Ангелов. Это
великий праздник для всей Православной Церкви, а для нас
он сугубый: храм, в котором мы с вами сейчас находимся,
освящен в честь Архистратига Михаила – вождя и
предводителя всего Небесного Ангельского Воинства, верных
и ревностных служителей Вседержителя и Творца Бога. День
этот (8 ноября по церковному календарю) – главный из
всех праздников в честь святых Ангелов. В просторечии он
именуется Михайловым днем и очень чтим верующими людьми. А
Церковь именует его Собором Архистратига Михаила и прочих
Небесных Сил бесплотных. Собор, то есть соединение,
совокупность всех святых Ангелов во главе с Архистратигом
Михаилом, ибо они все совокупно и единогласно славят
Святую Троицу, единодушно служат Богу.
|
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, новгородская школа |
Этот день, дорогие мои, Церковь
посвятила Архистратигу Михаилу – вождю
Небесных Сил, и на иконах изображают его в грозном и
воинственном виде. На голове его шлем, в руке меч или
копие. Под ногами пораженный им дракон. С кем и против
кого воюет этот отважный предводитель?! Мы знаем с
вами, други мои, что весь ангельский мир, который был
создан еще до создания человека и всего видимого мира,
был наделен при творении великими совершенствами и
благодатными дарами. И велико, и славно было его
предназначение. Среди этого ангельского мира один из
верховных ангелов – Денница – открыл в
самом себе источник зла и гордости и восстал против
своего Творца. Ангелы, подобно людям, сотворены со
свободной волей. И вначале они могли злоупотребить этой
свободой и впасть в грех. Что и произошло с Денницей.
Он пожелал быть самостоятельным, не зависящим от Бога.
Мир духовный поколебался, и часть Ангелов последовала
за ним. И вот в этот момент из той же ангельской среды
выступает поборник славы Божией и защитник чести
ангельского мира – Архистратиг Михаил. Он властно
произносит: «Никто как Бог!» –
обращаясь этим призывом ко всем Ангелам. Этими
дерзновенными словами он показал, что он знает Бога,
признает только Его одного – Единого Бога, Творца
и Властителя всей Вселенной. «Никто как
Бог!» – смело и решительно заявляет он,
свидетельствуя о величии Божием. В этом его поступке
проявились его личные качества: твердая вера, смелость
и решительность в действиях, способность не только
верить, но и свидетельствовать о Боге; излучая,
распространять воспринятый им Божественный свет на весь
мир. Борьба была трудной, ибо Денница был наделен
великими совершенствами. Но силы добра превозмогли над
силами зла… Денница свергнут с неба со всеми
своими последователями. А Архангел Михаил утвердился
как вождь всего ангельского мира, верного Богу. С тех
пор в руках Архистратига Михаила меч, ибо сатана,
свергнутый с неба, не перестает воевать против
небожителей. Падшим ангелам пресечена возможность
проникать в высшие области мироздания. И потому они всю
злобу свою устремили на людей, и в первую очередь на
всех верующих в Бога.
Может ли меч Архангела Михаила при таких обстоятельствах
оставаться в бездействии? Конечно, нет! Архистратиг не
перестает воевать с ангелами зла и тьмы, ограждая верных
чад Божиих от их коварных происков. И борьба сия в высшей
степени ожесточится перед концом мира. Теперь всем нам
должно быть понятно, почему Архистратиг Михаил
изображается в таком воинственном виде. Он защитник Церкви
Божией. И вид его должен приводить в страх врагов Божиих.
Мы же должны радоваться, что имеем такого отважного
защитника – победоносного вождя Небесных Сил.
Мы должны помнить, что охранительный меч его будет всегда
за нас, если только мы не вступим в союз с тем врагом,
против которого борется Архистратиг Михаил. Ангелы,
оставшиеся верными своему Творцу и составившие воинство
Архистратига Михаила, с течением времени настолько
утвердились в добре, что грех для них сделался
невозможным. Не потому, что они, имея свободную волю, не
могут преступить воли Божией, а просто потому, что они не
захотят этого делать, не захотят грешить. Обратите
внимание, други мои, на эти слова. Не захотят грешить! Как
это для нас с вами назидательно. Не захотеть грешить
– значит получить возможность приблизиться к Богу и
видеть Его, как видят Его Ангелы. Служить Ему и только
Ему, исполняя Его повеления.
Слово «ангел» означает «вестник».
Такое наименование имеют бесплотные духи потому, что они
возвещают людям волю Божию. Ангел – это тот,
кого Господь может послать с поручением и который в
точности исполнит то поручение. Ангелы обитают везде. Но
преимущественно на небе, вокруг Престола Божия. Там, где
Бог наиболее открывает им Свою славу, а через них и Свою
волю в отношении людей. Святые отцы Церкви называют их
вторыми светами, как бы отблеском Божественного света. Они
— светы вторые! Как это нам понять?! С чем сравнить,
чтобы было доступно нашему уму? Находясь в
непосредственной близи к Богу, Ангелы наполняются
восхищением, Божиим величием, Его святостью, мудростью и
величайшей любовью Творца Вселенной к Своей твари. Некий
Божественный свет широкой рекой свободно льется через них.
Но не просто протекает через них, как по свободному
желобу, и не задерживаясь, истекает и пропадает. А льется
так, как льется, искрясь и сияя, свет, когда он попадает
на драгоценный камень. Дойдет свет до его середины и
оттуда отразится ответным сиянием, и распространяется, и
множась, бьет во все стороны, преломляясь на гранях,
окрашивается в изумительные цвета, озаряя, а порой и
ослепляя своей красотой. В этом образ подлинной святости.
Небесные Силы восприняли в себя свет Божий. Преломили его
в себе и, отразив и раздробив на множество прекрасных
лучей, распространили вокруг себя, отдав людям, способным
к его восприятию. И вот в этом отраженном сиянии
Божественного света, сиянии неуменьшенном, непотемненном,
но сиянии, приумноженном и радостнотворном, приносящем
жизнь, мы познаем Бога! Если бы не Ангелы, мы никогда даже
в малой, доступной человеку степени не могли бы ощущать и
воспринимать Божественный свет. Сами мы не способны видеть
и ощущать славу Божию – нам нужны посредники,
которые так преобразуют ее, что она становится доступной и
нам. И вот Ангелы являются для нас этими
посредниками.
Други мои! А отражают ли люди этот воспринятый ими
Божественный свет? Способны ли люди на это?! Да! Люди
безупречной жизни и пламенной любви к Богу зримо для
окружающих в определенные моменты жизни светятся этим
Божественным светом. Читая жития святых, мы найдем много
примеров тому. Про таких людей богослужебные тексты
говорят нам: «Ангельски пожив на
земли»… – или –
«житие твое равноангельно бысть». Назову вам,
как пример, два имени наших соотечественников, живших в
очень близкие к нам времена. Это всем нам хорошо известный
преподобный Серафим Саровский и менее известный
харьковский святитель Мелетий. Оба они носили в своих
сердцах горящий пламень любви к Богу. Вспомните также
повествование из Деяний апостольских. Когда судили
первомученика архидиакона Стефана, он сказал, что видит
небо отверстым и славу Божию – и все, сидящие в
синедрионе, видели лицо его как лицо Ангела. Это
свидетельствует о возможности и доступности для нас еще в
этой земной жизни уподобляться Ангелам. Было бы только
стремление к этому с нашей стороны. Святые Ангелы не
только восхвалением служат Богу. Они еще стремятся
подражать Ему и в действиях. Ангельскому миру усваивается
истинный дух разума, действительное участие в человеческой
истории. Как говорится в Святом Евангелии, Сын Божий
пришел на землю, чтобы послужить людям, спасти их. И
Ангелы посылаются на землю с той же целью – служения
людям. Первые христиане по откровению и опыту знали
предстательство о себе честных бесплотных Сил. Чтобы и мы
с вами реально ощущали бытие Ангелов и их постоянное
присутствие, очистим свое сердце и душу от греховных
помыслов, желаний и тем более дел. Стой постоянно на
страже твоей души, пекись о ее чистоте – и увидишь и
Ангелов, и с их помощью приблизишься и к Богу, и увидишь
Его, ибо сказано: чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5,8).
Очисти свое сердце и удостоишься тогда высокой радости,
как некогда праотец Авраам, принять под сенью своей
Ангелов. Старайся избегать общения с грешниками и сам не
твори греховных дел – и тогда, как праведного Лота,
изведет и тебя за руку твой Ангел из погибельного
окружения мирской суеты. Будь кротким, смиренным, побеждай
зло добром. И тогда, как некогда Иакова, встретит и тебя
на пути твоего шествия к Богу сонм Ангелов (Быт. 32,1).
Уясните себе, други мои, как важно нам зорко следить за
своим поведением, чтобы не удалять от себя наших верных
помощников – Ангелов. По мнению учителей Церкви,
человек создан для того, чтобы восполнить число отпавших
ангелов. Следовательно, мы должны войти в Собор Ангелов. А
для этого, подумайте, дорогие мои, как чиста и свята
должна быть наша жизнь. Как еще здесь, на земле, мы должны
заблаговременно подготавливать себя к сожитию с Ангелами,
к вхождению в их светлое и святое собрание. В тот их
Собор, который мы с вами ныне так торжественно празднуем!
Но для этого мы должны приобрести и мысли, и чувства
ангельские. От нас требуется очистить место для любви,
приготовить свое сердце для принятия в себя любви
сверхъестественной, той любви, которой от нас ждет Бог. И
это несложно! Живи по евангельским заповедям – и
достигнешь необходимого. А они не являются невыполнимыми.
И в этом деле опять помогают нам Ангелы, просвещая наш ум
познанием Святого Евангелия. Сознавая важность нашего
тесного союза с Ангелами, поставим себе, други мои, цель,
чтобы каждый прожитый день не разъединял нас, а сближал с
Ангелами, особенно с нашим Ангелом Хранителем. Для этого
очень полезно читать ежедневно не только молитвы к Ангелу
Хранителю, вошедшие в состав наших утренних и вечерних
молитв, но и специально составленные в помощь нам
«Размышления на каждый день об ангелах». Их
всего 31, по числу дней в месяце. Они кратки по
содержанию. И они помогут нам любить Бога, как должны
любить верные чада Божии. Особенно, если почаще будем
произносить слова из размышления на 19-й день.
«Вдохни в мое сердце, Ангел мой, хоть несколько искр
той любви, которою ты пламенеешь!»
В заключение к нашему очень краткому пояснению значения
нынешнего празднества в честь Архистратига Михаила и всего
Собора Ангелов Божиих добавим еще следующее. Мы знаем из
Священного Писания, что в день Страшного суда Господня, в
день восьмой, когда придет Сын Человеческий в славе Своей
и все святые Ангелы с Ним, пошлет Господь Ангелов собрать
по всему миру и сжечь плевелы, а пшеницу – то
есть избранных верных чад Своих – убрать в житницу
Его. О, если бы они тогда взяли в числе этих избранных и
нас, ныне с честью празднующих их Собор!
Аминь.
Архимандрит Иоанн Крестьянкин. Проповеди. Том
II
Издание Свято-Успенского Псково-Печерского
монастыря, 1994 г.
20 ноября 1947 года.