БЕСЕДА ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА КРОНИДА (ЛЮБИМОВА) (+1937Г.) В НЕДЕЛЮ 30-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.


Как спастись

Что благо сотворю, да имам живот вечный? (Мф. 19, 16)

Такой вопрос предложил Иисусу Христу некий юноша. Юноша верил, что, кроме этой жизни, есть еще Жизнь Вечная, — та жизнь гораздо превосходнее жизни земной. Он понимал, что счастье удостоиться той жизни, но не знал, как получить ее, и решился спросить об этом у Христа: «Учителю благий, что благо сотворю, да имам живот вечный? »

Кто из нас не держал подобного вопроса в уме: «Что мне делать, как мне жить, чтобы удостоиться Царствия Небесного? »

Этот вопрос давно решен в Евангелии: аще ли хощеши внити в живот, соблюди заповеди (Мф. 19, 16-17). Какие? Заповеди о любви к Богу и ближнему. Это значит: всем своим поведением, всеми поступками своими доказывайте, что любите Бога и ближнего. Что бы вы ни говорили, что бы вы ни делали, пусть и слова, и дела ваши будут выражением и проявлением одной любви к Богу и ближнему; будьте проникнуты любовью, как раскаленное железа огнем; горите любовью, как горит свеча перед иконой.

Но вы не удовлетворяетесь сказанным и все-таки в уме держите вопрос: «Как мне наследовать Жизнь Вечную? »

Если желаете знать подробнее, то ответствую словами Писания: многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие (Деян. 14, 22); претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22); блажени нищие духом: яко тех есть Царствие Небесное... блажени милостивии: яко тии помилованы будут... блажени изгнани правды ради: яко тех есть Царствие Небесное (Мф. 5, 3, 7, 10). Царствие Небесное нудится, и нуждницы, то есть усиленные искатели, восхищают его (Мф. 11, 12). Аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное (Мф. 18, 3). Итак, милосердие, смирение, терпение всяких бед за правду, незлобие, невинность и детская чистота — вот главные добродетели, вводящие нас в Царствие Небесное и дающие право на это Царство. Имея эти добродетели, и богатый спасается среди богатства своего, как спасся Авраам, Филарет Милостивый и другие; спасаются царь и вельможа, как спаслись Константин и Елена, и многие князья русские; спасаются и знатный и незнаемый никем, и старый и юный, и в семействе и в одиночестве жизнь проводящий, господин и слуга, начальник и подчиненный и во всяком звании и состоянии находящийся.

Впрочем, мы должны сказать, что этот путь общий для всех. Но бывают пути к Царствию Небесному особенные, или Самим Промыслом указуемые, или нами самими избираемые, — каждый по своему внутреннему устроению, расположению и убеждению. Особенный путь ко спасению Господь указывает в нынешнем Евангелии юноше. Он велит ему продать имение, деньги раздать нищим и следовать за Ним (Мф. 17, 21). Этим путем идут истинные иноки, разорвавшие связь с миром, проводящие жизнь в обителях в посте, молитве и других подвигах. Этим путем идут и проповедники Евангелия в далеких странах, для Христа оставившие все радости мирские и посвятившие себя трудам апостольским, просвещению неверующих светом Евангелия. Этим путем идет всякий избирающий себе тот или другой подвиг для лучшего исполнения Евангельских заповедей, для более верного достижения Царствия Небесного. Вот один ученый муж, священномученик Александр, епископ Команский, в молодости изучил философию, был мужем великой учености и мог, сказано в его житии, иметь богатства и пользоваться людской славой. Но он из любви к Богу пошел путем добровольной нищеты и смирения, избрал для себя ремесло угольника и, выжигая из дерева угли, тем добывал себе дневное пропитание. Когда он приносил угли на торг, то, будучи всегда черным, служил предметом общих насмешек и шуток и прозван был Александром-угольником. Долго-долго он в смирении, в молчании, в терпении и с молитвой трудился на этом поприще, пока Господь не восхотел открыть о нем одному епископу, при посредстве которого святой Александр был узнан и поставлен во епископа.

А другой святой для вернейшего получения Царствия Небесного пошел в каменщики. Вот что знаем мы о нем из жития преподобного Ефрема. Ефрем был правителем города Антиохии. Ему было поручено восстановить этот город после землетрясения. Приглашено было много рабочего народу, работа шла дружно, но из всех поденщиков один обращал на себя внимание: одежда у него была самая скудная, лицо исхудалое, но работал он усерднее всех. И вот Ефрем видит сон, что над этим поденщиком поднимается огненный столп. Сон повторился несколько раз. Удивленный этим сновидением, блаженный Ефрем обратился к дивному работнику и спросил, кто он, из какого города и как его имя. Тот отвечал: «Я бедный житель Антиохии и живу поденной работой». Не вера его словам, Ефрем побуждал его открыть себя. «Верь мне, — сказал правитель, — не отпущу тебя, пока не откроешь мне своей правды». Мнимый работник, не имея возможности далее скрывать себя, сказал: дай мне слово, что никому не поведаешь, пока буду жив, что я открою. Ефрем поклялся. Тогда старец сказал: «Я был епископом, но ради Господа оставил епископства и прибыл сюда в незнакомую страну, где работаю и от труда своего добываю себе насущное пропитание».

Вот, братия, часто ремесленники и подобные им жалуются на трудность спасения. «Где нам спастись в нашем обществе, при наших занятиях? » — говорят они. На если бы эти занятия препятствовали, а не способствовали спасению, ужели бы указанные нами лица приняли их на себя, оставив свое высокое звание? Сознайтесь, вам в ваших занятиях, среди ваших тяжелых трудов легче спастись, чем кому-нибудь. Оставьте брань, особенно сквернословие, бросьте пьянство, леность, трудитесь с молитвой, с терпением и мыслью о Боге, с сокрушением в сердце о грехах своих — и спасение будет в ваших руках. Но если бы и после этого кто-нибудь спросил: «Как мне спастись, что мне делать, чтобы наследовать Жизнь Вечную? »

Выслушайте, какой подвиг принял на себя для собственного спасения преподобный Феофан. Он сначала был язычником из богатого рода. Приняв христианскую веру, он для Царствия Небесного оставил дом, родных, построил за городом небольшую хижину и проводил время в посте, молитве и других христианских подвигах. Имя его прославилось. Стали к нему приходить страждущие, просить совета и молитвы. И он учил всех пещися более всего о едином на потребу, учил всем добродетелям, особенно увещевал всех строго исполнять седьмую заповедь, вести жизнь нравственна чистую, целомудренную. Его душа болела более всего о падших женщинах, которые уловляли других в сети чувственных прелестей и губили их. В это время в городе Антиохии одна блудница-язычница, по имени Папсемния, славилась красотой и привлекала к себе мужчин, особенно легкомысленную молодежь. Сильно скорбел об этой несчастной Феофан и решился спасти ее. Перед этим он долго и горячо молился. После молитвы он облекся в богатую одежду, взял много денег и отправился к этой блуднице. Он ей сразу понравился, так как сам был необыкновенно красив. В разговоре он обещал сблизиться с ней с условием, чтобы это сближение было чистое, честное, нравственное и не было распутством. При этом он вынул деньги и сказал: «Вот здесь 10 фунтов золота, все это отдам тебе, если только дашь слово сохранять супружескую верность». Она обещала. Но он присовокупил, что она еще непременно должна быть христианкой. Несколько смутившись последним предложением, она, однако же, решилась принять христианство. Скоро она была обучена основам христианской веры и крещена. По крещении она почувствовала такую перемену в себе, что решилась посвятить себя Христу. Тогда Феофан выстроил для нее другую келлию рядом со своей. И вот подвизались они в посте и молитве несколько лет. Трудно ей было победить свои прежние привычки, большую борьбу нужно была выдержать, но при помощи Божией и по молитве преподобного Феофана она из этой борьбы вышла с победой и спаслась.

Вот какими подвигами спасались святые. Спасаясь так сами, они и нам оставили пример для подражания.

Итак, по примеру святых будем смиренны, трудолюбивы, богобоязненны, терпеливы, на наипаче позаботимся о любви. Мы видим, в чем выразилась любовь преподобного Феофана. Он скорбел наипаче о впадавших в грехи плотские. И вот спас одну душу от этого греха. Будем и мы со своей стороны всех убеждать, склонять жить в чистоте и целомудрии.

Сколько ныне незаконно живущих со спокойной совестью! Убеждайте, умоляйте таковых оставить подобный образ жизни. Сколько ныне увеселительных заведений, которые не что иное, как сети для молодых людей? Как не пожелать, чтобы менее было желающих открывать и содержать подобные заведения, чтобы таким способом приобретать средства к жизни! Горе соблазнителям! Страшный ответ придется им дать пред Господом на суде Его. Мы должны не вовлекать таким и иным способом ближнего в грех, не содействовать ему в его худых намерениях, а отклонять от всего худого, умалять, слезна удерживать, как удерживаем того, кто захотел бы броситься в воду или огонь. Страшна смерть тела, но еще страшнее смерть духовная. Наипаче будем собственным примером учить всех добру, любви, целомудрию и другим христианским добродетелям.

Весьма редкие ныне избирают тесный и прискорбный путь делания заповедей, который заповедал нам Господь Иисус Христос. Потому-то Он изрек святейшими Своими устами по окончании притчи о человеке, вшедшем на брак сына царева не в брачной одежде: мнози бо суть званы, мало же избранных (Мф. 22, 14). Мы, грешные, когда и придет маленькое желание спастись, принимаемся за оное не так, как приказывает святое Евангелие, но как сами желаем, и потому исполняем не Божию волю, но свою и делаемся рабами самомнения. Много в нынешнем веке видим подвижников, много постников, много таких, кои по целым ночам простаивают на молитве, но, к сожалению, очень мало смиренных и кротких; мало таких, которые бы украшались молчанием уст, а не велеречием, кои угощали бы странников, с любовью ухаживали за больными, насыщали голодных, одевали нагих, посещали заключенных в темницах... То есть мало таких, которые обращали бы свое внимание на более важные и необходимые добродетели... В Священном Писании нигде прямо не сказано, что для спасения души необходима носить вериги и предпринимать тому подобные подвиги. Между тем были и есть подвижники, носящие вериги. Но чтобы достигнуть сей меры духовного возраста, необходимо возрастить в себе дух глубокого смирения, о котором Апостол сказал: «Гоними, терпим; хулими, утешаемся» (1 Кор. 4, 12-13), то есть мы должны всякую скорбь, всякое поношение и бесчестье переносить с упованием на милосердие Божие; тогда и подвиг ношения вериг будет спасителен для нашей души. Но бывает и так, что человек вступает в подвиг, но духа смирения в себе не воспитал. Он и постится, и молится часто, такие люди и вериги носят, но малейшего оскорбления перенести не могут, возмущаются, готовы мстить своему оскорбителю. Такое устроение души показывает, что подобный подвижник, не могущий перенести оскорбления от брата своего, стоит на ложном пути. Опытные в духовных подвигах старцы, прежде чем дать разрешение носить вериги, тщательно проверяли, испытывали смирение подвижника и его терпение. В Оптиной пустыни при жизни известного, всеми уважаемого старца отца Макария был следующий случай.

Однажды пришел к нему инок и попросил разрешения носить вериги. Старец, благосклонно выслушав желание инока, сказал ему: «Хорошо, завтра иди к монастырскому кузнецу и попроси его сковать для тебя вериги». Инок смиренно поклонился старцу и ушел. После ухода инока старец позвал к себе монастырского кузнеца и сказал ему: «Завтра придет к тебе такой-то монах и будет просить тебя сковать ему по моему благословению вериги, ты выслушай его и сделай недоверчивый вид к его подвигам, ударь его в щеку и скажи: “Нерадивый монах! Прежде чем носить вериги, научись смирению!” » Кузнец, выполняя приказание старца, ударил по щеке пришедшего к нему за веригами инока, но тот, вместо того, чтобы по заповеди Спасителя подставить другую щеку для удара, ударил кузнеца. Тогда старец, наблюдавший за этой сценой, неожиданно вышел из скрытого места и сказал испытываемому иноку: «Чадо! Ты стремишься к высшим подвигам, но ты еще не достиг в меру духовного возраста ношения вериг, сердце твое еще не в силах перенести обиды брата твоего, не в силах, значит, поднять и такого подвига, как ношение вериг. Научись прежде переносить обиды с любовью ради Христа и любить врага своего. Господь в Евангелии говорит ясно, что именно за неимение любви к ближнему осудятся на Страшном Суде грешные, а праведные за перенесение обид ради любви ко Христу и ближнему своему и за исполнение заповедей Господних будут оправданы». Сознал инок свой грех гордости, поклонился старцу до земли и возвратился в келлию свою, плача о своем недостойном поступке и о том, что он не стяжал еще духа смирения и не соблюл заповеди Господней. Ему стало ясно, что он был слишком самонадеян и горд. Так как и диавол по гордости вышел из послушания воле Божией и за гордость же был низвержен с Неба, ином уразумел, что этот грех есть самый противный Богу как главный грех диавола — врага Божия и губителя душ человеческих. Ужаснулся инок своего заблуждения, плача и благодаря Бога, что по Его великой милости через старца ему были открыты духовные очи на состояние его души, и смирился. Из сего следует заключить, что если диаволу особенно любезна гордость, то, конечно, особенно невыносимо смирение. Да, братия и сестры христиане, диавол не терпит смирения, и обладающие этой добродетелью посрамляют его и далеко гонят прочь от себя и от других.

Некоторый вельможа, живший в Египте, имел дочь, в которую вошел лютый бес и страшно мучил ее. Бедный отец, не зная, что предпринять, обратился за советом к одному из любимых им монахов, и тот предложил ему следующее. «Дочь твою, — сказал он, — не знаю, кто может исцелить, кроме одних известных мне отшельников. Но едва ли они возьмутся за это дело, ибо паче всего не терпят славы мирской. Впрочем, я советую тебе вот что: когда они придут на торг продать рукоделие, ты его купи у них, а деньги отдай не иначе как в доме. Войдя к тебе, они, конечно, сотворят молитву, и я уверен, что тогда же бесы оставят твою дочь». Как инок сказал, так отец и поступил. Встретив на торгу одного из учеников преподобного Макария, продававшего корзины, вельможа купил их у него, а за деньгами попросил войти к себе в дом. Инок согласился и едва только вошел к вельможе, как бесноватая бросилась на него и ударила в щеку. Святой нисколько не смутился и по заповеди обратил другую. Тогда демон вскричал: «О горе! Смирение его гонит меня». И тут же вышел.

Видя, какой страшный бич для диавола есть исполнение заповеди Божией и смирение, держитесь его, братие. Чрез сие вы избежите и всех стрел вражиих, на всех нас льстиво движимых, и Богу угодите.

Но как горько видеть людей, которые забывают, что без смирения спастись невозможно и что смиренной душе дается благодать. Однако, к сожалению, как много и ныне людей, которые мнят о себе нечто и стремятся быть самовольными непризванными учителями и проповедниками, и часто, о, как часто! такие люди пленяются гордостью ума, кичась и превозносясь в глубине души этим самовольным подвигом, через что пленяются самомнением, начинают слово Божие толковать не по учению Святой Православной Церкви, но по своему разумению, сами в духовной гордости слепнут и погибают и всех своих последователей ввергают с собой в адскую бездну. Отсюда и сектантство, и раскол. Други мои! Как нам надо быть осторожными, особенно в наше время, когда со всех сторон чад Православной Церкви окружают враги и злые волки. Эта разновидные сектанты и братцы, которые, думая о себе, что они якобы спасают от пьянства, дерзают употреблять помазание маслом перстом своим во знамение исцеления немощствующих и кощунственно благословляют иерейским благословением.

По этому поводу не однажды мне приходилось слышать от Богомольцев храма вопросы: как смотреть на такие действия братцев? Скажу вам слова Господа о таковых. Он говорит: «Мнози рекут Мне во он день: Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом? И тогда исповем им, яко николиже знах вас: отъидите от Мене, делающии беззаконие» (Мф. 7, 22-23). Из сего, братие мои, вы ясно видите, что даже пророк и чудотворец изгоняются от лица Господня за то, что они не полагают в основу своих подвигов смирения, но самовольно, без благословения Церкви, возлагают на себя знамение святого креста поверх своей одежды и с самонадеянностью приступают к делам, не принадлежащим им, чрез что, то есть их самоволие, ясно видна их внутренняя гордость, и тем оскорбляется ими Святой Дух.

Чтобы вы могли яснее представить себе смирение святых Божиих и видеть истинный путь спасения, когда великие подвижники не только не искали славы людской, но употребляли все средства, чтобы избежать ее, расскажу следующую повесть.

Некоторый простолюдин отправился с больным сыном к преподобному Сисою в страну Египетскую, дорогой больной умер. Отец не смутился этим, взял мертвеца и принес к преподобному. Зная, что святой угодник Божий, по своему смирению, не согласится на его просьбу воскресить сына, простолюдин не стал открыто просить у него помощи, а, войдя с мертвецом на руках, сделал поклонение святому и при поклоне положил мертвого сына к ногам старца, а сам вышел. Не ведая, что перед ним лежит мертвец, и думая, что поклонившийся не хочет встать, преподобный Сисой сказал умершему: «Встань и иди». И мертвый ожил, встал и вышел навстречу удивленному отцу. Тогда последний вошел к Сисою и рассказал ему, что случилось с сыном на пути и как он мертвого принес к преподобному. И опечалился святой старец, услыша это, и запретил простолюдину и ученикам своим рассказывать о случившемся да своей смерти.

Другой случай. В Скит, где жил преподобный Виссарион, пришел бесноватый. Братия сотворили о нем молитву в церкви, но демон не выходил. Тогда иноки стали рассуждать, что делать: «Никто не выгонит этого беса, кроме отца Виссариона, но как просить его об этом? Станем просить, он по смирению не пойдет в церковь? Разве вот что сделаем: приведем завтра бесноватого раньше всех в церковь и посадим на месте преподобного. И когда авва войдет, скажем ему: “Разбуди брата, отче!” ». Так и сделали. И когда Виссарион, придя в церковь, встал на молитву, иноки сказали ему: «Разбуди брата, отче! » И преподобный сказал бесноватому: «Встань и иди отсюда». И бес тотчас же оставил человека.

Итак, вот каково достоинство смирения. Чем более кто упражняется в нем, тем он ближе становится к Богу и тем более получает от Него благодатных даров. И в этих благодатных дарах Господь на земле дает ему предвкушать неизреченные блага вечного блаженства. Да, смирение есть первая ступень на Небо к Богу, верный путь к славе, надежное орудие к воспринятию благодати. И оно не только, как мы сейчас видели, через святых творит чудеса, но и великих грешников приводит к Богу и делает чудотворцами. В этом бесчисленным множеством примеров нас убеждают Жития святых. Будем же постоянно помнить, что на пути к Небу нам прежде всего необходима добродетель смирения, состоящая в глубоком сознании своего недостоинства пред Богом и в благоговейной преданности Его воле. Блажени нищии духом: яко тех есть Царствие Небесное (Мф. 5, 3).

Святые отцы прежде исполнением заповедей очищались от страстей, а очистившись, делались так духовны, что иногда забывали: аще в теле суть или вне тела, не ощущая его потребностей. И каково было при том их смиренномудрие и смирение — не поддается описанию, так как, достигнув совершенного бесстрастия, они через непрерывное понуждение себя к добродетелям все еще почитали себя страстными и недостойными перед Богам. Не переставая подозревать в себе сей недостаток, они продолжали удручать свое тело подвигами! По сей-то причине и муж, имевший в себе Христа, говорил: «Умерщвляю тело мое и пoрабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключимь буду» (1 Кор. 9, 27).

Этими словами я никак не намерен сказать, что большие посты, молитвы, коленопреклонения и прочие подвиги, коими удручается тела, вовсе не нужны, но желаю только склонить вас к благоразумной умеренности в них, которую и святые отцы похваляют, называя ее «царским путем». И, главное, хочу обратить ваше внимание на исполнение животворящих и необходимейших заповедей Иисусовых.

Любите, братие, врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44); побеждай благим злое (Рим. 12, 21) (т.е. смирением) по заповеди: кто ударит в десную твою ланиту обрати ему и другую (Мф. 5, 39). Любите милосердие, ибо Господь сказал: «Аминь глаголю вам: понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, Мене сотвористе» (Мф. 25, 40). Когда с нем хочешь подружиться и ему ввериться, узнай наперед: любитель ли он заповедей Господних? На сие Спаситель говорит: «От плод их (т.е. от дел их) познаете их» (Мф. 7, 16). А так как за исполнением заповедей, а иногда и прежде иные увлекаются осуждением ближнего, то в предостережение надо вспомнить совет евангельский: вынь прежде бревно из твоего глаза, та есть из своего ума гордость, от коей происходит осуждение других. И тогда, излечившись от своей немощи, возможешь вынуть искусно сучок из глаза брата твоего (Мф. 7, 5), то есть случайное его поползновение, и большей частью в то время, когда нас попросят о том. А если непросимый осудил ты сучец в глазе братцем, знай, что твой глаз завален бревном гордыни.

Поминайте сказанное: отпущающим ближним согрешения отпустит и им Бог собственные их грехи (Мф. 6, 14). Просите, и дается вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам (Мф. 7, 7). В молитвах не просите наслаждения благами мира сего, но Дарствия Божия, и остальное (т.е. нужное и потребное) все вам приложится. Возлюбите искушения, ибо блаженни поносимые, гонимые, оклеветаемые Господа ради. Лобзайте терпение, потому что не взявшие креста своего, то есть терпения и благодарения за все случающееся, не могут быть учениками Иисусовыми. Когда нарушишь заповедь Божию, возопий мытаревым гласом: «Боже, милостив буди мне грешнику! » (Лк. 18, 13). А когда исполнишь оную, скажи себе: «Я раб неключимый и сотворил только повеленное» (Лк. 17, 10). Милосердный же Господь, милуя нашу немощь, успокоит нас в Своем Царствии, когда будем нудиться ко благому, и оправдает на Страшном Судище, где, по сказанному в Евангелии, первые (т.е. желающие в сем мире первенствовать) будут последними и последние (униженные и смиренные духом) — первыми (Мф. 19, 34). Аминь.