СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСИЯ ЛАДЫГИНА В НЕДЕЛЮ ПО ВОЗДВИЖЕНИИ


СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСИЯ ЛАДЫГИНА В НЕДЕЛЮ ПО ВОЗДВИЖЕНИИ.

Слово о крестоношении

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 

Всех вас, возлюбленные о Господе братья и сестры, поздравляю с воскресным днем!

Сегодняшний воскресный день — это первое воскресенье по Воздвижении Креста Господня; оно так и называется — воскресенье по Воздвижении. В это воскресенье мы вновь с вами, дорогие братья и сестры, имеем на середине храма Крест Господень. Мы сегодня вновь и вновь поклоняемся Кресту Господню, и сегодня мы слышали удивительное евангельское зачало, в котором Господь обращается к каждому из нас: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною» (Мф. 16, 24). И еще не менее важные и удивительные для нас слова: «ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16, 25).

Удивительные слова. Мы каждый раз, особенно в нашей духовной жизни, слышим о том, что каждый должен спасти свою душу. О спасении души говорит и Церковь, о спасении души говорят и все святые отцы. А здесь, наоборот, говорится совершенно о другом — о том, что каждый из нас должен погубить душу свою, но погубить не ради жизни этой, не ради стихии жизни нашей, не ради тех страстей, которые существуют в этом мире, не ради этого мира, а ради Христа и Евангелия.

А что такое Евангелие? Евангелие — эта живое слово Божье, которое обращено к каждому из нас. В Евангелии есть закон, и есть правда Божья. У нас, если мы начинаем выяснять отношения между собой, то никогда не можем прийти к согласию лишь только потому, что у каждого из нас есть своя правда — у меня правда одна, у моей соседки правда другая, у моей подруги правда третья; и все мы живем не в мире, живем не в согласии, потому что мы забыли, что правда может быть в этом мире только одна — правда Божья.

А где эту правду можно увидеть? Ее можно увидеть, ею можно насладиться, можно насытиться, ею можно исполниться только через Евангелие, только через те слова, которые Господь оставил для каждого из нас. Эти слова обращены к каждому человеку, который стремится идти ко Христу и исповедует Христа в этом мире. И вот, ради этих слов и ради исполнения Божьей правды мы должны погубить душу свою, но мы не должны ее сохранять для стихий этого мира, — вот тогда все становится на свои места. В общем, кому-то эти слова покажутся безумными. Потому что мы давно не понимаем христианство. Давно живем так, как мы сами хотим жить.

Такая жизнь — по своей, а не по Божьей воле — приводит нас к ужасающим трагедиям нашего земного существования. Сколько от нашего своеволия, от нашего желания жить и творить дела не так, как повелевает нам Господь, а так, как мы хотим, происходит жизненных трагедий, потрясений, болезней, неприятностей! Сколько раз теряли мы своих близких людей, с которыми хотелось бы нам дружить и общаться, но мы теряем их, лишь только потому, что хотим в этой жизни творить свою волю, но не исполнять волю Божью. В этом наше поражение, в этом наша трагедия?

Но Господь каждого из нас призывает: если вы хотите быть Моими, если вы хотите быть Христовыми, то должны взять крест свой и идти вслед Меня. Понимание креста в нашей жизни самое различное. Мы понимаем, что взять крест — это взять некую тяжесть, некий груз нашей жизни и нести его со смирением, чтобы ни при каком испытании не выходили из нашей души ропот, обида на ближних наших, обида на Господа. 

Но давайте присмотримся к грузу, который нес Сам Христос и о котором он сказал, что «Иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф. 11, 30), и увидим, что в этом грузе, в этой тяжести нет ничего тяжелого, если мы от нашего Господа научимся самому главному: «Ибо я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29).

Когда мы спокойно несем этот крест — не только спокойно, не только во смирении, но и в любви, как понес его Господь, — тогда все становится на свое место. Тогда понятна, почему мы должны нести этот крест с любовью, — да потому что мы должны научиться этой правде от нашего Господа, мы должны научиться этой любви от нашего Создателя, тогда будет понятно, почему этот крест — самое высокое знамение победы.

В чем же заключается радость Креста? Почему мы говорим, что Крест является нашей радостью? «Крестом своим даруй радость всему миру!» И Господь дает Крестом радость всему миру. Почему? Да потому что через Крест приходит избавление, избавление этого грешного мира. И эти знания должны опуститься в наше сердце, наполнить его, согреть и сделать возможным повторить этот подвиг за нашим Спасителем.

Давайте мы с вами немножко разберемся, в чем же здесь дело. Вот смотрите. Господь посылает на эту землю Сына Своего единородного, чтобы каждый человек не погиб, но имел бы жизнь вечную. Можно страдать за того человека, которого ты любишь, но послать любимого человека на страдания — это подвиг выше всякого подвига. Бог Отец посылает Сына Своего возлюбленного на гибель, на страдания в этот мир, чтобы каждый человек не погиб, но имел бы жизнь вечную.

Какая превосходящая любовь Бога Отца к этому миру! Приходит Сын. Помните, какие страдания? Мы сейчас говорим о крестных страданиях Спасителя нашего, как о чем-то уже состоявшемся, обыденном: «Ну, и Господь пострадал на кресте...». Это говорит наш ум, это говорит наш греховный язык, но говорит ли этими словами наше сердце, понимает ли оно, какое это было страшное страдание. Вспомним, как Господь шел на него, когда Он взял с собой возлюбленных своих учеников, какая там была молитва в Гефсиманском саду, какая была внутренняя борьба — пот выступал кровавыми каплями: «Да минует Меня чаша сия!» Своею свободною человеческою волею Сын Божий говорил Своему Отцу: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия» — это большое страдание. Но потом говорит: «Впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39).

И Сын исполняет волю Отца. Он идет на страдания и несет крест, не как разбойники, которые несли крест и принимали страдания ради грехов своих, ради беззаконий своих, ради той неправды, которую они творили в течение всей своей жизни. Здесь же идет безгрешный Господь. Он и идет, и страдает, за кого? Он страдает за этот мир, за жизнь этого мира, чтобы жизнь жительствовала не только на этой земле, но жизнь жительствовала вечно, — за это Он страдает.

Поэтому мы начинаем понимать удивительные слава Евангелия: «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Вот что значат слова: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною».

В прямом понимании этих слов Господь просит нас, чтобы мы отказались от своей личной жизни, чтобы мы отказались от эгоизма и себялюбия, которые наполняют этот мир, чтобы мы научились жить от Него не ради себя, а ради своего ближнего. Чтобы мы могли уступить, когда есть моя личная выгода и выгода и добро другого человека. Чтобы мы могли понять, что если надо мне сегодня что-то доброе сделать своему ближнему, я должен отвергнуться себя ради исполнения этого закона. Вот в чем отвержение. Отвергнувшийся себя творит правду и любовь ради своего ближнего.

Вот об этом кресте говорит сегодня Господь, к этому Он сегодня нас призывает. Иначе этот мир будет неузнаваем. Мы видим, как эгоизм и себялюбие захватывают сегодня весь мир и все человечество. Мы делаем все только ради себя, ради своей выгоды, мы не хотим ни уступить, ни услужить своему ближнему. Но тогда мы должны помнить, что мы встаем в серьезную оппозицию нашему Господу, своими делами мы говорим, что мы не согласны с Его крестным подвигом и Его крестным страданием. Вот этой правде, этой любви сегодня научает нас Крест! Чтобы мы смогли идти за своим Господом.

И Голгофа — это не наши личные страдания, это не наши личные скорби и переживания. Голгофа — это возможность через наши личные страдания и через наши личные переживания служить ближним нашим. Аминь.