ПРОПОВЕДЬ ЕПИСКОПА ЛЕОНТИЯ (КОЗЛОВА), СЫЗРАНСКОГО И ШИГОНСКОГО
В НЕДЕЛЮ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ, СВЯТЫХ ОТЕЦ.

Христианское родословие.

Последнее воскресенье перед великим праздником Рождества Христова называется Неделей Святых Отец, и в этот день мы слышим родословную Господа, длинный список имен от Авраама до праведного Иосифа Обручника.

Евангелист Матфей адресует свое Евангелие, в первую очередь, своим соотечественникам евреям, для которых вопросы происхождения были чрезвычайно важны. Они хвалились, что являются чадами Авраама и ожидали прихода обетованного Мессии из своей среды. Святой Матфей показывает им, что Христос — «Сын Давидов, Сын Авраамов» — и их родня, что условия явления Помазанника выполнены, а пророчества сбылись. Мессия пришел, и если даже чужие Ему люди исповедают Его Спасителем человечества, то тем более должны принять Его свои.

Мы видим, что в этом списке не только святые: Авраам, Исаак и Иаков. Царь Соломон был женолюбцем, брал жен и наложниц из языческих народов и строил им языческие капища в Иерусалиме, царь Манассия вообще одно время был язычником и ставил идолы в храме Господнем, но покаялся в плену вавилонском; даже пророк Давид, как мы знаем, был не без греха. Но все они каялись, и потому Господь не стыдится называть их, устами св. Матфея, Своими предками. В лице этих ветхозаветных людей Он принимает нас с вами и все человечество, призывая всех покаяться и войти в Царство Небесное.

Впрочем, если подойти строго, то большинство перечисленных в родословной людей не являются отцами Христа по плоти в прямом смысле, это родословная Иосифа, названного отца Иисуса. Как повествует сегодняшнее Евангелие, Матерь Божия зачала во утробе от Духа Святого, а праведный Иосиф, узнав об этом, пришел в недоумение и хотел даже отпустить Ее, освободить от обетов обручения. Если уж искать родственников Христа по плоти, то надо рассматривать родословную Божией Матери, от Которой Он принял человеческую природу.

Но и Божия Матерь — великое чудо домостроительства нашего спасения. Она, по свидетельству преп. Силуана Афонского, ни разу в жизни не согрешила, даже ангелы дивились Ее чистоте, смирению и преданности Богу. Рождение Той, Которая смогла вместить в Себя Самого Бога, стало возможным только благодатью Святого Духа и благодаря благочестию многих поколений иудеев, которые верили в Мессию и жили чаянием Его будущего пришествия. Эта чистота, эта верность и святость накапливались из рода в род, с участием не только Ее непосредственных предков, но всего народа.

Христос — истинный Бог и истинный человек. Но не человек стал Богом, а Божество восприняло нашу плоть. Таким образом, Христос, принимая человеческую природу, не зависит от плоти и крови и равным образом принимает все человечество, всех делает Своими родственниками по благодати. Он разделяет с нами наше прошлое, наследие грехопадения и за грехи наши восходит на Голгофу, ожидая от нас лишь желания спастись от греха и смерти.

Кто же для нас эти Святые Отцы, память которых мы сегодня совершаем? Все ли и только ли перечисленные в родословной люди? Но там есть и нераскаянные грешники, например, царь Ахаз. Господь говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков» (Мф. 23, 20-31). Не все иудеи были святыми, и не все они достойны подражания.

Святые отцы — это все те праведники, кто, подобно Аврааму, жил верой в Бога и чаял пришествия Избавителя. Их было немного, их часто не понимали, гнали, убивали, но они, подобно соли, сохраняли весь народ в вере, так что после периодов отступления он опять возвращался к истинному Богу. Дух Святой действовал в этих избранниках и, как мы слышали сегодня в апостольском чтении, они творили многие чудеса, побеждали сильных врагов, даже воскрешали мертвых и подготовили своей святостью пришествие Спасителя. Вот наши ветхозаветные отцы, наши родные и единомышленники, искавшие в земной жизни Небесное Отечество. Они сделали свои души жилищем Бога, для Которого нет ограничений во времени и пространстве, и стали членами большой духовной семьи, Церкви Божией.

Господь призывает всех, но Его родственниками, избранными становятся только те, кто принимает этот призыв. Господь сошел во ад по Своем Воскресении и вывел оттуда всех, кто пошел за Ним, наполнил райские обители сонмами христиан и доныне стучит в двери сердца каждого из нас. Тех, кто откликается на зов, кто слушает Его слово и стремится исполнить Его заветы, Господь принимает как брата, и сестру, и матерь, зовет Своими друзьями и открывает им небесные тайны. Тех же, кто отвергает призыв ко спасению, Христос называет чадами человекоубийцы дьявола.

Да, мы дети своих родителей, те имели своих и так далее, и от одних другим из поколения в поколение передается как хорошее, так и плохое, как добродетели, так и пороки. Но помимо причинно-следственных связей у каждого из нас есть возможность духовного восхождения, вопреки земным законам. Христос пришел в мир, чтобы разделить добро и зло, грешника и грех; чтобы светом Истины грешника спасти, а грех осудить как тьму и небытие. И всем, кто услышал Его призыв, всем чадам света Господь «дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1, 12-13). Подобно отцу всех верующих Аврааму, который оставил родную землю и по зову Бога пошел в неизвестность, искать Землю Обетованную, и мы, родившись на земле, взыскуем Небесного Отечества, «нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Петр. 3, 13).

С родными по плоти нас связывает благодарность за добро, долг и любовь (и блажен, у кого родные близки и по духу), но мы не обязаны «советоваться с плотью и кровью» (Гал. 1, 16), когда речь идет вере, т.е. о вопросах жизни и смерти. Один у нас отец — Отец Небесный, одна матерь — Святая Церковь православная и еще Матерь Божия, усыновившая у Креста Христова весь род человеческий. А наши родственники — это праотцы, пророки, святители, мученики, праведники — все те, кто наполняет ныне Царствие Божие на Небе, и все, кто на земле любит Господа и следует Его спасительным заповедям.

И поэтому сейчас, в преддверии великого праздника Рождества Христова, воплощения Бога Слова, как, впрочем, и всегда, мы должны стараться соответствовать своему небесному призванию, раскрыть заложенное в душе родство с Богом, чтобы стать причастниками вечного избрания во Христе Иисусе. Аминь.

Сказано 4 января 2016 в Троицком соборе в Иерусалиме