ДЕТСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ТЕАТР «ЛЕСТВИЦА» ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В «РОЖДЕСТВЕНСКОЙ МИСТЕРИИ».

В дни Рождественских святок в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге проходит ХIV САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ СОБРАНИЕ ВЕРТЕПНЫХ ТЕАТРОВ "РОЖДЕСТВЕНСКАЯ МИСТЕРИЯ".

В нем уже не в первый раз принял участие коллектив детского православного театра "Лествица" при Свято-Ильинском храме с традиционным вертепным представлением "Смерть царя Ирода". Гастроли театра, организованные художественным руководителем Натальей Викторовной Березиной, состоялись 9 января. В этот раз выступление состоялось в мраморном зале Этнографического музея, что добавило новозаветному сюжету соответствующего колорита эпохи античности. Отличная акустика этого зала также хорошо усиливала детские голоса.

Никого из зрителей, пришедших в музей в этот день, спектакль не оставил равнодушным. Да и для самих юных актеров рассказывать о событиях Рождества Христова через театральное творчество и радостно, и почетно. Некоторые из них выросли с этим театром и имеют "сценический стаж" более десяти лет, не покидая свою маленькую сцену и после окончания школы.

Первые достоверные сведения о существовании вертепов в России относится к концу XVI века, а наиболее старинные из известных текстов датируются XVIII веком.

Вертеп - это переносной кукольный театр, в котором представлялась история Рождества Христова. Отсюда и его название, связанное с пещерой (вертепом), в которой родился Спаситель мира. В традиционных вертепных постановках существовал определенный набор персонажей: Богоматерь, волхвы, пастухи, Ангелы, царь Ирод, Рахиль и другие библейские персонажи. Хотя основная линия сюжета была одной, в разных вертепных версиях могли отличаться сюжетные ходы, тексты и песни.

Театры-вертепы представляли собой довольно большие двухъярусные ящики, примерно в рост человека, обтянутые материей или оклеенные разноцветной бумагой, а зачастую еще и бумажными образками святых. Под двумя сценами на каждом ярусе оставалось небольшое пространство, закрытое от зрителя, в котором кукловод манипулировал куклами на штырях через специальные прорези в сцене. На верхней сцене обычно изображался вертеп, где родился Христос, размещались куклы, изображавшие Святое семейство. На нижней сцене был дворец царя Ирода, представлялось избиение Вифлеемских младенцев и смерть царя Ирода. Здесь же, после окончания духовной части представления, как правило, неизменной, разыгрывались интермедии, посвященные злободневным событиям народной жизни, либо просто традиционные сценки, прижившиеся в вертепах с древних времен. В некоторых вертепах был еще третий ярус, наподобие мезонина, на котором появлялся Ангел, возвещавший Рождество Спасителя.

Куклы были, как правило, ограничены в движениях прорезями сцен, но некоторые их них оснащались простенькими механическими приспособлениями, позволявшими им шевелить руками, вставать на колени, садиться.

Вертепы носили по домам на святках, а также показывали на ярмарках иногда даже до масленицы.

К сожалению, к началу ХХ века такие театры стали редкостью, и можно только радоваться, что эта традиция стала возрождаться в наше время.

В этом году в Собрании вертепных театров уже во второй раз принимал участие детский православный театр "Лествица" при Свято-Ильинском храме г. Выборге.
    В первый раз театр выезжал на такие гастроли в 2004 году с рождественским вертепным представлением "Смерть царя Ирода". Оно было подготовлено юными воспитанниками Выборгского Центра русского фольклора "Вереск" под управлением заслуженного работника культуры РФ Елены Сергеевны Любицкой и при духовном наставничестве настоятеля Свято-Ильинского храма протоиерея Игоря Викторовича Аксенова.


Первый показ представления "Смерть царя Ирода"
в Российском Этнографическом музее в 2004 г.


     Интересно отметить, что традиционное представление "Смерть царя Ирода" стало очень распространенным - его, помимо театра "Лествица", показывают еще некоторые коллективы.
www.na-gore.ru