София Качерина. НЕПРИВЫЧНАЯ ЛИТУРГИЯ.


София Качерина.
НЕПРИВЫЧНАЯ ЛИТУРГИЯ.

Вечером 23 марта в Свято-Ильинском храме состоялось непривычное для этого времени суток богослужение - Литургия Преждеосвященных даров.

Такая Литургия всегда служится Великим Постом по средам и пятницам и в некоторые праздничные дни. Традиция вечернего ее совершения относится к первым векам христианства.

Первые христиане всякую Литургию служили вечером, в течение дня держали евхаристический пост и проводили день в ожидании Причастия каждый на своём месте: на работе, дома или в других заботах. Для совместной же молитвы и причастия все собирались не утром, как привыкли современные христиане, а вечером.

Великим Постом Божественная Литургия, как главная радость христиан, плохо соотносилась с покаянным настроем постных дней. Полную же Литургию, включающую евхаристический канон и в нем освящение Даров, служили только в субботние и воскресные дни. Однако ревностная любовь древних верующих ко Христу и их стремление причащаться как можно чаще Его Тела и Крови побудила Церковь установить на шестом вселенском соборе пятьдесят вторым правилом чин и последование Литургии Преждеосвящённых Даров, Тело и Кровь Господни для которой специально заготовлялись на воскресной полной Литургии.

Традицию совершать Литургию Преждеосвященных Даров вечером предложил возродить в Свято-Ильинском храме протоиерей Игорь, настоятель храма. Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий поддержал эту инициативу и дал свое благословение. Таким образом, на весь Великий пост в Свято-Ильинском храме утвердили служение вечерней Литургии Преждеосвященных Даров по средам, в 18:00. Исключением станут дни перед Благовещением на 5-1 неделе.

О нововведении было объявлено на проповеди в Прощёное Воскресение. Идея нашла отклик у прихожан, и уже на первую вечернюю Литургию собралось около 20 верующих. Все они постились в течение дня, готовились к службе и причастию Святых Христовых Таин. Для многих прихожан, даже из тех, кто много лет ходит в храм, это была первая возможность посетить постовую Литургию, так как в будние дни по утрам многие ходят на работу.

Перед таким вечерним Причастием христиане постятся с начала нового дня - с полуночи, некоторые пьют воду утром, до полудня. Те же, кто не в силах вынести уставной пост, соблюдают евхаристический пост в течение не менее 6 часов, то есть с полудня.

Такая подготовка напоминает ожидание причастия на ночном богослужении в Рождество Христово или Пасху и наполняет душу христианина трепетом и даже торжеством, которое в утренней суете реже ощутишь, собираясь на привычную утреннюю Литургию. Весь день осознание того, что вечером ожидает участие в Таинстве соединения со Христом через вкушение Его Плоти и Крови, побуждает к более внимательному и трезвенному существованию: лишний раз хотя бы постараешься удержаться от проявления гнева или раздражения, появляется желание впустить поменьше суеты и праздности в свою жизнь, что не так ощутимо, когда готовишься к Причастию с вечера, а потом и вовсе ложишься спать, погружаясь в негу. Добавляет к строгости и сдержанности настроению и царящий в храме вечерней порой полумрак, таинственнее звучат великопостные молитвы, возгласы и песнопения. В храме тихо, не заходят случайные посетители, не имеющие целью участие в службе. Все едины душой и телом, все - Тело Христово, Церковь. Неповторимое ощущение истинного сыновства Господу, когда по-настоящему таинственно ощущаешь себя под покровом Божиим, искренне не заботясь ни о чем хоть недолго. После молитв по причащении все отправляются по домам, неся в себе Самого Бога. А впереди только несколько вечерних часов, которые легче провести со вниманием, нежели целый день, наполненный событиями, встречами и общением, как это бывает после причастия утром.

na-gore.ru