Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). "ЦАРЮ НЕБЕСНЫЙ, УТЕШИТЕЛЮ..."


Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).
"ЦАРЮ НЕБЕСНЫЙ, УТЕШИТЕЛЮ..."

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).      В день Святого Духа надлежит нам всем глубину мысли нашей и сердца нашего обратить к познанию Духа Святого. В молитве Святому Духу, которую вы все знаете, сказано чрезвычайно много о Нем. И надо вам понять эту молитву.
    "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины". Это наш Утешитель, Тот Утешитель, Которого Господь Иисус Христос послал ученикам Своим, когда вознесся от них на небо. Он сказал: не оставлю вас сирыми, пошлю вам Духа Святого, Утешителя; Он напомнит Вам все, что Я говорил раньше.
    И это сбылось: не остались сирыми ученики Его и не остался сирым весь христианский мир. Вознесся от нас Господь Иисус Христос, но живет среди нас Дух Святой, Утешитель, Которого послал Он нам.
    "Царю Небесный, Утешителю". Это главный наш Утешитель, Тот, Кто наполняет пустоту сердца нашего, Кто отгоняет от него тоску. Это Тот Единый, Который может нас подлинно утешить. Есть много людей, не верящих в Бога, совсем не знающих Духа Святого, не молящихся Ему и пребывающих в тяжкой тоске. Сознание пустоты и ничтожества жизни своей наполняет их души. И мятутся, тоскуют, томятся они, и не находят никакого утешения, никакого смысла в жизни своей, и нередко кончают жизнь самоубийством.
    Они не знают утешения Духа Святого. Они не ищут Его, потому что не познали Его, потому что живут сами по себе, без Бога. У них нет полного, глубокого утешения, того утешения, которое испытывают сердца христиан, которым был преисполнен преп. Серафим Саровский. Дух Святой всегда был с ним, никогда не покидал его и божественной теплотой всегда согревал святое сердце его.
    Утешает Дух Святой и всех нас, далеких от святости христиан, утешает тогда, когда в тоске скорбей своих находим мы в сердце мысль, что заслужена эта скорбь, заслужена эта тоска, когда обращаем ум свой и духовные очи в сердце свое и видим там множество грехов и нечистоту, когда покаемся и слезами омоем нечистоту сердца своего и воззовем: "Господи, Царю Небесный, Утешителю, Душе истины", - тогда сейчас же придет Утешитель и даст глубочайшее и полнейшее утешение. Нужно уметь всем сердцем желать этого утешения, нужно искать его, нужно быть достойным его, нужно очистить сердце свое, ибо в нечистом сердце нет места Духу Святому.
    Так утешает Дух Святой всех нас, слабых и далеких от того совершенства, которого требует Христос. Дух Святой именуется Духом истины, ибо в Нем, и только в Нем, вся полнота истины. Истину познает только тот, кто имеет общение с Духом Святым. Истину познает тот, и только тот, кто получает благодать Духа Святого, направляющего мысли и чувства на путь истины. Много есть людей, которые ищут истину там, где ее нет, которые не знают, что вся истина - в Духе Святом. Они ищут истину в книгах философских, ищут и не находят, или находят ложную истину, ложности которой они не понимают и принимают ее за чистую истину. А подлинная истина, подлинная глубина познания, глубина чувств, только в общении с Духом Святым, ибо Дух Святой есть полнота всякой истины.
    Святые апостолы были простыми рыбаками, ничему не учившимися. Множество преподобных и святых были совсем не книжными людьми, а Дух Святой, которого привлекали они в сердце свое, сделал их великими и глубокими носителями истины. Ибо кто больше, чем святые апостолы, простые рыбаки, познали истину и научили этой истине весь мир христианский? Кто больше и глубже обладал истиной, чем преп. отец наш Серафим Саровский? Только в Духе Святом истина, не только утешение, но и истина. "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй". Что значит "Иже везде сый и вся исполняяй"? Это значит, что Он везде, повсюду, все наполняет, ибо по-славянски слово "исполняяй" значит то же, что по-русски "наполняющий". Вот в это надлежит нам вникнуть. Нам надо познать, что Дух Святой вездесущ и все наполняет, что Им живет вся тварь, ибо Он жизни податель. Не знают и знать не могут ученые, откуда явилась жизнь. Это величайшая загадка для науки. С самых древних времен пыталась мысль научная проникнуть в тайну жизни и объяснить, как из природы мертвой вдруг возникла жизнь. Откуда она? В основе всякой жизни лежит то вещество, которое в науке называется протоплазмой - она составляет существенную часть тех клеток, из которых построены тела живых существ.
    Что же такое протоплазма? На вид это только какая-то мутная слизь, а в ней заключена безмерная сила жизни, в ней таятся совершенно неисчислимые тайны бытия. И вот научная мысль уже давно работает над тем, чтобы создать искусственную протоплазму из белков (ибо протоплазма есть белковое вещество). Но как ни стараются ученые синтезировать ее - ничего не выходит - жизненных свойств никакая комбинация белков не имеет. Эту жизненную силу может дать только Тот, Кто все живит, Кто есть Начало жизни - Дух Святой.
    "Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их" (Пс. 32, 6). Небеса созданы словом Божиим, Духом Божиим. Духом уст Бога созданы все силы небесные. Дух Божий оживил и первое тело человека, созданное Им из персти земной, тело Адама, ибо сказано в Писании, что в это тело вдунул Бог дыхание жизни. Только Дух Святой все живит, только от Духа Святого начинается всякая жизнь, и тщетно искать другой источник жизни.
    Что такое душа человеческая? Что такое дух человеческий? Человек создан по образу и подобию Божию. Но ведь Бог бестелесен! Конечно, не по телу являемся мы образом и подобием Божиим, а по Духу. Дух человеческий есть дыхание Духа Святого.
    Но не думайте, что только дух человеческий имеет начало от Духа Божия. Все создано, все живет и все движется только той духовной энергией, источником которой является Сам Дух Святой. Духовной энергией, силой Духа Святого, которая есть источник и всякой энергии материальной, - только этой духовной энергией живет и движется весь мир. Духовная энергия, Дух Божий все проникает, все освещает, все одухотворяет. И в животных, и в растениях есть малая частица Духа, ибо и в них жизнь, а где жизнь, там и Дух Святой. Вместе с жизнью они получили слабое дыхание Духа Святого. И не только в живых существах, а во всей природе - природе, которую люди слепо называют мертвой, природе неорганической - в скалах, в реках, в волнах морских, необозримых пустынях, живет - и движет всем - Дух Святой, ибо Он "везде сый и вся исполняли". Если бы не живил Дух Святой всю природу, органическую и неорганическую, то не могло бы существовать все мироздание в той дивной стройности и величии его, в которых предстает оно перед нашим взором. Нельзя допустить, чтобы мир не был создан Богом. Мир был создан излиянием любви Божией, а любовь Божия - это и есть то, что я называю энергией духовной. Все создано и все движется любовью Божией, любовью Духа, "о Нем же живем и движемся и есмы" (Деян.17:28) , - как говорил ап. Павел в Ареопаге Афинском. Все живет, все движется, все одухотворяется Духом Святым, ибо Он "везде сый и вся исполняяй".
    Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, какое значение имеет для нас и для всей природы та дивная Божия красота, которая во всем мире сияет? Откуда красота? Зачем красота? Неужели мы можем думать, что красота имеет только цель практическую, утилитарную? Неужели можно сказать, что самцы птиц, имеющие прекрасное оперение и поющие так, как не поют самки, обладают этой красотой только для того, чтобы привлекать самок? Конечно, нет.
    Неужели мы можем думать, что ласкающие взор цветы сияют красотой только для того, чтобы привлекать своими красками и ароматом насекомых для оплодотворения их цветочной пыльцой? Конечно, нет. Красота во всем мире сияет, Красоту являет нам Бог и в самых нежных, самых слабых существах. Разве не видели вы никогда, какая милая, кроткая, чистая красота глядит на вас из лепестков и венчиков незабудок и фиалок, этих нежных, голубеньких цветочков, этих крошек Божиих? Неужели не видели вы, как эти цветочки смотрят на вас своими ясными глазами? Неужели не ощущали вы, какая кротость чистота и красота в этих малых Божиих созданиях? Неужели не задумывались вы, что эти Божий крошки - беленькие, розовые, голубенькие - учат нас чистоте и кротости, какой они сами полны?
    Неужели не задумывались вы над тем, что звездное небо, в котором сверкают бесчисленные звездные миры, имеет глубокое духовное влияние на наши сердца своей красотой? Ведь мы воспринимаем идею бесконечности и вечности, когда смотрим на это беспредельное звездное небо.
    Когда мы глядим на могучие, грозные скалы, вершины которых скрыты за темными тучами, когда в бурный день стоим у моря и видим, как ураган гонит по нему огромные волны, штурмующие прибрежные скалы, разве не трепещет сердце наше от созерцания могущества и силы природы? Ничтожными и слабыми чувствуем мы себя тогда. Если природа таит в себе столько красоты, силы, мощи и молча проповедует о ней, то что же сказать об источнике этой силы и красоты - что сказать о Самом Господе?
    Он источник этой красоты и мощи, Он все проникает, все наполняет. Вся красота, - чистая и нежная, которая учит нас кротости и чистоте, и то грозное величие сил природы, которое приводит нас в трепет, - все это есть не что иное, как мощное проявление одухотворенности всей "природы, о которой я говорю. Во всей природе Дух Святой, Он во всем живет, Он "везде сый и вся исполняли", все проникнуто силой Духа Божия и любовью Его.
    Св. ап. Павел в послании к Римлянам сказал то же самое, что говорю я вам сейчас, сказал очень простыми словами, и далеко не так много надо было ему говорить, как мне. Святой апостол говорит там о язычниках, не знающих Бога, что безответные они, "ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны" (Рим. 1, 19-20). Он говорит, что ясно видна в природе сила Его и Божество, и безответны все, кто слеп, кто не хочет видеть, что всюду и везде Дух Святой. Слепы и глухи те, кто не чувствует величия красоты, кто не чувствует дыхания Духа Святого во всем, что окружает нас, и потому безответны они. Даже если не слышали они проповеди о Боге, то сама природа проповедует о Нем. А они говорят, что нет Бога, что природа создалась благодаря случаю. Что может быть более пустым, чем эти слова? Как это случай может создать такую великую гармонию беспредельного мироздания? Дух Святой именуется "Сокровищем благих".
    Каких благ? Всех благ, но только не тех, которых ищут люди гордые и самонадеянные, прилепившиеся ко всему земному. Дух Святой есть источник благ духовных, Он есть Податель всех высших сил духа человеческого, Он изливает любовь Свою как величайшее благо на все живое и любовью этой Он утешает нас. Все те, кто идет путем Христовым, кто несет свой крест, чрезвычайно явно, чрезвычайно реально ощущают эти духовные блага, эту помощь Духа Святого, эту любовь, укрепляющую их.
    Много тяжелого в жизни нашей, много тяжелого на пути архиерея и тяжел омофор его, ибо велика ответственность перед Богом. И в сокрушении моем сердечном Дух Святой утешил меня любовью вашей, любовью, излившейся из ваших сердец. Ибо нет большего счастья, как жить среди любви, постоянно чувствовать любовь окружающих. Вот что может дать Дух Святой, вот как беспредельно велика благодать Его. И цель жизни нашей состоит в том, чтобы стяжать Духа Святого, чтобы стать причастными Божеству.
    А как можем мы стать причастными Божеству? Мы можем достигнуть этого общением духа нашего с Духом Святым, ибо наш дух есть образ и подобие Божие. В том, чтобы всегда приобщаться Духу Святому, чтобы быть в постоянном общении с Ним, и состоит высшая и святейшая задача жизни человеческой.
    Как же нам стяжать это общение с Духом Божиим? Как получить величайшее утешение - утешение любви Духа Святого? В чем и когда имеем мы общение с Духом Божиим?
    Прежде всего и больше всего в молитве. И тот, кто имел полнейшее общение с Духом Святым, был всегда подвижником молитвы, как пр. Серафим Саровский, который тысячу дней и ночей стоял на камне, молясь Богу. Только тот, кто так молится, имеет полное и совершенное общение с Богом. Через постоянную молитву и исполнение заповедей Божиих достигали святые чистоты сердца, освобождения его Духом Святым от всякой скверны. Велико поэтому для нас значение последних слов молитвы Святому Духу: "Прииди и вселися в ны и очисти ны, от всякия скверны". Только благодать Святого Духа подает нам силы к очищению сердец наших от гнездящейся в них всякой скверны плоти и духа. Будем же неустанно взывать к Духу Святому: "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняли, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша". И придет Он, и вселится в нас, и соделает нас из нечистых и грешных святыми и праведными пред Богом. Да будет же со всеми вами благодать Пресвятого Духа, и да соделаетесь вы чистыми храмами его. Аминь.


25 июня 1945 г.