СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ АНАТОЛИЯ МАЛИНИНА (+2004Г.) В НЕДЕЛЮ ПО ПРОСВЕЩЕНИИ.

 

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»

Такими словами начал проповедь свою святой Иоанн Креститель, и этими же словами начал проповедовать Евангелие и Сам Господь наш Иисус Христос.

Для того чтобы войти в Царство Небесное, необходимо покаяние. Как бы человек ни пал в разные грехи, но если он искренне раскается, то Господь примет его покаяние. Еще в Ветхом Завете Господь принял покаяние пророка и царя Давида, царя Манассии, ниневитян и других, которые искренне раскаялись в своих грехах. А в Новом Завете Сам Господь сказал: Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13). И на призыв Господа шли многие мытари и грешники, которых Господь не осуждал, а спасал (Лк. 9, 56; 19, 10).

Подражая Господу, святые апостолы и проповедники Слова Божия также призывали к покаянию.

В чем состоит покаяние? На это преподобный Пимен Великий говорит: «В том, чтобы более не делать этого греха». Преподобный Исаак Сирин говорит: «Что такое покаяние? — это оставление прежнего и печали о нем». И в другом месте дополняет — это «сердце сокрушенное и смиренное» (Слово 48).

Надо не только каяться в своих грехах, но надо и принести «достойные плоды покаяния». И на вопрос народа Иоанну Крестителю: «Что же нам делать?» — Предтеча говорил, чтобы делились одеждой, пищей, никого не обижали и были бы довольны своим состоянием (Лк. 3, 7-14). Чтобы покаяться, нужно прежде всего исповедовать грех свой, затем оплакивать его нужно в посте и в молитве, подобно Давиду. Из Ветхого Завета мы узнаем, как согрешили царь Саул и царь Давид. Царь Саул нарушил повеление Бога и не послушался пророка Самуила и навлек на себе гнев Божий. И когда пророк Самуил его обличил, Саул покаялся. Но покаяние его было только на словах. И такое покаяние не отвело гнев Божий от него за его грех. И Саул был наказан тем, что Бог от него отступил, и он бесславно погиб на войне (1 Цар. 15, 31). Царь Давид согрешил прелюбодеянием и убийством. Пророк Нафан обличил его, Давид принес искреннее раскаяние, и Господь принял его покаяние (2 Цар. 11, 12).

Из Нового Завета мы видим согрешивших апостолов Петра и Иуду Искариотского. Иуда согрешил, предав кровь неповинную (Мф. 27, 4). Хотя он и раскаялся, но, предавшись отчаянию, «пошел и удавился». Апостол Петр согрешил отречением от Христа. Но он не предался отчаянию, надеясь на милосердие Божие, горько заплакал (Лк. 22, 62), прося прощение у Господа. И Господь простил его. Это можно видеть из того, что после Воскресения Своего Он явился Петру (Лк. 24, 34; 1 Кор. 15, 5), и затем Господь опять восстановил Петра в апостольском достоинстве (Ин. 21, 15-19). Как говорит Предание, апостол Петр всю жизнь оплакивал свое отречение, даже глаза у него всегда были красные от плача. И когда святого апостола Петра стали распинать на кресте, то он просил своих распинателей распять его вниз головой, считая себя недостойным быть распятым, как Христос. И просьба его была исполнена.

Из примеров апостолов можно видеть, что нельзя предаваться отчаянию в своих грехах, но надо надеяться на милосердие Божие, как надеялся святой апостол Петр. Но подобно святому апостолу Петру, надо помнить о своих грехопадениях и оплакивать их. На исповеди духовнику можно сказать только раз о содеянном грехе, чтобы получить разрешение от него, но в своем сознании этот грех должен быть запечатлен. Как и святой пророк и царь Давид говорит в своем псалме: Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною (Пс. 50, 5).

Если мы будем помнить о своих грехопадениях и скорбеть о них, это остановит нас от грехов и через это мы приобретем смиренномудрие. А смиренное сердце привлечет благодать Святого Духа. Только смиренных Господь спасает, а гордым Он противится. А где Дух Святой, там и вся Святая Троица вместе с Отцом и Сыном. А где Святая Троица, там и Царствие Божие, которого да сподобит нас всех Господь. Аминь.