СЛОВО АРХИМАНДРИТА МЕЛХИСЕДЕКА (АРТЮХИНА) В ПРАЗДНИК ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Есть в этом мире много памятников, которые были воздвигнуты человеческой любовью. Они были сооружены героям, гениям, отцам, матерям, сыновьям. Они были воздвигнуты любящими сердцами и любящими руками, но есть на земле один памятник, который воздвигнут не человеческой любовью, но человеческой ненавистью. Этот памятник возвысился над всеми народами, племенами, странами и самим временем. Этот памятник — Честной и Животворящий Крест Господенъ, который возвышается уже две тысячи лет над всем миром, как свидетельство того, до чего может дойти человек без Бога, и как свидетельство неоскудевающей, непреходящей любви Божией, которая даже к такой ненависти была расположена сострадающей любовью, ибо Господь наш на Кресте, перед Своими страданиями, возопил: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34).
На вопрос: «Для чего нужна была эта крестная смерть?» отвечает само Писание: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).
Животворящий Крест состоит из двух частей: из вертикальной перекладины и горизонтальной. Вертикальная перекладина — эта свидетельство того, что Бог сошел с Неба в этот грешный мир, чтобы спасти человека от греха, проклятья и смерти, чтобы «снизу», с земли, возвести человека опять в потерянный им рай и в жизнь с Богом, которую потерял Адам, и мы все с вами, в Адаме. «Сего ради Бог на землю сниде и на Крест взыде, да тем, аки лествицею, на Небеса возведет», — читаем мы слова акафиста Кресту Господню. Горизонтальная перекладина — это свидетельство широты любви Божией. Господь о Себе сказал: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32). Только на Кресте можно было так широко расставить руки, чтобы всех вобрать в Свою любовь. «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 28-29).
Смиренный сердцем, любящий нас Своею неизреченною любовью, с Креста, с Голгофы, Господь готов обнять каждого кающегося грешника, ибо «сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15, 7).
Вчера за всенощным бдением был, как мне думается, очень потрясающий момент в богослужении, когда было прочитано Евангелие о страданиях Спасителя, и вот закончилось чтение Евангелия. Вчера был не воскресный день, но сразу после чтения Евангелия мы стали петь воскресное песнопение «Воскресение Христово видевши».
Мы только что слышали о Распятии, и вдруг: «Воскресение Христово видевши» — это всем нам надежда, утверждение, что на Голгофе остаться невозможно, что Голгофа должна закончиться воскресением. «Мы спасены в надежде», — говорит апостол Павел (Рим. 8, 24).
Церковь нам напоминает, что и наш крест, который мы с вами несем в своей жизни, тоже должен закончиться воскресением. Я подумал: почему после праздника Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы идет не какой-то другой праздник, а именно Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня? С чем это связано? Ведь Великий пост еще далеко, ведь он будет только в следующем году.
Дело в том, что символично, в сентябре, начинается церковный богослужебный новый год, и начинается он с праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Мы как бы вступаем в новое время, в новый этап жизни. У всех заканчивается летний отпуск, начинаются какие-то новые обучения, новые дела, новая работа, новые обстоятельства жизни.
Сегодня перед нами выносится Крест Господень, чтобы напомнить: «Христолюбец, помни, что вся наша жизнь должна быть осенена Крестом Божиим» и «Се бо прииде Крестом радость всему миру». Мы сегодня пели тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».
Если мы несем крест разумно, сознательно, терпеливо, безропотно, то несением креста «осоляется» вся наша жизнь: «и всякая жертва солью осолится» (Мк. 9, 49). Господь в Евангелии сказал: «Соль — добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою» (Мк. 9, 50). И можно добавить: и «Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».
Мы несем крест, и этот крест становится солью нашей жизни, не позволяя нам загнить в нашей повседневной жизни, без Бога. Нам кажется, что это невыносимое страдание, а это не страдание, это предохранение, это сохранение, это осоление солью, которую если положить на язык, то она противная, а если она немного рассыпана во всей нашей жизни и проникает в наши продукты, тогда она сохраняет их и дает им особый, правильный и нужный вкус. Так и мы должны осознанно нести этот крест, понимая, что он для нашей же с вами пользы.
Никто из святых не восходил на Небо, живя прохладно. Никто никогда без креста не проживет. Есть три креста и три образа его несения: крест разбойника безумного, крест разбойника благоразумного и Крест Христов.
Крест разбойника безумного несут миллионы и миллионы людей, которые страдают в своей жизни, но толку от этого для души нет никакого, потому что страдают они, сами не зная почему, для чего и ропщут, проклиная свою жизнь, заканчивают самоубийством и прочим.
Крест разбойника благоразумного есть тоже жизнь без Бога, но когда человек все-таки осознал достойное и может сказать, что «по делам моим приемлю»: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем. Господи, дай только терпения, мудрость и силу, чтобы то, что я посеял, пронести до конца и, если что-то успею, изменить в своей жизни».
Редкие несут Крест Спасителя — это когда страдают за других, когда служат престарелой матери, отцу, помогают и несут крест сына или дочери-инвалида, когда вымаливают грехи своих родных и близких, охваченных безбожной жизнью, проливают слезы, но слезы кровавые, слезы сердца, и это страдание — тоже крест, который несет сострадающая любовь.
Каждый из нас может пройти этими путями. Когда-то мы были разбойниками безумными, но можем стать разбойниками благоразумными, и этот крест разбойника может стать Крестом Христовым, когда мы уже не только за себя и не столько за себя, сколько во имя Христа, за других терпим сложные обстоятельства жизни, но все это спасительно и для нас, и для наших родных и близких.
Преподобный Никон, старец Оптинский, икона которого имеется в нашем храме, однажды сказал: «В мире не было, нет и не будет покойного места». Единственное место, в котором можно обрести покой, — это собственное сердце, в котором должен бы почивать Христос, и если здесь будет покой, то любые обстоятельства жизни могут стать славой и присутствием Божиим.
Нам же не хватает терпения, не хватает мудрости нести все тяготы своей жизни до конца. Кто-то из мудрых людей сказал: «Страдания прекращаются тогда, когда мы до конца принимаем их». Значит, все зависит от расположения нашего ума и расположения нашего сердца.
Если мы с верой и доверием воспринимаем все в жизни, а это ведь — Промысл Божий о нас, «глубиною мудрости человеколюбно все строящий и полезное всем подавающий». Промысл Божий о нас бывает порой непонятен, почему столько выпадает на долю одного человека, а это не нашего ума дело. Святитель Иоанн Тобольский пишет: «Всесвятейшая воля Божественная подвигает все дела человеческие по образу колеса, неравномерно обращающегося — то поспешающегося, то замедляющегося, и, таким образом, все события неожиданные (внезапные), непостижимые и происходящие как бы по слепому случаю, направляет разумно к лучшим целям».
Святитель Феофан, Затворник Вышенский, сказал: «Бог — любящий врач, и просто так лекарство он тратить не будет». Если мы попадаем в стесняющие нас обстоятельства жизни, то это есть наше лечение, хоть и горькое, хоть и неприятное, но если мы никуда не дергаемся с креста, сами себе еще больше раны не раздираем, а просим у святых молитв, укрепления в терпении, уверены в Божием Промысле и, мало того, благодарим Господа за все — и сладкое, и горькое, и приятное, и неприятное, и черное, и белое, — то мы начинаем достойно нести Крест Христов.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Благодари Бога за скорби, и скорби минуют. Благодари Бога за радости, и радости умножатся. Благодари Бога за все». Если мы думаем прожить спокойно, тихо, чтобы вообще ничего не было, — такого не было, нет и быть не может. Господь прошел через Крест к Воскресению, и нам предстоит пройти через крест, но уже свой.
Из двенадцати апостолов своей смертью умер только Иоаин Богослов. Все последователи Христовы прошли через крест и через страдания, но нам Господь, когда выносится Крест, как бы свидетельствует, что «Воскресение Христово видевши», и наше несение креста не может быть бесконечно, это закончится, когда с верой, с любовью, с упованием мы доверимся Промыслу Божиему. Такова наша с вами жизнь.
Как старец Амвросий Оптинский говорил: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, так потерплю же и я».
Ради Бога, ради души, ради ее здравия, ради ее воскресения, ради ее очищения от грехов выносится Крест в сегодняшний день, возносимый над всею Церковью, Животворящий Крест, вынесенный нам для поклонения, — это нам укрепление и утверждение Истины на нашем жизненном пути.
Христолюбец, терпи! Христолюбец, смотри, что будет дальше после Креста! Все прошли этим путем, и тебе идти этим путем. Ты несешь крест, а крест несет тебя. Крест — это ключ, которым открываются райские двери. Не дай Бог, чтобы кто-нибудь из нас по рассеянности, по невнимательности, по ропотливости где-нибудь по дороге потерял его, потому что ропотливое слово это и есть потеря этого ключа к жизни.
Старец Оптинский Исаакий II после разгона Оптиной пустыни жил в городе Белёве, у своего духовного чада. Зная о том, что его должны прийти арестовывать, сказал такие слова: «От креста своего никуда не побегу!»
Господь призывает каждого из нас взять свой крест. Он не говорил нам соорудить, придумать свой крест. Ведь и Свой Крест Он не Сам избрал, а добровольно взял на Себя тот, который был дан Отцом Небесным. Будем помнить, что Крест Христов вобрал в себя все кресты наши.
Нести свой крест — значит претерпеть без ропота и жалоб никому не ведомый труд над собой, над своими страстями. Так что мы несем крест, а крест несет нас. Дай Бог, чтобы он донес нас до той всеславной, вселикующей, всерадостной жизни, что уготовал нам Бог? Дай Бог, чтобы мы под конец своей жизни услышали любящий глас нашего Владыки: «...хорошо, добрый и верный рабе в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25, 21)!
Аминь.
2000 г.