СЛОВО ЕПИСКОПА ВЕНИАМИНА (МИЛОВА), САРАТОВСКОГО И БАЛАВШОВСКОГО (+1955Г.) В НЕДЕЛЮ 32-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ


СЛОВО ЕПИСКОПА ВЕНИАМИНА (МИЛОВА), САРАТОВСКОГО И БАЛАВШОВСКОГО (+1955Г.) В НЕДЕЛЮ 32-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ.
 

Как принять Христа в свою душу

Братия возлюбленные! Ныне, слыша слово святого Евангелия о Закхее, дом которого посетил Господь, душа наша не завидует, потому что мы во много раз счастливее Закхея.

Теперь Христос не входит под кровли наших домов, а вселяется в наши души как в дом Свой, входит в тело наше в таинстве святого причащения. Но только теперь наблюдается горькое явление: мы как-то не чувствуем в своей душе присутствия Христа, потому что вера в Бога поколебалась в нас и надежда иссякла в нашем сердце. Теперь не только в благоустроенных домах, но и бедных лачугах часто слышатся слова: «Господь оставил нас, Господь больше уже не помогает нам». А ведь Господь всегда с нами, Он постоянно присутствует между нами.

Но где же, что за причина этой нечувствительности присутствия Божия? Причина эта в том, что мы хотя и причащаемся теперь, но в нас недостаточно покаяния, мы не исправляемся, и потому Господь не может войти в наши души, холодные и мрачные.

Чтобы почувствовать в сердце присутствие Божие, необходимо прежде всего исправление и затем любовь. Исправить душу можно лишь покаянием, которое, по слову Василия Великого, обновляет и возрождает ее. Необходима и любовь, которая возможна лишь при исправлении души, потому что при этом Господь касается души Своей Божественной благодатью. Вспомним, как коснулся Господь жестокой души Закхея. Мы, пожалуй, приведем на память всем вам известный евангельский рассказ.

Закхей, как говорится в Евангелии, был мытарь, то есть сборщик податей и налогов. А мытари были люди черствые, жестокие и, исполняя свои обязанности, часто отнимали у бедного еврея последний грош. А Закхей был старшим между мытарями, поэтому можно судить, до чего дошел этот человек, беспощадно обирая людей и постепенно заглушая в себе все добрые, быть может, задатки. И все-таки, несмотря на это, душу Закхея посещала иногда какая-то тоска по иной, неведомой и светлой жизни, тоска о чем-то далеком, но родном душе человека — тоска о Иисусе Христе.

Услыша, что Господь, направляясь в Иерусалим, будет проходить недалеко, он хочет посмотреть на Христа, но так как Закхей был мал ростом, а Христос всегда ходил окруженный массой народа, ему не было никакой возможности увидеть Господа. Тогда Закхей, забывая все приличия этого света, забегает вперед, к тому месту, где должен пройти Христос, и, как шаловливое дитя, забирается на высокую смоковницу только для того, чтобы увидеть Божественного Учителя, о Котором он слышал так много чудесных рассказов. И Господь, зная душевное состояние Закхея, приблизившись, говорит: «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19, 5).

И когда Господь посетил дом этого грешного мытаря, тот первое время крепился, но потом не выдержал, ибо трогательная любовь, неземной восторг и торжествующая благодарность слились в нем в одно покаянное чувство, и, припадая ко Христу, он воскликнул: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19, 8). И Господь, видя такое необычайное смирение и такую любовь, которые открылись в дотоле дремавшей черствой душе, говорит Закхею: «Ныне пришло спасение дому сему» (Лк. 19, 9).

Покаяние нужно для того, чтобы почувствовать присутствие Божие, исправить душу, подготовить ее к встрече Христа. Вспомните, что происходит у нас, когда мы ждем какого-нибудь дорогого или именитого гостя. Обычно когда ждут такого гостя, то дома все моют, чистят образа, сдувают пыль, зажигают лампады, готовят, наконец, обед или какое-нибудь угощение, чтобы с честью принять его.

И с нашей душой надобно поступать так же. Конечно, душу нельзя омыть водой, которой мы моем тело, но омыть ее можно слезами о своих согрешениях, а если нет слез, то печалью сердечной, и сокрушением, и непрестанным покаянием. Вот это покаяние будет первым двигателем в деле нашего приготовления к принятию Бога в наши души.

Далее, в доме чистят образа, а мы должны обновить образ Бога и святых в своем сердце чтением Священного Писания и житий святых, ибо человека, когда он видит перед собой образцы христианского совершенства, влечет к подражанию. Ему представляется вся его прежняя жизнь, греховная, темная, и он стремится мыслями к иной, святой, тихой и радостной, жизни во Христе Иисусе.

Потом мы должны зажечь лампады. У нас лампадой будет обращение к Богу, мы должны вспомнить Его заповеди и проводить их в жизнь. И пророк Давид говорит: «Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим» (Пс. 118, 105).

Наконец, мы должны приготовить обед Господу, Этим обедом будут у нас добрые дела. Будем стараться избегать ссор, не будем тщеславны, если кому-либо завидуем, то надо побеждать зависть добрым отношением и всяким благожелательством по отношению к тому человеку. По силе возможности будем помогать тем, кто нуждается в нашей помощи, ибо в этом и будет исполнение любви к Богу и ближним, как и Закхей, делая доброе дело, отдал половину имения нищим. Будем таким образом готовить свою душу к принятию Господа, исправляя ее покаянием и верой в Бога, и приобретать любовь добрыми делами.

Итак, пусть внутренний чертог наш будет украшен так, чтобы достойно принять дивного Гостя, Который говорит, по словам Иоанна Богослова: «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3, 20). И когда готова будет душа наша, мы сразу почувствуем, что вошел Господь Иисус Христос, ибо Он одарит тогда душу необычайной благодатью Духа Святого и водворит в ней мир и покой. И будем надеяться, что если мы примем Христа в сердце, то Он примет нас в Свое блаженное Царство, пребывающее во веки веков. Аминь.