СЛОВО СВЯТИТЕЛЯ ИЛИИ (МИНЯТИЯ), ЕПИСКОПА КЕФАЛОНИЙСКАГО (+1714Г.) В НЕДЕЛЮ 27-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

О почитании праздников

Шесть дний есть, в няже достоит делати; в тыя убо приходяще целитеся, а нее день субботный (Лк. 13, 14). 

Есть две вещи, которые трудно скрыть; в природе вещественной — это огонь и свет, а в природе нравственной — зависть и истина. Поэтому каждый легко может понять, что то, что говорит сегодня начальник синагоги, происходит не от ревности, которую он яко бы имеет к закону, а главным образом от зависти, которую он имеет к Христу. Жена бе имущи дух недужен лет осмьнадесять, и бе сляка и не могущи восклонитися отнюд (Лк. 13, 11). Несчастная женщина, по действию дьявола, восемнадцать лет терпела тяжкое страдание, что совершенно не могла поднять головы. Поэтому она всегда должна была ходить согнувшись с большим трудом и представляла жалкое зрелище. В один из субботних дней Иисус Христос учил в синагоге. Увидев ее, Он сжалился, подозвал, прикоснулся к ней Своей всемогущей целительной десницей и исцелил ее. Женщина, исполненная радости, прославляла Бога за то, что исцелилась, — и абие простреся и славляше Бога (Лк. 13, 13). Видевший чудо народ чрезвычайно радовался преславным деяниям чудотворящего Владыки — и вси людие радовахуся о всех славных бывающих от Него (Лк. 13, 17). Почему Христос чудотворит, почему, с одной стороны, женщина благодарит Его и прославляет, с другой — народ радуется учению и чудесам Его, а книжники и фарисеи, эти завистливые лицемеры, соблазняются, и более всех начальник синагоги. Отвещав же старейшина собору, негодуя, зане в субботу изцели (ю) Иисус, глаголаше народу: шесть дний есть, в няже достоит делати; в тыя убо приходяще целитеся, а не в день субботный (Лк. 13, 14). Хорошо; закон всем запрещает работать в день субботний; однако он не запрещает больному лечиться. Но сатана перешел из женщины, которую он связывал болезнью, в начальника синагоги и связал его завистью, как говорит Феофилакт. Потому-то архисинагог и негодует на силу чуда, что завидует славе Чудотворца: «Сатана, связывавший раньше женщину, связывает начальника синагоги завистью и его устами хулит чудо». Таким образом, слова архисинагога вытекали не из ревности к закону, а из зависти к Христу. Но то самое, что начальник синагоги из сатанинской зависти говорит народу иудейскому, я хочу по евангельской ревности сказать народу христианскому. Шесть дний есть, в няже достоит делати... а не в день субботный; т.е. вы имеете шесть дней недели, чтобы исполнять все свои дела и работы, а не в день субботний, не в праздник, когда должен быть покой от всякого мирского предприятия и когда не должны иметь другого дела, кроме прославления Бога и собственного спасения. Это будет предметом сегодняшней проповеди, в которой я хочу показать наш долг освящать праздники и соответственный образ их освящения. Прежде чем начать, я хочу вам напомнить, что сказал блаженный Павел: Мудрым... и неразумным должен есмь (Рим. 1, 14); иначе: обязан я возвещать слово Божие как ученым, так и неученым; то же самое и я говорю: я обязан говорить для всех одинаково понятно. Я чту, высоко ставлю и уважаю ученость, добродетель и мудрость ученых, образованных и мудрых мужей, украшающих и просвещающих эту православную общину. Но по отношению к ним я имею такой же долг, как и по отношению к простому народу, неученому и необразованному, ибо и они тоже христиане и они также ищут спасения. Небесный дождь, не делая между ними различия, падает как на далекие пустыни и поля, так и на близко лежащие возделанные сады, как на дикие растения, так и на нежные цветы; подобным образом и слово Божие относится ко всем без различия, и к ученым, и к необразованным, и к знатным, и к незнатным, к духовным и к мирянам. Но обратимся к предмету, который наиболее необходим.

1.

Шесть дний есть, в няже достоит делати... а не в день субботный.

Бог неограничен и присносущен; не ограничивается местом, не объемлется временем; Он выше и места, и времени, «везде сый и вся исполняяй». По Своему свойству неограниченности Он находится на каждом месте и везде может принимать поклонение. Поэтому пророк Давид говорит: Благословите Господа, вся дела Его на всяком месте владычества Его (Пс. 102, 22). По Своему свойству присносущия Он равным образом существует во всякое время и всегда одинаково может быть прославляем; поэтому Христос повелевает: Подобает всегда молитися и не стужати (си) (Лк. 18, 1). И еще: Бдите... на всякое время молящеся (Лк. 21, 36). Апостол так заповедует: Непрестанно молитеся (1 Сол. 5, 17). И сам псалмопевец в беседе с Богом говорит: В оньже аще день призову Тя; се, познах, яко Бог мой еси Ты (Пс. 55, 10). Но при всем том неограниченный Бог, поклоняемый на всяком месте, хочет принимать особенное поклонение в одном определенном месте, а это — церковь, общее место поклонения для христиан, почему и называется она домом Божиим и домом молитвы, это — земное и видимое обиталище небесного и невидимого Бога. И с другой стороны, вечный Бог, «на всякое время и во всякий час на небеси и на земли поклоняемый и славимый», требует особенного прославления в определенный, т.е. в один особый день, и этот день — праздник. Значит, как Церковь есть место, посвященное единому Богу, где мы можем не иное что делать, как только поклоняться и служить Богу, совершая таинства и воспевая священные последования службы, так и праздник есть время, посвященное только Богу, в которое мы можем не иное что делать, как прославлять Бога с истинным благоговением, как внутренним, так и внешним образом. На этом основана четвертая заповедь, где Бог говорит: Смотрите... и сохраните субботу, яка свята сия есть Господу... осквернивый ю смертию умрет; всяк, иже сотворит в ню дело, потребится душа та от среды людий своих; шесть дний да сотвориши дела, в день же седмый суббота, покой свят Господу... яко в шести днех сотвори Господь небо и землю, в седмый же день преста, и почи (Исх. 31, 13-17). Этим Бог хочет сказать следующее: смотрите, соблюдайте субботы, т.е. праздники; кто не соблюдет их и сделает какое-нибудь дело, того Я предам смерти и истреблю его душу. Вот Я вам даю для работ шесть дней недели, а седьмой оставляю для Себя, заповедую покой. Моисей, возвещавший от лица Божия, присоединяет и причину. Ибо, говорит он, и Бог шесть дней творил дело и создал мир, а в седьмой соблюдал как бы покой и почил от дела Своего. Умоляю вас, вдумайтесь в это. Во-первых, Тот, кто дает такую заповедь, есть Бог неба и земли. Во-вторых, тем, которые не соблюдают этой заповеди, Он грозит смертью, как случилось с тем несчастным человеком, который за то, что в субботний день вышел собирать дрова, без всякой жалости был предан смерти. В-третьих, Сам Бог, Господь всего, Который может повелеть все что захочет и Которому никто не в силах воспротивиться, мог бы, если бы пожелал, приказать нам из семи дней недели служить Ему шесть дней и только один оставить для себя. Однако же, по крайнему снисхождению, Он даровал нам шесть дней, чтобы мы работали для поддержания нашей жизни, для пропитания наших семей, для наших занятий и предприятий, а для Себя удержал только один день, желая, чтобы мы служили Ему только один день в неделю, что опять-таки сводится к нашему же собственному благу. Ибо, работая шесть дней на самих себя, мы поддерживаем нашу жизнь в этом мире; а служа Богу один, праздничный день, мы совершаем спасение нашей души в будущей жизни. Соблюдение подобной заповеди составляет наш неотложный долг, потому что это заповедь Божия. Если мы ее нарушаем, то впадаем в великое бедствие, если же соблюдаем, то получаем великое благо.

Итак, шесть дний есть, в няже достоит делати... а не в день субботный. Для того чтобы мы соблюдали это, Бог дал нам заповедь в десятословии и подал еще пример в творении мира. Бог мог в одно мгновение создать весь мир, видимый и невидимый, но восхотел сотворить его в шесть дней. В первый Он сотворил свет, во второй — небо, в третий — землю, в четвертый — солнце и луну, в пятый — животных, в шестой — человека, для того чтобы мы узнали, что дней для работы дано шесть; в седьмой Господь почил от всех дел Своих, чтобы мы узнали, что седьмой есть день покоя. Далее, летописцы насчитывают восемь периодов в существовании этого мира; шесть периодов до явления Христа мир трудился, работая под игом закона естественного или писаного; в седьмой же период, наступивший после рождества Христова, он прекратил труд и теперь почивает в лоне Евангельской свободы и благодати, как во многих местах объясняет Павел, для того чтобы мы узнали, что число шесть есть символ труда и работы, а семь есть символ покоя и отдыха.

Поэтому число семь было мерилом всех праздников в еврейской синагоге, которая служила прообразом Христовой Церкви. Семь дней — праздник Субботы; семь недель — праздник Пятидесятницы, семь месяцев — праздник Кущей. Семь лет — покой от всех дел, так что даже земля не обрабатывалась; семь седмин лет — отпущение, называемое по-еврейски юбилеем. Но еще более числом семь прообразовательно обозначались великие догматы, содержимые православной верой. Сын Божий стал человеком, чтобы восстановить род человеческий в прежнем бессмертии и блаженной жизни. В этом заключается все домостроительство о воплощении Богочеловека-Слова, домостроительство, обнимающее великие дела; во-первых, возвращение человека от земли на небо, во-вторых, разрешение беззакония и, в-третьих, воплощение Божественного Слова. Символом возвращения человека от земли на небо стал Енох, который не видел смерти, потому что Бог взял его. А Енох был в седьмом роде от Адама. Разрешение беззакония прообразовал закон, который получил Моисей, а этот был седьмым от Авраама, отца обетования. Воплощение Божественного Слова произошло в семьдесят седьмом роде, как излагает родословную св. Лука. Единица есть начало числа, десяток — за совершение числа; так что семьдесят семь есть крайнее совершенство седьмого, и этим совершеннейшим числом должно быть отмечено совершеннейшее дело силы Божией, таинство таинств. Дабы мы узнали, насколько священно и достойно почтения число семь, мера всех праздников Ветхого и символ высочайших таинств Нового Завета, этим числом Бог отметил воскресенье, седьмой день, которое Он освятил и другими особенными преимуществами. В воскресенье Он начал творение мира природы, в воскресенье же Он воссоздал мир благодати; в воскресенье родился Христос, в воскресенье воскрес из мертвых; в воскресенье ниспослал Святого Духа, ибо Он благоволил, чтобы шесть дней недели были нашими, для исполнения наших дел, а седьмой, т.е. воскресенье, был посвящен в Его славу — шесть дний да сотвориши дела, в день же седмый суббота, покой свят Господу (Исх. 31, 15). Поэтому Он устами Церкви учредил воскресенья всего года и по их образцу — памяти святых, как Свои собственные дни, в которые мы не должны делать другого дела, кроме прославления Его, Владыки, и почитания верных Его рабов.

Вот намерение Божие. Но что делает коварство и зависть дьявола? Отступник — денница, когда ему не удалось задуманное, т.е. отнять у Бога Царство Небесное, поставив свой престол выше облаков и став подобным Вышнему, усильствовал воспрепятствовать славе Божией здесь, на земле. Видя, как в праздники Бог прославляется людьми, он завидует, гневается, зовет демонов, своих товарищей и соучастников в отступлении, и говорит им: Приидите, и отставим вся праздники Божия от земли (Пс. 73, 8). Приидите и устроим так, чтобы прекратились на земле праздники Божий, не допустим, чтобы Бог прославлялся, воспрепятствуем в этом христианам, зададим им работ и мирских дел так, чтобы они не имели времени прославлять праздники и ходить в церковь. Приидите, и отставим вся праздники Божия от земли. То, что помыслил сделать дьявол, первый привел в исполнение сосуд дьявола, жестокосердый мучитель еврейского народа фараон. Вы знаете, в каком тяжелом рабстве находились столько времени несчастные евреи, плененные в Египте. Бог сжалился над угнетенными, послал Моисея и Аарона сказать фараону, чтобы он отпустил их в пустыню на расстояние трех дней пути совершить праздник и принести жертвы, — сия глаголет Господь Бог Израилев: отпусти люди Моя, да праздник сотворят Мне в пустыне... пойдем убо путем трех дний в пустыню, да пожрем Господу Богу нашему (Исх. 5, 1-3). Кто этот Бог Израилев? — сказал богопротивный тиран. — Кто есть, Его-же послушаю гласа? (Исх. 5, 2). Что это за праздник? Что за жертва? Я не хочу, чтобы они были в праздности. Пусть каждый идет на свое дело, пусть работает — идите кийждо вас на дела своя (Исх. 5, 4). Так он сказал и приказал надзирателям над работами и писцам усилить евреям тяжесть работы. Раньше евреи готовили только глину для кирпичей, а египтяне приносили им солому; теперь евреи и глину готовят, и собирают солому — двойной труд. Да отягчатся дела людий сих, и да пекутся о них (Исх. 5, 9). Египетские надзиратели не давали им вздохнуть — понуждаху... их приставницы (Исх. 5, 10), чтобы они не имели возможности, ни даже времени вспомнить о празднике.

Что делал тогда фараон с евреями, сей чувственный дьявол, теперь делает с христианами дьявол, мысленный фараон. В праздник, господский или святого, когда они должны несколько устраниться от Египта, от темного рабства, от мирской суеты, когда должно перейти как бы в пустыню — отдохнуть умом, освободиться от работы, принести жертву, прославить Бога, тогда мучитель душ как будто говорит им в сердце: «Что за праздник? Что за служение?» Идите кийждо вас на дела своя. «Что тебе до праздников? — говорит он ремесленнику. — Докончи свою работу, чтобы иметь хлеб для семьи и для себя на этот день; иди, — говорит он торговцу, — на рынок посмотреть, как идет твоя торговля; поспеши, — говорит он знатному человеку, — во дворец вельможи, чтобы устроить свое дело; удивляюсь тебе, какого ты хочешь праздника, когда у тебя столько нужд? К чему ты дожидаешься обедни? Тебе нужно идти по делам ранним утром. Зачем тебе служба церковная? Ведь ты не монах». Идите кийждо вас на дела своя. Так советует дьявол, и христиане слушаются его совета. Но этого мало: как фараон отягчал работу евреев и удваивал их труд, когда они хотели праздновать, так и дьявол в праздники умножает, задает дела вдвое и втрое больше чем в будни. Да отягчатся дела людий сих, и да пекутся о них! Более того, как надзиратели фараоновы подгоняли работу евреев, так некие служители дьявола приходят и будят тебя в полночь, подымают тебя с постели ранним утром, влекут тебя туда и сюда с силой, чтобы ты даже не вспомнил, есть ли праздник, чтобы не имел возможность прийти сюда, в церковь. Дьявол видит это, торжествует и радуется такому уничижению Бога, погибели стольких людей и еще громче повторяет: Приидите, и отставим праздники Божия от земли!

Христианин, что ты скажешь, доволен ли ты, что так радуется дьявол и уничижается Бог? Я знаю, что ты хочешь сказать мне: «Я часто не соблюдаю праздников по нужде; необходимость ежедневного пропитания заставляет меня работать; я оставляю службу и слово Божие, потому что мне необходимо повидать начальника, которого в другое время нельзя застать. Я должен постараться сегодня окончить дело, которого не могу сделать завтра». Безрассудный! Ты все это считаешь необходимым; а твое спасение разве дело не нужное? Ты считаешь долгом сделать то, а не видишь нужды сохранить заповедь Божию, преступление которой есть смертный грех? Увидев миро, которое блудница возливала на ноги Иисуса, Иуда сказал, что оно могло быть продано за триста динариев; но когда евреи хотели схватить Иисуса, он им сказал: Что ми хощете дати, и аз вам предам Его? (Мф. 26, 15). Когда они сказали ему, что тридцать сребреников, он остался доволен и не стал торговаться, так что он взял бы и меньше. Значит, он мог оценить миро — можаше бо сие (миро) продано быти вящше триех сот пенязь (Мк. 14, 5), а Христа, бесценное сокровище неба и земли, он не оценил ни во что — что ми хощете дати, и аз вам предам Его?

Вот так же рассуждаешь и ты: свою маленькую прибыль, торговое дело, услугу важному начальнику или покровителю, ты считаешь за дело необходимое и ценное, а заповедь Божию, которую преступаешь в ущерб спасению, ты не ставишь ни во что. Тебе кажется, что ты теряешь то время, которое выстаиваешь, слушая богослужение и слово Божие? Не теряешь ты его, а приобретаешь, как говорит Василий Великий (8 беседа на Шестопсалмие), так как приносишь его в дар Богу, Который отдает его тебе назад с прибылью. Исполняй свой долг, христианин, соблюдай праздник, который соблюдают даже агаряне и евреи, и, если имеешь необходимое дело, предоставь его Промыслу Божию, и Бог доведет его до счастливого конца. «Часть, данная Богу в долг, не погибает, но от Него возвращается с приращением; ибо сколько бы ни было затруднительных обстоятельств, Господь все их устранит, даровав тем, которые предпочитают духовные дела, телу — здравие, душе — бодрость, в делах удобство и во всей жизни благое поспешение». Подумай и о том, что когда евреи были в пустыне, Бог ниспосылал им манну только шесть дней, так как хотел, чтобы в седьмой, праздничный, евреи не имели повода выходить из своих палаток и оставались там в покое, прославляя и благодаря Бога. Отсюда мы можем заключить, что в шесть дней недели, данные нам для работы, Бог ниспосылает на наши труды прибыль и благоуспешность, как манну; а в седьмой, воскресный день, в праздник, Господь удерживает Свою руку и, если мы работаем, Он ниспосылает на труды, которые мы совершаем, не Божественное Свое благословение, а проклятие, и наши труды тщетны, бесполезны и прокляты. Наша прибыль превращается в дым, ветер, наши предприятия приводят к дурным последствиям. Постав паучинный ткут, — говорит Исайя о таких людях, — постав их не будет на ризу, и не одеждутся от дел своих, дела бо их дела беззакония (Ис. 59, 5-6). Господь хочет, чтобы мы в этот день не удалялись от церкви, но спокойно там пребывали в псалмах и песнопениях, по апостолу. Таким образом, если прекратишь труд, получишь прибыль, если же не прекратишь, то не только ничего не приобретешь, а даже потеряешь и то, что считал ты приобретенным. Значит, шесть дний есть, в няже достоит. 

2.

Доселе я беседовал с теми, которые не соблюдают праздников; теперь я хочу сказать нечто и тем, кто соблюдает их, но не так, как следует, и этим закончу поучение. Каким образом должно освящать праздники, Бог открыл нам в немногих словах пророка: упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог (Пс. 45, 11); т.е. освободитесь, успокойтесь от всякой работы и житейской и мирской заботы и познайте, что Я Бог, или пусть весь ваш ум со всем благоговением будет обращен ко Мне. Праздник значит день, посвященный Богу; следовательно, как в церкви мы стоим скромно и благоговейно, ибо она есть дом Божий, ту же скромность и благоговение мы должны сохранять, будем ли в пути или сидя дома в праздник, ибо он есть день Божий. Грех, совершаемый нами в церкви, есть святотатство, так как это — место Божие; такое же святотатство есть всякий грех, который мы совершаем в праздник, ибо он есть день Божий. Воровать или блудодействовать в праздник — то же самое, что воровать или блудодействовать в церкви, ибо то и другое посвящено Богу. Это обстоятельство мы, духовные, должны разобрать особенно внимательно, так как грех, совершенный в праздник, более тяжек, чем грех, совершенный в будни. Осквернивый (праздник) смертию умрет... потребится душа та от среды людий своих (Исх. 31, 14). Праздник значит день святой, который мы должны освящать таким образом, чтобы и самим стать святыми, собираться в церковь, слушать службы, особенно литургию, опускать которую мы не можем без смертного греха, читать Божественное Писание или жития святых, употреблять прочее время на молитву, исповедовать и причащаться пречистых тайн, как это делали древние христиане, которые бяху... терпяще во учении апостол и во общении и в преломлении хлеба и в молитвах (Деян. 2, 42). Наконец, суть праздника, как говорит божественный Златоуст, «состоит в показании добрых дел, в благоговении души и строгости образа жизни».

«Показание благих дел» — чтобы мы показали, конечно, наши добрые дела, а не нарядные одежды. А мы усильствуем праздновать так, чтобы мужчины являлись наряженными, как женщины, а женщины, как идолы, преукрашеныя яко подобие храма (Пс. 143, 12), говорит пророк; а это значит, что они оскорбляют праздник и приходят в церковь больше для принятия себе поклонения от людей, чем для поклонения Богу. Разве так освящается праздник?

«Благоговение души» — не невоздержанность, не пьянство, не гулянья; мне больно видеть и стыдно сказать, как празднуют христиане это время: шесть дней ремесленник проводит в своей мастерской умеренно, воздержно, скромно, разумно, а в воскресенье он в корчме сходит с ума, так что воскресенье есть праздник для корчемников. А в дни священных собраний что делается? Что бы сказали св. Николай, св. Димитрий, видя, что христиане празднуют их память больше песнями, чем псалмами, больше эллинскими языческими жертвами, чем жертвой бескровной, больше с демонским невоздержанием, чем с христианским благоговением? Разве так освящается праздник святых?

«Строгость образа жизни». Это значит, что мы и все дни должны проводить в страхе Божием, как хорошие христиане, а в праздник особенно мы должны сделаться святыми христианами в точном смысле. Но мы в праздник находим особенный повод еще более отягощать грехами свою душу. Поэтому Бог может сказать теперь то же, что когда-то сказал устами Исайи: Новомесячий ваших и суббот... ненавидит душа моя (Ис. 1, 14). Больше я говорить не буду, а попрошу вас об одном: если вы теперь, выходя из церкви, встретите какого-нибудь брата христианина, не слышавшего сегодняшней проповеди, так как мысленный фараон, дьявол, вероятно, удерживал его далеко на другой службе, скажите ему все, что услыхали: что божественная заповедь повелевает нам освящать праздники, освящать обнаружением добрых дел, благоговением души, строгостью образа жизни.