СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ ИОАННА МОНАРШЕКА В НЕДЕЛЮ 26-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

В Боге Богатейте(Лк. 12, 16-21)

Притча о безумном богаче, которую рассказал Господь, научает нас готовиться к вечной жизни и богатеть добрыми делами, добродетелями: верой, надеждой, любовью; богатеть душой, а не телом и богатствами земными: хлебом, одеждою, машинами, домами. Господь создал человека по великой Своей любви, и Он не мог оставить Свое творение без Своего Промысла, без Своего попечения. Человеку нужно помнить, что Бог недалеко, Бог не оставит его без пищи, и, если Бог дает дары человеку, их не нужно прятать, собирать на долгие годы; не нужно в мыслях богатеть, не нужно копить. Надо иметь надежду на Бога — Он и вчера, и сегодня, и завтра видит нас, промышляет о нас и поможет нам.

Но посмотрите на богача. Он утешает себя, свою душу: «Душе моя, покойся, ешь, пей, веселись». Это слова большинства людей нашего времени. Сегодня нас захватывает потребность плоти больше, чем потребность духа и души. Мы сегодня думаем и работаем только для того, чтобы накормить плоть, обогреть ее, одеть и дать ей возможность повеселиться. Наверное, и войны между государствами, народами, племенами и даже родными ведутся из-за богатства.

Да, необходимо питать свою плоть, потому что она — храм Духа Святого, но при этом не нужно забывать и о душе. Пресыщенная плоть толкает человека в пороки и грехи. Он становится немощным, теряет здоровье, если думает только о том, чтобы поесть, попить и повеселиться. А Господь говорит: «Не хлебом одним будет жить человек» (Мф. 4, 4).

Вина евангельского богача, да и многих богатых людей, состоит в том, что они заботятся о временном богатстве, забывая о духовном, вечном. Дело не в богатстве, а в отношении к нему. Не нужно творить для себя маммону, идола. Бог говорит богатому: «Безумный, в сию ночь душу твою возьмут от тебя, кому же достанется то, что ты заготовил» (Лк. 12, 20). Богатые люди ожидают только веселия и радости, но покоя себе найти не могут. И вот наступает смерть, о которой Господь говорит: «...душу истяжут в сию ночь».

Богач видел великий урожай, радовался, но вместо того, чтобы поблагодарить Бога за сей дар, он безпокоится, где эти дары разместить, где их будет хранить, как вор, который нашел кошелек на улице и думает, куда его спрятать. Богач не делал ничего особого, чтобы появился такой урожай. Бог даром дал дождь, даром грело солнце, даром все росло. Но получившего сей дар охватила жадность и эгоизм: «...душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Богач говорит о душе, а думает о своем теле. Безумный! Он хочет сделаться хозяином времени и жизни. Но Бог говорит ему: «В сию ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?»

Не в нашей власти день рождения и не в нашей власти день смерти. Наша жизнь рассчитана до минуты, и она — в Божиих руках. Жадный, думая о теле и его услаждении, внезапно лишается всего, и богатство остается другому; тело уходит в землю, в могилу, а душа — в ад. Внезапная, наглая смерть страшна. Важно перед смертью поболеть телом и выздороветь душой, покаяться, причаститься, дать наставление своим детям, внукам, спокойно проститься с этим миром и приготовиться к жизни вечной. В ином мире нет ничего временного и проходящего, но все вечно: и радость, и мука.

Эта притча касается каждого из нас. Мы все — богатые, хотя многие могут сказать, что у них ничего нет. Но наша жизнь, наше здоровье, различные дарованья: таланты, ум, прекрасный голос, материальный достаток — разве это не богатство? Все наши таланты — это Божий дар. Апостол Павел говорит: «Что ты имеешь, чего ты не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? Вы уже пресытились, вы уже обогатились...» (1 Кор. 4, 7, 8).

Все богатства, таланты и дарования служат нам, но для одних они являются лествицей, восходящей на небо, а для других — дорогой в ад.

Часто люди любой ценой, обманом, притеснениями, неправдой приобретают свое земное богатство. И даже просят Бога дать им как можно больше этого навоза, потому что земное богатство и есть навоз. И это даже оскорбительно для Бога просить у Него навоза.

А душа голодает, плачет. Бог забыт. Молитвы и поста нет. Щедрости и милости нет. И сегодня все люди думают только об одном — как разбогатеть. И богатеют — пустословием, клеветой, лукавством, ложью, фальшью, себялюбием, блудом. Даже не слышат, что говорит Бог: «Безумне, в сию ночь душу твою истяжут от тебя» (Лк. 12, 21). Это приговор всем, кто нарушает заповеди Божии.

Время нашей жизни земной — это хранилище, куда мы думаем собрать все богатства на многие годы. Но время так скоротечно, что мы забываем про него и теряем его вместе с накопленными богатствами. А смерть неумолима, она никого не пожалеет: ни богатого, ни бедного. Настоящее богатство земной жизни — это познать Бога, познать истину, и богачом окажется только тот, кто богатеет в Бога. Апостол Павел заповедует нам: «Не участвовать в делах тьмы» (Еф. 5, 11), то есть не грешить. Вот это богатство, которое мы обязаны собирать и копить. А все земное богатство употребим на приобретение небесного сокровища. Земную жизнь нашу посвятим познанию Бога, познанию самих себя и не будем терять времени.

Во временном земном богатстве никто не нашел подлинного веселия и радости, но наоборот: страдания, переживания и разочарования. Причина радости у христиан в другом — Бог всегда с нами. Он нам помогает, о нас промышляет, Он дает нам обещание о нашем спасении, воскресении и вечной жизни. Радость наша заключается в том, что мы можем себя сознавать сынами не только земли, но и Неба. И если Бог дал тебе дар богатого урожая, не прячь его, а поделись с неимущим. Блаженнее давать, нежели брать и собирать. От этого придет к тебе радость и удовлетворение. Милость Божия и Его благословение. Аминь.

2015г.