СЛОВО АРХИЕПИСКОПА ДИМИТРИЯ (МУРЕТОВА), ХЕРСОНСКОГО И ОДЕССКОГО (+1883Г.) В СУББОТУ ЛАЗАРЕВА.

(Сказано в больничной церкви при Стурдзовской богодельной и общине Сердобольных сестер, по случаю произнесения некоторыми сестрами обета и возложения на них крестов.)

Любляше Иисус Марфу и сестру ея и Лазаря (Ин. 11, 5).

И всех человеков безпредельно любил и любит Господь наш Иисус Христос, за всех пролил Он кровь Свою и положил душу Свою, всех призывает в вечное царство Отца Своего, и со всеми обещает разделить высочайшую славу Свою, которую имел Он у Отца прежде сложения мира (Ин. 17, 22. 25). Но святой евангелист замечает, как некоторую особенность, любовь Его к семейству Лазаря. В чем эта особенность? В том, что Господь Иисус Христос удостоил святое семейство Вифанское Своего дружества: Лазарь друг наш успе (Ин. 11, 11), говорил Он о смерти Лазаря.

Высока и вожделенна почесть быть только рабом и слугою Господа; сами святые апостолы почитали высочайшею для себя честью именоваться рабами Христовыми и самые святые ангелы именуются только слугами Божиими: как же безпримерно велико счастье тех, которых Сам Господь благоволил назвать Своими друзьями! Выше и более сей чести не может пожелать себе никакое из самых высших сотворенных существ. По истине, подумаете, блаженны и преблаженны видевшие Господа во плоти, что могли послужить Ему в земной Его жизни, подобно Марфе и Марии, и заслужить от Него высокое титло друзей Его!

Но это высочайшее счастье принадлежит, возлюбленныя, не одним современникам Господа по плоти, которые могли видеть Его телесными очами, слышать слово Его, подобно Марии, из самых Божественных уст Его принимать и угощать Его, подобно Марфе, в дому своем. Господь Иисус Христос вчера и днесь, той же во веки (Евр. 13, 8). Н ныне всегда Он особенно любит всех, которые сами являют Ему особенную любовь свою; именует и сродниками и друзьями Своими тех, которые искренно желают благоугождать Ему особенными подвигами любви, которые от чистого сердца приносят Ему какую-либо жертву любви: иже сотворит волю Отца Моего, Иже есть на небесех, говорил Он слушавшим Его, той брат Мой и сестра и мати Мне есть (Мф. 12, 50).

Посему-то во имя Самого Господа Иисуса Христа не усомнимся возвестить вам, возлюбленныя сестры что ваш священный обет  служить Господу в лице страждущих братий своих возводит и вас в это вожделеннейшее звание друзей Христовых; потому что особенно приближает вас к Нему, пришедшему благовестити нищим, исцелити сокрушенныя сердцем, отпустити сокрушенныя во отраду (Лк. 4, 18). Сострадая болящим и страждущим, можете-ли быть далеки от сердца сладчайшего Иисуса, спострадавшего немощам нашим? Посвящая себя утешению, облегчению и исцелению страданий человеческих, не приближаетесь-ли к Тому, Который Сам недуги наша прият и болезни понесе (Мф. 8, 17). Который целил и врачевал всяку болезнь и всяку язву в людех (Мф. 9, 35)? Нося немощи немощных, не разделяете-ль блаженной участи Симона Киринейского, удостоившегося понести крест Христов позади Его? Будучи так близки душею и сердцем к тем, которых Сам Господь назвал Своими братьями, разделил чувства их скорби и горести, их сердечной молитвы к единному Врачу душ и телес наших, можете-ли не быть близкими любвеобильному сердцу Иисуса, нарекшему Себя их братом? Служа с любовью и усердием Господу в лице братий Его меньших, не явно-ли становитесь в чине Марфы и Марии — друзей Христовых? Предайте же отныне все сердце свое Иисусу Христу не только как Господу и Владыке своему, но и как высочайшему своему Другу, — возлюбите Его всей душею, как небесного Жениха своего; — и Он возлюбит вас, как любил Марфу и Марию, и будет другом вашим, как был другом Вифанских друзей Своих; соблюдите во всем верность Ему, как другу своему; а Он верен в словесех Своих и преподобен во всех делех Своих.

Первый признав истиного дружества есть искренность и откровенность. У друзей искренных одна  душа и одно сердце; между ними нет и не должно быть ничего, что нужно было бы скрывать и утаивать, чего нельзя бы открыть и сказать. Господь Иисус Христос ничего не скрыл и на утаил от нас: вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам (Ин.15, 15). Он открыл нам всю глубину преисполненного, любви и милосердия сердца Своего; а избранным и другам Своим открывает и такия тайны, которыя сокрыты от век и родов, в которые и самые ангелы желают проникнути (1 Пет. 1, 12); им показывает Он все небесные сокровища Свои, о которых не лет есть человеком глаголати (2 Кор. 12, 3). Такой же искренность и откровенности Он требует и от друзей Своих: сыне, даждь Ми сердце твое; открый ко Господу путь твой (Притч. 23, 26). Правда, пред Ним, как Сердцеведцем, ничто и не может быть сокрыто и утаено: вся нага и объявлена пред очами Его (Евр. 4, 13). Вся душа наша, со всеми сокровеннейшими мыслями и чувствами своими, ясна пред Ним, как день. Но мы, к несчастию своему, можем терять живое сознание о сем всеведении, можем представлять  Господа, как-бы далече сущим от нас, можем сокрывать и не высказывать пред Ним всего, что есть в нашем сердце, можем  удалять таким образом душу свою от Господа. От сей-то скрытности пред Господом да сохранит вас благодать Божия и святой Ангел Хранитель ваш; ибо следствием ея будет то, что вы почувствуете всю тяжесть своего одиночества, скуку и уныние духа; и ваше служение сделается для вас безотрадным, тяжелым бременем, без дружественного участия и помощи Иисуса Христа. Посему-то и нужно вам, возлюбленные, непрестанно помнить, что вы всегда н везде пред очами Божественного Друга своего, который назирает сердце ваше, право-ли оно пред Ним и не изменяет-ли Ему в чем нибудь; да будут душа и сердце ваше всегда открыты пред Ним во всех сокровеннейших движениях своих. О чем бы вы ни думали, думайте пред Господом; чего бы ни желали, желайте пред Господом; о чем бы не радовались; радуйтесь пред Господом; о чем ни печалились, печаль свою возвещайте пред Господом. Взойдет-ли даже на сердце ваше какая-либо нечистая мысль, взволнуется-ль оно каким-либо неприязненным чувством или гнева, или зависти, или неудовольствия, или огорчения: спешите немедленно исповедать все это пред Господом в сокрушенной и покаянной молитве, и просите Его, чтобы Он простил вам вольное или невольное согрешение ваше, чтобы не отринул вас, как недостойных Его любви дружества, не лишил вас благодати и милости Своей, а хранил-бы ваш ум и сердце от всего неугодного пред Ним и помог вам благоугождать Ему во всем. Всякая затаенная недобрая мысль легко может усилиться, возрасти и овладеть всей душею; всякое, скрываемое в душе, нечистое чувство может претвориться в постоянную склонность, вожделение и похоть, овладеть сердцем и увлечь его в грех, и, вместо дружества с Иисусом Христом, ввести вас в содружество с велиаром. Помните, возлюбленныя, что Божественный Друг ваш есть друг-ревнитель. Всякий нечистый помысл Он видит и осуждает; всякое нечистое похотение сердца есть уже оскорбление Его высочайшей чистоты и святости; всякое враждебное, непримирительное, злобное или завистливое чувство омерзительно пред Его высочайшею любовью и благостью; всякое намеренно и с сознанием сделанное греховное дело лишает нас благодати Всесвятого Духа Божия, без которой не может творите ничесоже (Ин. 15, 5) истинно доброго и угодного Богу. Блюдите же, чтоб настоящий обет ваш, который составляет предмет радости святых Ангелов, и исполняем был с тою же искренностью пред Сердцеведцем, с какою произносится ныне пред Церковью, и не посрамил вас в день суда пред Ангелами Божиями!

Истинное дружество скрепляется взаимными услугами. Не достало бы времени повествовать о том, какую величайшую, непостижимую умом и неисповедимую языком человеческим услугу оказал Господь Иисус Христос, пришедший не да послужать Ему, но послужите и дати душу избавление за многих (Мк. 10, 45). Господь и Владыка всяческих, сый сияние славы и образ Ипостаси Бога Отца, Он смирил Себе, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек (Фил. 2, 7), чтобы в нас, растленных грехом, обновить и воссоздать Свой божественный образ. Господь славы, всеблаженный по существу, Он провел всю земную жизнь Свою в убожестве и нищете, в трудах и подвигах, в алчбе и жажде, за нас, предавшихся суете, похоти плоти, похоти очес и гордости житейской (1 Ин. 2, 16). Творец и Владыка всех, Он терпел озлобления и гонения, клеветы и осуждения, поругания и оплевания, истязания и биения от рабов Своих, чтоб избавить нас от поношения и уничижения греховного. Судья мира, Он предан был на осуждение смерти, на жесточайшия страдания и мучительнейшую смерть крестную, чтоб освободить нас от осуждения смерти и заслужить нам оправдание жизни, чтоб избавить нас от вечных мучений адовых и даровать нам жизнь вечную во царствии Божием. Не должно-ли и нам, искупленным ценою божественной крови Его, посвятить всю жизнь нашу, все силы души и тела нашего на служение Ему? Не  этим-ли служении Господу состоит все достоинство и цена настоящей жизни нашей? Не этим-ли служением и благоугождением Господу мы можем сделаться достойными наследовать завещанное Им царство? Аще кто Мне служит, говорит нам Господь наш, Мне да последует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет (Ин. 12, 25). И так, первее всего, возлюбленныя сестры возблагодарите Господа от всей души вашей, что Он звал вас на служение Себе и избавил от служения миру и суете его, что удостоил вас чести разделять с Ним попечение о страждущих братьях Его, что открыл вам поприще оказать Ему Самому услугу истинного дружества и стать в число ближних и друзей Его. Одна мысль о сем будет для вас истинным утешением и отрадою во всех трудах ваших. Как бы ни был иногда тяжел и для плоти и для духа труд ваш, поминайте всегда, что это труд для Господа, Который Сам подъял для спасения нашего такие труды и болезни, пред которыми все труды наши малы и ничтожны что истинные ученики Христовы, по любви своей к Господу, терпели благодушно и с радостью но только многия беды и напасти, но и самыя жестокия страдания и мучения. Как бы ни казалось уничиженным ваше служение в глазах людей изнеженных, преданных роскоши и удовольствиям плотским, вы поминайте всегда, как высоко оно пред очами Господа, Который Сам вменил Себе в высочайшую славу быть распятым на кресте со злодеями за спасение человеков; как велико и свято пред Отцом небесным, Который Сына Своего единородного не пощаде (Рим. 8, 32), но предал Его на смерть для спасения презренных грешников. Аще кто Мне служит, говорит Господь, почтит его Отец Мой (Ин. 12,26). Как бы ни представлялась безотрадною ваша участь в глазах людей, привыкших жить по своим прихотям, мнящих блаженство быти вседневное насыщение и покой плоти, вы поминайте слово апостольское, что сеяй в плоть, от плоти пожнет истление, а сеяй в дух, от духа и пожнет живот вечный (Гал. 6, 8); что за труды и скорби, подъятые во имя Господа, с живою верою и любовью к Нему, в уповании жизни вечной, ожидает вас вечная слава, радость и блаженство во царствии Божием, а жизнь праздная, изнеженная и роскошная, слабодушное угождение прихотям и страстям своим приведут неминуемо во огнь вечный, уготованный диаволу. Как бы ни горько и болезненно отзывалось иногда ваше дело в собственном сердце вашем, вы помните всегда, что Божественный Друг ваш — небесный Жених душ ваших смотрит на подвиг ваш, подъятый во имя Его и по любви к Нему, ублажает вас со избранными Своими, нарицает вас благословенными Отца Своего, призывает вас в вечное царство Свое: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира, взалкахся бо и дасте Ми ясти, возжадахся, и напоисте Мя: болен бых, и посетисте Мене: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе. (Мф. 25, 34. 35. 36. 40.) О возлюбленныя! какое земное счастье не явится тогда презренным, достойным горького плача и слез, пред сим иеизреченным блаженством!

Если стала смущать вас собственная немощь, то веруйте несомненно, что Божественный Друг наш Иисус Христос есть и будет всегда вашим верным помощником, защитником и покровителем. Непощадивший Самого Себя для спасения нашего может-ли отказать нам в чем-либо? Если и слабые люди приносит Ему в жертву то, что в их власти — желание, усердие и готовность на всякое благое дело, та Он-ли — Всемогущий — умедлит подать им Свою силу? У Него-ли — Всесовершенного — не достанет премудрости, чтоб наставлять и руководить вас, или любви и благости, чтоб утешить и ободрить вас, или могущества, чтоб защитить вас, или милосердия, чтоб пощадить вас, иль благодатной силы, чтоб помочь вам и укрепить вас? Мой еси ты, говорить Он душе верующей и преданной Ему, и аще преходиши сквозь воду, с тобою есмь, и реки не потопять тебе. Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя. Просите и приимите, ищите и обрящете, толцыте и отверзится вам. Аминь бо глаголю вам: вся, елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам. После таких обетований, чего не можем испросить у Него, если будем просить по воле Его, с живою верою в Него, с горячею любовью к Нему, с намерением употребить данное во славу Его всесвятого Имени? Он —Многомилостивый — не возлагает на нас креста свыше силы нашей, не полагает бремени, которого не можем понести. И если Он призвал вас на дело служения страждущим братьям Своим, то, без сомнения, потому, что видел и вашу готовность служить Ему и вашу способность понести тяготу сего служения. — Веруйте несомненно, что совершившееся с вами и в вас совершилось Его божественною благодатью, что Он сам предъизбрал и освятил вас на дело сие Своим вседействующим благословением. Предайте же себя всецело Его всесвятой воле и Его всеблагому промышлению; — и божественная благодать Его пребудет с вами, и всемогущая сила Его в немощи вашей соверается (2 Кор. 12, 9). Аминь.