СЛОВО АРХИЕПИСКОПА ДИМИТРИЯ (МУРЕТОВА) (+1883Г.) ХЕРСОНСКОГО И ОДЕССКОГО (+1883Г.) В ДЕНЬ ПЕРЕНЕСЕНИЯ НЕРУКОТВОРЕННОГО ОБРАЗА ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА ИЗ ЭДЕСА В КОНСТАНТИНО-ГРАД.

Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших (тропарь).

В настоящий день св. Церковь празднственно воспоминает торжественное перенесение пречистого, нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа из г. Эдеса в царствующий град равноапостольного Константина.

Вам, без сомнения, известно, братие, как произошел первоначально сей пречистый, нерукотворенный образ Господень. Во время земной жизни Господа Иисуса Христа некто Авгарь, владелец Эдесский, впал в тяжкую, неизлучимую болезнь. Слышав об Иисусу, исцеляющем всякия болезни единым чудодейственным словом, он послал к Нему раба своего с письмом, в коем просил Господа прибыть к нему и исцелить его болезнь, предлагая в воздаяние соцарствовать с собою в Эдесу. Посланному Анании, искусному живописцу, приказано при сем сделать верное изображение лица Господня. Но сколько ни усиливался Анания изобразить на икону святолепный лик Спасителя, не мог сделать сего успешно; ибо при каждом воззрении ему казалось, что лице Иисусово измунялось. Господь Иисус Христос, пришедший в мир сей не соцарствовать с Авгарем в Эдесу, а принести Самого Себя в жертву за спасение мира и воцариться во веки веков во Царствии Отца Своего, ответствовал Авгарю, что, по вознесении Своем, послет к нему одного из апостолов Своих, который не только исцелит его совершенно от болезни, но и просветит светом истинного богопознания. А между тем, чтоб вознаградить веру Авгаря и безуспешный труд его посланника, Господь омыл лице Свое, взял убрус у Анании, отер им лице Свое, — и божественный лик Его сам собою изобразился на убрусу.

Событие, повидимому, не велико в ряду других величайших событий евангельских; но оно имеет глубокое значение и особенную важность для нас. Оно дает нам уразуметь отчасти, почему св. Церковь так дорожит сим образом Христовым, что за почитание Его претерпела жесточайшее вековое гонение.

Вам известно, братие мои, что истинным, живым и одушевленным образом Божиим был сам первозданный человек, почему и наслаждался он лицезрением Божиим, беседовал с Господом, как любимый сын с любящим его отцем, как преданный друг с благодеющим ему другом; и это зрение радостотворного лица Божия составляло высочайшее блаженство человека, как составляет оно непрестающее блаженство св. ангелов. Грех лишил нас сей близости к нашему Творцу и Господу, отторг нас от лона Отца нашего небесного, потому что лишил нас образа Божия, состоявшего в правду и преподобии истины, напечатлел в нас свой нечистый образ лжи и лукавства, неправды и беззакония. Таким образом, человек с высоты богоподобия приложися скотом несмысленным и уподобися им. Человек удалился от Бога, и Бог сокрылся от человека, — сокрылся так, что и самому Моисею, верному во всем дому Божием, сказано: лице Мое не явится тебе, не бо узрит человек лице Мое, и жив будет. и сами грешные люди с ужасом говорили: да не глаголет к нам Бог, да не умрем. С тех пор Бога никтоже виду нигдеже, и падшие люди жили как бессловесныя, в неведении о Боге, в растлении духа и тела, и умирали как бессловесныя, не имуще упования явиться лицу Божию. Что же делает любовь Божия, не хотящая вечной смерти грешника? Поелику человек не мог приблизиться к Богу и приобщиться Его славы, Бог Сам приближается к человеку и приобщается его уничижения. Дабы грешник не убегал более блаженнотворного присутствия Божия, Сам Единородный Сын Божий является ему в подобии плоти греха. Чтоб восстановить в нас паки Свой божественный образ, Он зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек. Самосущее ипостасное СловоБожие плоть бысть и вселися в ны, — и грешные люди видели Его, слышали Его, осязали Его: и видехом славу Его, славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины. Чтоб и все последующие роды не лишились сего счастия — видеть Господа лицем к лицу, Он, многомилостивый, чудодейственно отпечатлел Свой божественный образ на убрусу и оставил его в Церкви Своей, как видимый залог Своего невидимого пребывания с ней. Чтоб и во все времена люди могли слышать Его божественное Слово, Он повелел св. евангелистам написать и предать Церкви все, что слышали они из уст Его. Теперь и мы грешные можем видеть Его и слышать Его. Мы видим Его в божественном образу Его, слышим Его в божественном Слову Его. Теперь, хочешь ли, возлюбленный, видеть Господа и беседовать с Ним? Стань пред святою иконою Господа Иисуса Христа: на ней узришь божественный лик Его, исполненный благости и милосердия, любви и сострадания, кротости и долготерпения, но вместе сияющий божественным величием и святостию, нелицеприятным судом и правдою. Это Он, всеблагий Творец твой, который сотворил нас, персть взем от земли. Это он, премудрый и всеблагий Промыслитель твой, в руце коего и дыхание и жизнь наша. Это Он, премилосердый Искупитель твой, который избавил нас от греха, проклятия и смерти, который приемлет покаяние наше и подает нам прощение грехов. Это Он, всеправедный Судия твой, которому сведомы не только дела и слова наши, но и все помышления сердечныя и который будет судить нас в последний день мира. Поклонись Ему и припади пред Ним со страхом и благоговением, с верою и упованием! Говори пред Ним молитвенно все, что хочешь, открой пред Ним всю душу и сердце твое, скажи Ему все немощи и нужды твои! Он будет отвутствовать тебе в Слову Своем. Ибо всякое недоумение наше о нашей жизни и смерти, о нашей судьбу настоящей и будущей предупреждено и обяснено в святом Евангелии; на всякое благое прошение наше готово нам преблагое обутование Господне; всякое чистое желание наше обретет себе пищу и услаждение в Слову Господнем. Ибо ничего, что благопотребно нам, не утаил от нас Господь наш; все сказал Он нам, как другом Своим: не ктому вас глаголю рабы, говорит Он нам, яко раб не весть, что творит Господь его: вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам (Иоан. 15, 15). Никакого благодеяния, никакого дара небесного не щадит для нас премилосердый Искупитель наш, все обещает подавать туне просящим и молящимся: просите, и дастся вам, толцыте, и отверзется вам. Аминь бо глаголю вам: вся, елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам; просите, и приимете.

Видите-ль, братие мои, для чего Господь даровал нам пречистый образ Свой? Чтобы в нем и чрез него мы могли боголепно поклоняться Господу и Спасителю своему; чтобы пред ним, как пред Самим Господом, могли приносить наши молитвы и моления, прошения и благодарения с полною надеждою, что Господь услышит и приимет их с благоволением, исполнит их с любовию, милосердием, как верный в словесех Своих и неложный в обетованиях Своих; чтобы пред ним мы могли приносить исповедание грехов своих с совершенною уверенностию, что от Его пречистых уст служитель алтаря Господня изречет нам прощение и помилование. Вот, почему истинные сыны Церкви Божией готовы были скорее претерпеть все мучения, лишиться самой жизни, нежели лишиться сего дара небесного; почему св. Церковь достойно и праведно отлучает от собора верующих тех, которые покешались и покешаются отнять е нея сие сокровище небесное, сей драгоцунный залог пребывания с нами Господа Иисеса Христа во вся дни до скончания вука. Отвергнеться образа Господа Иисеса Христа значит отвергнеться самой тайны воплощения Сына Божия, отвергнеться и всего, соделанного Им, спасения человеков, остаться в прежней тьме неведения и заблуждений, греха и проклятия, быть яко мытарем и язычником.

Блюдите, братие, да никтоже будет вась прельщая суетною лестию, усиливаясь отклонить вас от поклонения пречистому образу Господню. Храните свято и почитайте боголупно божественный лик своего Спасителя и Господа, как драгоценный залог Его любви к нам и милосердия, как видимое знамение Его невидимого пребывания с нами; покланяйтесь божественному образу Сына Божия, Господа и Владыки живота нашего, молясь Ему вместе с Церковию: пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших

Аминь.