Николай Танкин.
УКРОЩАЙТЕ СВОЙ ЯЗЫК.

Несколько лет тому назад в одной из стран юго-восточной Азии высокопоставленный иностранный дипломат произнес фразу, унизившую достоинство народа страны, в которой он был аккредитован. Его слова вызвали всенародное негодование. Толпы людей устраивали митинги протеста на улицах городов и перед посольством страны виновника. Инцидент отрицательно отразился на взаимоотношениях обеих стран. Хотя впоследствии все было улажено в процессе извинений и переговоров, но злополучная фраза нанесла обеим сторонам немалый политический и экономический ущерб.

Этот инцидент спровоцировал язык дипломата. Отсюда ясно одно: с какими бы побуждениями и где бы мы ни говорили, необходимо строго следить за корректностью своих высказываний. Слово Божье говорит: “Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда”. (Прит. 13:3) “Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его”. (Прит. 18:21) Несмотря на то, что язык мал, он в нашей жизни и в наших отношениях с людьми оказывает самое большое влияние. Вот почему апостол Иаков в своем послании учит нас аккуратно пользоваться языком.

1. Необходимо укрощать свой язык.


Все мы предстанем пред судом Господним.

“Братья мои! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению”. (Иак. 3:1) В данном случае слово “учитель” употребляется в значении “мастер”, “наставник” и служит примером для подражания. Апостол Павел ставил “учителя” на высокий духовный уровень после титулов “апостола” и “пророка”. Титул “учителя” был уважаемым, престижным, властным. Поэтому некоторые верующие, уважая звание учителя, сами стремились называться учителями. Вот почему Иаков предупреждает, чтобы верующие не придавали особого предпочтения внешнему достоинству, помня об ответственности пред Богом.

Кто учит других, тот несет за это большую ответственность. За все, что он говорил, он подлежит на суде более серьезному суждению. Иаков не устрашает ли этим “учителей”? Никак нет! Он лишь предупреждает всех осторожно пользоваться своим языком.

С другой стороны, в те времена многие любили подискутировать. Им лестно было называться учителем, советчиком. Но то, чему они учили, не способствовало духовному совершенствованию человека. Поэтому Иаков тактично советует верующим больше стараться быть совершенными, чему Сам Иисус Христос учил: “Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный”. (Мф. 5:48)

А как стать совершенным? Иаков отвечает: “Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело”. (Иак. 3:2) Данный стих говорит о том, что человек, не согрешающий в слове, является совершенным. Однако никто не может абсолютно не согрешать в слове. Заметьте, здесь Иаков употребляет местоимение “мы”, чтобы включить и себя в число тех, кто “много согрешает”.

Действительно, за исключением Иисуса Христа, все мы в этом согрешали и согрешаем. Вот почему Иаков утверждает, что нам необходимо прилагать максимум усилий, чтобы быть непогрешимыми в слове. Ибо человек, могущий обуздать свой язык, сможет сдерживать себя во всех перипетиях жизни. Ведь язык является самым трудноуправляемым органом нашего тела.

Что же делать, чтобы не грешить языком? Может быть, вовсе не открывать рта? Никак нет! Иаков не призывает нас пассивно молчать, а советует, чтобы мы со всей серьезностью относились к этой проблеме. Он приводит некоторые обыденные примеры, чтобы мы убедились, насколько опасным бывает наш язык.

2. Влиятельная сила языка.


Нам необходимо осознать великое влияние и разрушительную силу языка и решительно его обуздывать. “Язык мой – враг мой”, – гласит народная мудрость.

Во-первых, Иаков сравнивает язык с конскими удилами и рулем корабля. Эти две вещи схожи в том, что они незначительны по размеру, но обладают великими возможностями. Небольшие удила, вложенные в рот лошади, управляют всей лошадью. А сравнительно малый руль заставляет огромный корабль послушно поворачивать в нужном направлении. Так что удила и руль обладают несоразмерно великой способностью.

Иаков сравнивает с ними язык, который в теле человека также является одним из самых малых по величине органов, но обладает едва ли не самой великой функцией. Одна фраза, произнесенная политиком, может или восстановить мир на земле, или повергнуть в мировую войну все человечество. Одно слово судьи может заключить преступника в тюрьму, может и оправдать его. Одним словом учитель может навести на ученика уныние или побудить его прилежно заниматься. Наше слово может привести грешника к Господу, может и оттолкнуть его от Бога – столкнуть человека в ад.

Во-вторых, Иаков сравнивает язык с огнем. Хотя искра невелика, но она может разгореться в страшный пожар. Человечеству великие бедствия приносят лесные пожары. Ежегодно, в сезон засухи, правительства стран предупреждают людей быть осторожными с огнем, ведь от маленькой искры может вспыхнуть страшный лесной пожар, который принесет огромный ущерб государству.

Так и язык. Хотя он малый, но обладает великой разрушительной силой, наподобие огню. Если мы будем пользоваться им ненадлежащим образом, он может превратиться в зловещую силу: привести к раздорам, конфликтам и убийствам. Одно грубое слово может вызвать жгучую ненависть, смертельно ранить человека. Народная мудрость гласит: “Язык мал, но убивает великана”. Следовательно, мы должны обращаться со словами очень осторожно. Ни в коем случае не следует говорить то, что взбредет в голову.

В-третьих, язык выражает чувства сердечные. Согласно статистике, простой человек за неделю, в среднем, наговаривает столько, что можно составить книгу в 500 страниц. Так в течение года он может наговорить 52 книги такого объема. И если сложить все, что он наговорит за всю свою жизнь, то из этих книг можно создать приличную библиотеку. А что полезного она может содержать в себе?! Иисус Христос сказал: “Ибо от избытка сердца говорят уста”. (Мф. 12:34)

В-четвертых, мы знаем, что алчность, кощунство, ересь, ненависть, гнев тоже выражаются языком. Когда у человека пробуждается алчность, он лжет; когда гневается, – сквернословит. В Библии сказано, что злодеяние оскверняет наш мир, ввергает человечество в бедствие, а язык порочит человека. Поэтому мы никак не должны умалять его пагубные последствия.

Иаков напоминает нам, что человек поставлен владыкой над всей природой. Он может укротить всякое животное, дрессирует их для цирка. Человек покоряет космос. Однако он не в состоянии укротить свой язык, который способен на все: из мухи делает слона, распространяет ложные слухи, которые всегда приносят людям много горя, провоцируют на самоубийства. Таким образом, язык становится великим злом, отравляющим людям жизнь. Он потенциально обладает страшной убийственной силой.

3. Как укрощать язык?


1) Уважать творение Божье.

“Им (языком) благословляем Бога и Отца и им проклинаем людей, сотворенных по подобию Божию: из тех же уст исходит благословение и проклятие. Не должно, братия мои, сему так быть”. (Иак. 3:9-10) Мы иногда считаем, что, если не открывать рта, не будет и проблем. Однако часто дело становится непоправимым и вследствие молчания. А когда спохватываемся, бывает уже поздно – беда случилась. Значит, мы не должны укрощать свой язык таким способом. Иаков не советует нам стать немыми.

Иаков с уважением и любовью относится к Божьей семье. Когда он освещает какой-либо духовный вопрос, он обычно употребляет обращение “мои братья”. Тем самым Иаков напоминает нам, что мы являемся членами одной Божьей семьи.

Все мы сотворены Богом по Его образу и подобию. Если мы почитаем Бога, то должны уважать и людей, которых сотворил Господь. Поэтому, общаясь с ними, мы не имеем права злословить их, дискредитировать или осуждать их за их спиной. Словом, мы не должны проклинать их, так как, проклиная их, мы как бы проклинаем их Творца – Бога. А из одних уст не должно изрекаться и благословение, и проклятие.

Один мальчик сидел на руках отца, обняв его за шею, и сквозь зубы злословил свою сестренку. Мать, заметив это, говорит ему: “Убери руки с шеи отца. Ты не можешь одновременно любить своего отца и злословить его дочь”.

Слово Божье осуждает тех, кто вроде бы любит Бога, но проклинает по Его образу Им сотворенных детей. Слово Божье порицает поступок, оскорбляющий Бога. Поэтому, если мы будем уважать своих братьев так, как почитаем Бога, мы сможем укротить и свой язык.

2) Необходимо обуздать сердце.

“Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?” (Иак. 3:11) Прежде чем поставить диагноз, врач осматривает язык пациента и по его состоянию определяет наличие болезни. По словам, произносимым нашим языком, можно определить наше духовное состояние.

В данном случае Иаков использует природное явление для пояснения одной важной истины: не может из одного источника истекать разного вкуса вода.

“Что посеешь, то и пожнешь”, – гласит народная мудрость, позаимствованная из Библии. (Гал.6:7) Виноградная лоза приносит виноград; смоковница – смоквы. Из пресного источника течет пресная вода. Если этот закон нарушается, значит, где-то не все в порядке.

“Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое”. (Мф. 12:34-35) Следовательно, укрощение языка невозможно решить нашими мерами обуздывания. Библия указывает на коренную проблему языка: слова исходят из сердца. Чтобы наши уста не произносили пустые или негодные слова, необходимо обновить сердце. Когда сердце чисто, уста не будут сквернословить, но произносить слова, полезные слушающим. Однако человек по своей натуре весьма слабое существо. “Язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда”. (Иак. 3:8)

Иногда у нас получается так, как сказал апостол Павел: “Делаю то, чего не хочу”. (Рим. 7:16) Мы живем среди людей со скверными языками, поэтому постоянно должны просить помощи Божьей, исполняться Духом Святым, чтобы контролировать наш язык, не давать нашему ветхому “я” управлять собою. И когда наш дух будет подчиняться Духу Божьему, тогда мы сможем укрощать свой язык и наши слова будут приносить людям тепло душевное и покой.

“Говорю же вам, что за всякое праздное (даже!) слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда”. (Мф. 12:36) Придет время, когда мы увидим Господа лицом к лицу. И как осторожно должны мы пользоваться своим языком, укрощать его, больше говорить добрыx, ободряющиx и приветливыx слов, которые содействовали бы духовному росту и приносили пользу окружающим людям!

www.nashidni.com