ТОЛКОВАНИЕ АРХИЕПИСКОПА НИКАНОРА (КАМЕНСКОГО), КАЗАНСКОГО И СВИЯЖСКОГО (+1908Г.) НА АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ В НЕДЕЛЮ 4-Ю ВЕЛИКОГО ПОСТА.

(Евреем 6, 13-20).

Глава 6, ст. 13. Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,

  1. говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. (ср. Быт. 22, 17)
  2. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.

Утешая верующих, апостол раскрывает историю обетования, данного Аврааму, и говорит о непреложности обетования как удостоверенного Божественной клятвой, по силе чего Авраам имел долготерпение и получил обещанное, сначала в семени его сына и рода, а потом и во всех верующих, по подобию его. Так, следовательно, должны веровать и все ожидающие осуществления всех наивысших обетований, данных через Христа. И они получат все обетованное Богом. «Апостол указывает на Авраама как по важности лица, так особенно потому, что с ним это случилось. Не одно только обетование совершило все, но и долготерпение. Он внушает слушателям страх, выражая, что часто обетование не исполняется по малодушию людей; это доказал оп примером (Израильского) народа, который малодушествовал и потому не получил обетования, а примером Авраама доказывает противное. В конце (см. Евр. 11: 13, 39-40) он внушает еще большее: говорит, что другие, и долготерпя, не получали и, однако, не предались унынию». «Как клялся Отец, так и Сын клянется Самим Собою: аминь, аминь глагалю вам. Здесь апостол напоминает о тех клятвах, которые часто произносил Христос, когда говорил: и всякий, живущий и верующий в Меня не умрет вовек» (Ин. 11, 26). По объяснению блаженного Феодорита, здесь «апостол показал истинность Обетованного, потому что, говорит он, Обетованный был Бог, не имеющий ничего выше Себя, и свидетелем служила клятва, так как клялся Он Самим Собою. Однако же, и обещав, и подтвердив это клятвами, не тотчас исполнил обетование». «Долготерпев, получи обетование — после того как исполнилось благословение Божие (в Исааке), умножилось семя его и получилась в наследие земля обетованная». «Но каким образом в конце Послания (11 глава) он говорит, что верующие не получили обетования, а теперь говорит, что Авраам получил? Не об одном и том же говорит он здесь и там. Здесь говорит об обетованиях земных, а там — о небесных. Однако-ж то и другое служит утешением для малодушных: одно — потому, что и мы получим, если обнаружим долготерпение, другое — потому, что если еще не получил тот, кто достиг совершенства за столько лет раньше, то слишком неразумны и мы, негодующие на то, что еще не получаем».

  1. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.
  2. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, упoтребил в посредство клятву,

О необходимости клятвы апостол говорит для того, чтобы показать непреклонность обетований Божиих как величайших спасительных средств, без которых невозможно было обойтись в деле устроения спасения, сосредоточивающегося по преимуществу в будущем, которое ясно Всеведущему, но сокрыто от людей. Между тем люди и в обычных вещах прибегают к клятвам как окончательным способам удостоверения истины в спорных предметах. Поэтому неудивительно, что и Сам Бог употребляет для людей этот человеческий способ удостоверения. По объяснению святого Иоанна Златоуста, «Бог смотрит не на собственное достоинство, но, дабы убедить людей, попускает говорить о Себе и недостойное, т.е. для того, чтобы удостоверить их. Касательно Авраама, говорит апостол, все было делам Божиим, а не делом его долгого терпения, когда Сам же Бог благоволил присоединить клятву, когда подобно тому, как люди клянутся, поклялся и Бог Самим Собою. Люди клянутся Им как большим, а Он клялся не как большим и, однако, исполнил. Клятва самим собою не одинакова у человека и у Бога, потому что человек не имеет власти над собой. Это сказано апостолом не столько по отношению к Аврааму, сколько по отношению к нам, да крепкое утешение имамы... А в чем состоит клятва, это он объясняет словами: клятися большим. Так как род человеческий недоверчив, то Бог нисходит к тому, что свойственно нам; он клянется для нас, хотя и недостойна Его недоверчивость к Нему». «Бог к слову присовокупил клятву, желая показать нелживость обетования и то, что после клятвы невозможно в совете Божием положить что-либо иное». «В том, что Бог клялся Самим Собою, Он с избытком доказал нам, что всячески и непреложно исполнит то, что обещал. Ибо мы, верные, благословенные в Семени Его, Которое есть Христос, являемся наследниками обетования». «Семя Авраама, с одной стороны, составляют связанные с ним узами родства телесного, а с другой — уподобляющиеся ему духовно, по силе веры, как об этом с большей подробностью сказано в другом Послании». (см. Рим. 9, 7).

  1. дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,
  2. которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу,
  3. куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

Обетование и клятва — это такие два удостоверения, что, имея их, можно быть утешенным в получении спасения, как пловцы питают твердую надежду на безопасность пребывания в море во время стояния на крепком якоре, имеющем цепь, которая бы с достаточностью простиралась до твердого материка земли. Этот материк спасения для Израиля находился во Святая Святых, изображавшем собой небо, куда восшел Христос, как бы за освященную завесу, когда вознесся на небо, указуя Собою путь туда и всем верующим в Него. Это — первосвященства Иисуса Христа, которое также служит залогом исполнения надежды христиан. За Ним, как за твердым якорем, привлечемся благодатью Божией и мы, христиане, несмотря на все бури, воздвизаемые на нас отступниками и всеми врагами спасения. По словам святого Иоанна Златоуста, «нас, живущих в этом мире и еще не отшедших от жизни, апостол представляет уже достигшими обещанного, потому что надеждой мы уже на небе. Надейтесь, говорит он, потому что непременно исполнится, а в удостоверение говорит: лучше сказать, надеждою вы уже достигли этого. Не сказал: мы входим внутрь завесы, но: она вошла внутрь, — что справедливее и убедительнее. Как якорь, спущенный с корабля, не позволяет ему носиться по волнам, какие бы ветры ни колебали его, но, прикрепляясь к нему, делает его неподвижным, так и надежда. Апостол назвал ее не просто якорем, но верным и твердым, дабы показать несомненность ее для спасения тем, которые утверждаются на ней, почему и прибавил: входящую во внутреннейшее завесы, т.е. достигающую до неба. После же клятвы приводит доказательство от дел: предтеча о нас вниде Иисус, потому что между предтечей и следующими за ним не должно быть великого расстояния. Дела первого — идти впереди, а последних — следовать за ним. По чину Мелхиседекову Переосвященник быв во веки. Вот и еще новое утешение, а именно в том, что наш Первосвященник выше и гораздо лучше иудейских, не только по способу избрания, но и по месту, и по скинии, и по завету, и по личности». «Так нужно быть лучшими и тем, которых Он есть Первосвященник. Христос — Первосвященник во веки, не как приносящий жертву, потому что принес единожды Свое тело, но как ходатай, приводящий к Отцу верующих. Ибо сказано: и те и другие имеем доступ к Отцу (Еф. 2, 18), и Сам Господь в Священном Евангелии говорит: никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6). Как ради нас Он воспринял плоть, так ради нас же Он вошел внутрь неба, чтобы нам открыть путь. Поэтому не смущайтесь, скоро и мы войдем (туда), где наш Предтеча». «Он наперед вошел, чтобы потом ввести следующих за Ним, по слову Его: пойду и приготовлю вам место» (Ин. 14, 3). Будем тверды и непоколебимы в надежде на Божеские обетования. Никакие нужды скорби, болезни и страдания да не ослабляют нашей веры в Бога и Господа Иисуса Христа и да не колеблют нашей надежды на блага будущей жизни. Эта надежда да ободряет нас и утверждает в терпении среди всех бурь и волн земной суеты. Эта надежда да хранит нас от всех соблазнов и греховных увлечений. Эта надежда да вдыхает в нас постоянную ревность к соблюдению заповедей Божиих и да питает в нас крепкую любовь к Богу и непоколебимое упование на Него, так чтобы мы имели дерзновение говорить с апостолом: Христос... одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией?» (Рим. 8, 34-35).


.