СЛОВО АРХИЕПИСКОПА НИКОНА (РКЛИЦКОГО), ВАШИНГТОНСКОГО И ФЛОРИДСКОГО (+1976Г.)
В НЕДЕЛЮ 14-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. ДЕНЬ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ.

Брачная одежда. Притча о брачном пире.

«Друже, како вшел еси семо, не имый одеяния брачна?»

Так спросил царь, увидев на светлом брачном пиру человека, не имевшего брачного одеяния. Человек же этот вместо того, чтобы пасть к ногам Царя и смиренно попросить у Него брачную одежду из Его царских чертогов, — «молча» (Мф. 22, 12).

Если бы этот человек покаялся бы перед Царем в своем небрежении к царскому пиру, то царь повелел бы Своим слугам — ангелам небесным, принести из райских чертогов светлую одежду для него и он, подобно благоразумному разбойнику, услышал бы голос любвеобильного Царя «днесь со Мною будеши в раи» — «вниди в радость Господа твоего».

Но человек, «не имый одеяния брачна», подобно первозданному Адаму после грехопадения, на вопрос Господа «Адам, где ты» — «умолча».

«Тогда рече царь слугам: связавше ему руце и нозе возмите его и вверзите во тьму кромешнюю: ту будет плач и скрежет зубов. Мнози суть звани, мало же избранных» (Мф. 22, 13-14).

Эта брачная одежда, из-за неимения которой постигла такая страшная участь человека, соткана из тех же самых тканей, из которых состояла одежда Господа Иисуса Христа на Фаворской горе, когда «просветися лице Его яко солнце, ризы же Его быша белы яко свет» (Мф. 17, 3). В эту одежду облечен Господь «одеяйся светом, яко ризою». В такую же одежду одеяна Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим Пречистая Дева Мария, облеченная в солнце и блистающая красотою Своих добродетелей. Это наша одежда, омытая в Иорданских струях проповедником Христовым и Крестителем, ангелом и апостолом, мучеником и пророком, ближним другом Христовым, учителем чистоты и служителем истины великим Иоанном, усекновение честныя главы которого мы ныне празднуем. В эту одежду был облечен преп. Серафим Саровский чудотворец, когда он морозной ночью в лесу изъяснял своему собеседнику о стяжании благодати Св. Духа. В этой одежде появлялся среди людей овеянный благодатью Божией, сияющий и торжествующий великий пастырь приснапамятный отец Иоанн Кронштадтский. В эту одежду облекались все праведники и омывали ее своими слезами кающиеся грешники и воздыхающие о горнем Иерусалиме.

Ныне мы присутствуем на пире, веры в этом дивном храме Св. Софии Премудрости Божией, украшающем столицу великого государства, участвуем в пире веры в сочетании русского и греческого благочестия, в благоговейном поклонении русских и греческих богомольцев великой нашей исторической святыне — чудотворной иконе Курской Божией Матери «Знамение» и в прославлении великого Иоанна Крестители и Предтечи Господня, в сиянии из глубины веков греческих и русских угодников Божиих, в греческих и русских напевах, в сочетании сего множества людей Божиих, собравшихся на церковный пир веры.

Действительно, это пир веры, о котором должно сказать словами Св. Иоанна Златоустого: «Телец упитанный, трапеза исполнена. Вси насладитеся пира веры, вси восприимите богатство благости».

Но что делать мне и подобным мне грешникам, обнаженным благих дел и не стяжавшим себе брачной одежды?

Нам следует возопить от глубины сердца словами церковной молитвы: 

«Чертогь Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам да вниду в онь: просвети одеяние души моея Светодавче, и спаси мя» (светилен Страстной седмицы).

Потщимси же, братие, очистить одежду нашей души, дабы еще здесь, среди мрака, охватившего землю, нам сделаться сознательными участниками церковного пира веры и дабы в оный страшный час услышать сладчайший голос Царя Славы: «днесь со Мною будеши вь раи».

Слово сказано в Греческом Кафедральном Соборе Св. Софiи в г. Вашингтоне, С.Ш.А. в день храмового праздника прихода св. Иоанна Предтечи Господня 29 авг./11 сент. 1955 г.