ПРОПОВЕДЬ АРХИЕПИСКОПА НИКОНА (РКЛИЦКОГО), ВАШИНГТОНСКОГО И ФЛОРИДСКОГО (+1976 Г.) В ДЕНЬ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ СВ. ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ.

«Покайтеся, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2).

Этот призыв великого проповедника покаяния должен звучать в сердце каж­дого христианина, кто хочет спасти свою душу и наследовать вечную жизнь. Особенно же он должен звучать у людей старых, жизнь кото­рых по естественному порядку бытия, заканчивается здесь на земле, и им в скором времени предстоит расстаться со своим телом, а душе всту­пить в новую сферу жизни, гди разделена добро и зло. И особенно сильно сей священный призыв должен звучать у всех нас в сей день, специ­ально посвященный памяти великого основателя покаяния, святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, самого великого из людей, по сви­дительству Господню. Он был предтечей пришествия Христова, а для нас является как бы предтечей нашего перехода от земли на небо.

В благодатной Христовой Церкви не только вспоминаются празднуе­мыя события и священныя лица, но силой Христовой, присутствующей в на­шей Церкви, эти события воспроизводятся, как действенныя для нашей души. Если мы уразумели все то, или хотя бы некоторую часть того, чтовоспевалось и произносилось в нашей церкви в день сего великого празд­ника, если наша душа стала хотя бы немного приуготовленной к восприятию духовного жития, то мы можем мысленно перенестись в Иорданскую пу­стыню, видеть духовными очами грозного пророка, облеченного в одежду из верблюжьего волоса, препоясанного кожаным поясом, изможденного от поста и молитвы, окруженного множеством народа из Иерусалима, и всей Иудеи, и всей окрестности Иорданской, крестящегося от него по испове­дании грехов (Мф. 3, 5-6).

К Иоанну Крестителю пришли не только из простого народа, но и мно­гиe фарисеи и среди них, вероятно, и книжники, т.е. ученые, и священники, и саддукеи, не веровавшие в будущую жизнь. Однако, вопрошали великого пророка о путях покаяния не все, а лишь те, кто действительно хотели ка­яться, а не пришли сюда из простого любопытства, увлекаемые толпой. Как свидительствует евангелист Лука, спрашивал народ Иоанна: что же нам делать? Великий пророк не потребовал от людей чего-либо особенного, а только иметь милосердие: «у кого две одежды, тот дайнеимущему; у кого есть пища, делай то же». Пришли к нему и мытари (не­навистные для народа — сборщики податей для римского государства, под властью которого находилась Иудея и которые при этом обычно грабили народ в свою пользу), и для них он не дал какой-либо трудной задачи: «ничего не требуйте более определенного вам», сказал пророк, а вои­нам он повелел: «никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3, 10-14).

За то он был необычно грозен к тем, кто не искал путей покаяния.

«Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехидновы! (ехидна — отврати­тельный зверь, который пожирает своих детенышей), кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод  покаяния, и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое древо не приносящее добра плода, сруба­ют и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущей за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неу­гасимым» (Мф. 3, 5-11).

Если бы мы — архиереи, священники, монахи и вообще христиане, желаю­щие быть пшеницей Христовой, а не соломой, подлежащей сожжению, спро­сили Иоанна Крестителя, что же нам делать, то он так же ответил бы нам: — Не думайте о себе, что вы Христовы, потому что Бог и из камней сих может воздвигнуть Своих служителей и не потребовал бы от нас чего-либо особенного, чтобы мы, например, творили чудеса, которыя и он сам не творил, или чтобы мы вселились в пустыню, подобно ему, и питались бы саранчей или диким медом, но потребовал бы, чтобы мы ис­полнили долг своего звания, исполнили бы свои священные обеты и ради истины готовы были на усекновение и нашей главы. Тогда воистину мы бу­дем пшеницей Христовой.

Для каждого, желающего спасти свою душу для вечной жизни, св. Иоанн Креститель драгоценен двумя сторонами своей неумолкающей про­поведи. Он основоположник покаяния и он основатель безчисленного сонма свидетельств о том, что Иисус Христос есть Сын Божий — все­могущий Бог, и на этом, положенном им камне, покоится непоколеби­мая вера Христовой Церкви в то, что неприменно будет конец мира, Страшный суд и вечная жизнь в Царстве Христовой славы для пшеницы Христовой и вечная смерть для соломы, сжигаемой огнем неугасимым.

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!

Сказано в Св.-Троицком монастыре, Джорданвилль, Нью Йорк, США 29 авг. /11 сент. 1972 г.