СЛОВО АРХИЕПИСКОПА НИКОНА (РКЛИЦКАГО), ВАШИНГТОНСКАГО И ФЛОРИДСКАГО (+1976Г.) В НЕДЕЛЮ 32-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ


СЛОВО АРХИЕПИСКОПА НИКОНА (РКЛИЦКАГО), ВАШИНГТОНСКАГО И ФЛОРИДСКАГО (+1976Г.) В НЕДЕЛЮ 32-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

Путь к Воскресению

 

«Аще кто благочестив и боголюбив, да внидет в радость Господа своего»

Эти слова св. Иоанна Златоустаго мы услышим в церкви в Пасхальную ночь и блаженны те из нас, у кого оне отзовутся в сердцах, озарив нашу душу Пасхальной радостью, преддверием веселия вечнаго.

Войти в радость Господа своего можно только через церковныя двери, через двери истинной Христовой Церкви. Он Сам сказал: «Многие поищут войти и не возмогут» (Лук. 14, 23). Св. Церковь и указывает нам путь восхождения к воскресению, предлагает нам духовную лествицу, подымаясь по которой на гору высокую, мы можем узреть Солнце правды и в лучах Его благодатнаго света опытно постигнуть тайну Царствия Божия. Эту таинственную лествицу когда-то в древности видел во сне патриарх Иаков. Своим основанием она стояла на земле, а вершиной восходила в небо. На ея вершине стоял Господь Вседержитель и ангелы Божии восходили и нисходили по ней (Быт. 28, 12). Лествица эта изображает собой Божию Матерь, через Которую снизшел на землю Господь Иисус. Но и наша св. Церковь может быть подразумеваема под этой таинственной лествицей, а ангелы Божии — наши святые подвижники, которые по этой лествице восходят в горнее Царство света и радости и зовут нас последовать за ними.

Восхождение в духовное Царство совершается через деятельное участие в жизни Церкви.

Сегодня заканчивается наш годичный богослужебный круг чтением воскреснаго евангелия о Закхее, а с будущаго воскресенья начнется время Постной триоди, по которой сначала следуют три подготовительныя воскресения к Великому посту, подводя нас к дверям покаяния.

Первое воскресение — мытаря и фарисея. Оно показывает нам, что ключ, которым открываются двери духовной жизни — смирение. Истинное понятие об этой могучей силе в нашем земном мире хранит только Христова Церковь и никто более, так как весь мир опутан сетями гордости и духовной прелести. Всякое отклонение от истинной Церкви ниспровергает у нас смирение и ввергает отклонившихся в сети гордости, обычно прикрываемой каким-то благовидным предлогом. Это легко можно проверить на истории всех ересей и расколов. «Смирение есть риза Божества» по святоотеческому выражению и одеяние истинных чад истинной Церкви.

Во второе воскресение читается притча о блудном сыне. Этим повествованием Церковь зовет нас «придти в себя». Обычно в мире мы живем вне себя, потому что все наши мирские интересы лежат вне нашей души. Св. Церковь говорит нам: — опомнись, бедный человек, приди в себя и ты увидишь свой жизненный путь, как блудный сын пришел в себя, вспомнил о своем отце и возвратился к нему с покаянием «и был принят в объятия отча».

В третье воскресение Церковь напоминает о нашей неотвратимой и неизбежной ответственности за нашу жизнь. Помни, что на Страшном суде все содержание твоей души станет ясным, как день. Ты будешь там с тем, что собрал и накопил в этой жизни. Это неизменный закон бытия, который ты можешь нарушать, но ты не в силах его отменить.

После этих трех подготовительных воскресений наступает время покаяния — весна духовной жизни. Это то время, когда моя душа легко может пробудиться от сна. «Душе моя, возстани, что спиши, конец приближается...» Ты может быть сейчас молод и здоров, полон энергии и сил, ты надеешься еще прожить многие десятки лет; допустим, что ты доживешь до ста лет. Но они промчатся как мгновение. «Все время от создания мира и до сегодняшняго дня прошло как один миг», говорит преп. Исаак Сирин. «Душе моя, возстани, что спиши...» и Церковь предлагает проснувшейся душе безпредельное море покаянных и молитвенных чувств, возвышающих, очищающих и облагораживающих душу. Эти чувства заключены в молитвословиях Постной триоди, в которой воскресные дни выделяются для особых напоминаний.

В первое воскресение Великаго поста напоминается о непобедимости Православия. Оно торжествовало и будет торжествовать над всеми заблуждениями и злой воли и помраченнаго ума. Бывали такия времена, когда Православие хранили отдельные подвижники, как, например, Максим Исповедник, во времена монофелитов, или, например, Григорий Богослов, имел во всем Царьграде только одну часовню «Анастасии», но победить Православие невозможно.

Во второе воскресение вспоминается св. Григорий Фессалонникийский, проповедник благодати Божией, обильно подаваемой чадам Церкви в дни Великаго поста.

В третье воскресение выносится верующим наш путеводитель ко спасению — крест Христов «хранитель всея вселенныя, красота Церкви, царей держава, ангелов слава и демонов язва».

В четвертое воскресение вспоминается преп. Иоанн Лествичник, указавший постепенность духовнаго восхождения через свою тридцати-ступенчатую лествицу.

В пятое воскресение вспоминается преп. Мария Египетская, давшая образец покаяния для всех времен и народов.

В шестое воскресение — Вход Господень в Иерусалим, уверяющий нас в том, что Иисус Христос открыл чадам Его Церкви вход в Царство Его вечной славы. И, наконец, в Страстную седмицу переживаются события Крестных страданий нашего Спасителя.

Если мы вместе с Церковью, и под ея богомудрым руководством, пройдем по этому пути и при этом через очистительный пост возвысим свою душу, то воистину войдем в радость Господа Своего и в день Его Светлаго Воскресению обильно насладимся Пасхальной радостью.

Но для того, чтобы сознательно вступить на этот путь и вместе с Церковью переживать великия события ея жизни, чтобы твердо пойти по этому далеко нелегкому церковному пути, нужно, чтобы в душе нашей родилось желание духовной жизни, сильная жажда ея. «Блаженни алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся». Такая жажда составляет природную способность души, так как она по природе своей христианка. Но грехом, пороком и злом, царствующим в этом мире, ея истинная природа искажена настолько, что часто душа бывает мертва для жизни духовной, хотя живет жизнью душевной. И вот св. Церковь в преддверии духовной весны, в преддверии времени, специально предназначеннаго и установленнаго для очищения и роста души, показывает нам, как назидательный пример для подражания, как проснулась душа у погибшаго грешника, презреннаго мытаря Закхея. Услышав об Иисусе, о Котором он раньше вероятно знал из пророческих книг и ветхозаветных обетований, он настолько возжелал увидеть Его своими глазами, что не постеснялся насмешек своих соплеменников, но поспешно побежал вперед, влез на дерево и за свою ревность удостоился принять в своем доме Того, Кого хотели видеть многие цари и пророки и не могли видеть. Лицезрение Господа Иисуса настолько просветило грешную душу Закхея, что он немедленно принес плоды покаяния: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лук. 19, 8). И тотчас услышал сладчайшия слова: «Ныне спасение дому сему бысть» (Лук. 19, 9), «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лук. 19, 10).

Последуем же и мы за Закхеем: несмотря на наш малый духовный рост, всеми силами, через Церковь — это древо жизни, постараемся увидеть своими духовными глазами Христа Спасителя, тогда нам нетрудно и радостно будет пройти и все поприще Великаго поста для того, чтобы войти в радость Господа Своего и в светозарную и спасительную ночь Воскресения вкусить Пасхальнаго Агнца и насладиться веселия вечнаго.

Произнесено в Св.-Отеческой церкви в г. Нью-Иорке в воскресение 24 янв./6 фев. 1949г.