СЛОВО СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ОНУФРИЯ (ГАГАЛЮКА), АРХИЕПИСКОПА КУРСКОГО (+1938Г.) О ВОСКРЕСНОМ ДНЕ.

Каждый раз, когда проходит обычной чередой седмица и наступает день воскресный, Церковь Божия призывает нас в храм Божий к веселию духовному — празднованию воскресного дня. В чем же наше веселие? Мы вспоминаем тогда величайшее событие в жизни нашего Спасителя, Его преславное воскресение из мертвых (Мф. 28; Мк. 16; Лк. 24; Ин. 20). Святой апостол Павел говорит: если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша (1 Кор. 15, 14). Действительно, если бы Спаситель наш не воскрес из мертвых, то со смертью Его похоронено было бы и все Его великое дело: освобождение людей от мучительства сатаны, примирение людей с Богом, открытие дверей рая для верующих в Него. Так и думали книжники и фарисеи, не веровавшие в дело Спасителя. Они направили все свои усилия к тому, чтобы убить Спасителя, полагая, что со смертью Господа нашего погибнет все Его дело. Но Спаситель наш воскрес тридневен от гроба. И разрушена власть сатаны, люди воссоединены с Богом, открыт им доступ в Царство Небесное, куда Предтечею нашим вошел Сам Христос Спаситель (Евр. 6, 20).

Да, возлюбленные, воскресение из мертвых Спасителя нашего и Бога Христа Иисуса есть оправдание всего Его святого и великого дела, есть торжество нашей веры. И мы постоянно, каждую неделю, из рода в род прославляем воскресшего из гроба Христа Жизнодавца. Это день радости и веселения духовного всего мира, как поется в воскресных песнопениях: «Воскресл еси яко Бог из гроба во славе, и мир совоскресил еси; и естество человеческое яко Бога воспевает Тя, и смерть исчезе; Адам же ликует, Владыко, Ева ныне от уз избавляема радуется, зовущи: Ты еси, Иже всем подая, Христе, Воскресение»; или еще: «Воскресл еси от гроба, всесильне Спасе, и ад, видев чудо, ужасеся, и мертвии восташа; тварь же видящи срадуется Тебе, и Адам свеселится, и мир, Спасе мой, воспевает Тя присно» (воскресные кондаки 1-го и 2-го гласов).

Еженедельное празднование воскресного дня Церковь совершает еще со времен апостольских. Заметьте, возлюбленные, противоречие у нынешних неверов. Они говорят, что вовсе не существовал Иисус Спаситель, не только как Бог, но и как историческая личность. По их уверению не было и воскресения Христова. А между тем они седьмой день недели вместе с нами, верующими, именуют днем воскресным. Конечно, они хотели бы заменить его другим названием, но пока сие еще не делают. А почему ты называешь этот день воскресным, если ты не веришь воскресению Спасителя? Ты не можешь ничего ответить. А я отвечу тебе: потому седьмой день назван воскресным, что в этот день, в первый день после субботы (во едину от суббот — не в одну из суббот, а в первый день после субботы), воскрес из мертвых Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос. И это событие так велико, что все христианские народы посвящают воспоминанию его каждый день в течение недели.

Будем же в праздники воскресные спешить в святые храмы Божии и здесь радоваться и ликовать, вспоминая воскресение Спасителя нашего и ожидая вечного общения с Ним. Жизнь наша земная с ее насилием, жестокостями, болезнями пройдет как сон, и наступит жизнь вечная, в общении со Спасителем мира. Тогда отбежит всякая скорбь и будет вечная радость. Но только для тех, кто верует в Бога (Ин. 3, 3) и кто проводит жизнь по заповедям Божиим. Аминь.