БЕСЕДЫ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА (АМФИТЕАТРОВА), МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО И ГАЛИЦКОГО (+1857Г.) НА ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ В НЕДЕЛЮ СВЯТОЙ ПАСХИ


БЕСЕДЫ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА (АМФИТЕАТРОВА), МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО И ГАЛИЦКОГО (+1857Г.) НА ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ В НЕДЕЛЮ СВЯТОЙ ПАСХИ.

I

Евангелие, по самому значению слова сего, есть благая, радостная весть. И какая другая весть, братие, может быть радостнее для сердец наших, как не известие о вечном спасении нашем? Все прочие вести суть от земли и земные, а сия весть от неба и небесная. Давно замечено, и очень естественно, что для людей, находящихся в чужой стране, весьма занимательны вести из их отечества. Если же отечество земное столь близка к сердцу сынов его, кольми паче для нас, странников и пришельцев на земле, должна быть занимательна спасительная весть из истинного отечества нашего на небеси?

И от кого сия весть? От Бога, Отца нашего Небесного, Бога любви и милосердия, Бога щедрот и всякия утехи.

Кто есть вестник благий? Единорадный Сын Божий, сый в лоне Отчи (Ин. 1, 18), вечный Испоручник (Евр. 7, 22) и Ходатай а роде человеческом пред престолом правды Божией, Который, по неизреченному человеколюбию Своему, по благоволению Бога Отца пришел возвестить всем земнородным милосердие Его и от неисчерпаемых сокровищ любви Его излить на нас небесные благословения.

Какое содержание сей вести? Откровение превечного, премудрого и премилосердого совета Святой Троицы о спасении падшего во Адаме рода человеческого. Откровение вечной неизреченной любви Бога Отца, которою Он так возлюбил мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечнынй (Ин. 3, 16). Откровение безпредельного человеколюбия Бога Сына, по которому Он благоволил принять на Себя плоть человеческую, яко вечный Испоручник за род человеческий, взял на Себя грехи мира; яко Искупитель его, принес всего Себя в умилостивительную жертву на алтаре крестном; яко Божественный Ходатай, кровию и смертию Своею примирил человеков с Богом: принес всесовершенное удовлетворение оскорбленной грехами рода человеческого правде Божией; яко Спаситель от вечной смерти, стер жало ее воскресением своим; врата неба, заключенные преступлением Адама, отверз для человеков, первый вознесшись с плотию на небо и седя одесную Бога, вечно ходатайствует о нас. Откровение всемогущей благодати Духа Святого, силою коей производит Он в сердцах человеческих покаяние и веру во Иисуса Христа, душам верующих дает новую истинную жизнь, сообщает Свои Божественные силы сражаться 
греховными склонностями и побеждать их; светом Своим наставляет их на всякую истину, очищает их от всякой скверны, из грешников творит святых и достойных вечного сообщения с Богом всесвятым.

Какая, наконец, цель сего благовествавания? Да мы веруем, яко Иисус есть Христос, Сын Божий, и да верующе, живот имамы во имя Его (Ин. 20, 31).

Видите, братие, может ли что-нибудь быть приятнее и радостнее сей благой вести? и можно ли слушать ее с холодным сердцем?

Знали цену сего благовестия ветхозаветные праведники, кои с святым нетерпением ожидали откровения его. Но по вере умроша... не приемше обетований, а только издалеча видевше их, и целовавше, и исповедавше, яко страннии и пришельцы суть на земли (Евр. 11, 13). Иисус Христос, обличая неверие и хладнокровие иудеев, с каковым они слушали Евангелие Его, говорит: Авраам, отец ваш, рад бы был, дабы видел день Мой; и виде и возрадовася (Ин. 8, 56). Ублажая учеников Своих, которые с простотою сердца слушали от Него откровение таин благовестия Царствия Божия, глаголет: Блажени очи видящии, яже видите. Глаголю бо вам, яко мнози пророцы и царие восхотеша видети, яже вы видите, и не видеша, и слышати, яже слышите, и не слышаша (Лк. 10, 23-24). То же откровение и тех же таин, то же благовестие Царствия Божия и наши недостойные ушеса слышат, слушая Евангелие, Апостолами и учениками Иисуса Христа написанное и Церкви Его для сохранения и для преподавания преданное. С таким же убо святым желанием, с такою же простотою и всецелою верою и нам надлежит слушать оное, с каким сердцем слушали ученики Христовы, ежели мы хотим истинно разуметь его.

Четыре Ученика написали Евангелие: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Но поелику святой Иоанн Богослов хотя после других написал свое Евангелие; но начинает оное не с человечества Христова, как прочие три, а с Божества, то начальные стихи его благовестия, которые заключают в себе вступление или содержание всего Евангелия, будут предметом настоящей и последующей моей беседы.

В начале бе Слово (Ин. 1, 1).

Святой Иоанн в самом начале благовествования своего указует нам Божественного Искупителя нашего, Единородного Сына Божия Иисуса Христа, называя Его Словом. И Моисей первую книгу Ветхого Завета начинает речением: в начале, — так, как Иоанн свое благовествование. Но Моисей описывает происхождение всех тварей из ничтожества, из небытия в бытие, потому и говорит: в начале сотвори Бог небо и землю (Быт. 1, 1). А Иоанн излагает вечное, безначальное бытие Сына Божия, потому и говорит: в начале было Слово. Видите разность выражений, из которых очевидно открывается и разность смыслов. Смысл слов Моисеевых есть тот, что в начале, то есть прежде всего, Бог сотворил небо и землю, которые дотоле совсем не существовали, а потом прочие твари. А смысл слов Иоаннавых есть сей: что в начале, то есть прежде всех времен, прежде всех веков, был и есть Сын Божий, Слово Отчее, от Которого и небо, и земля, и все твари получили свое начало.

И Слово бе к Богу (Ин. 1, 1).

Евангелист, показав вечное существование Сына Божия, открывает превечное Его начало и рождение от Бога Отца и нераздельное единство естества Его со Отцем, говоря: и Слово было у Бога. Прежде всех веков был Сын, и был у Бога Отца, сый в лоне Отчи (Ин. 1, 18), от Которого превечно рождается, яко естественный и Единородный Сын Его, с Которым всегда нераздельно пребывает, яко единосущный Ему (см.: Ин. 10, 30). Не сказал святой Богослов: Слово было в Боге, но у Бога, чтобы чрез сие явственнее показать свойство Лица Сыновнего и истинно отличить от оного Лице Отчее. Ибо и Православная Церковь, и мы с нею, веруем в единого Бога Отца нерожденного, и Сына, от Отца рожденного, и Святого Духа, от Отца исходящего; исповедуем святую, единосущную и нераздельную Троицу, не разделяя естества — ибо Бог един есть, но и не смешивая Лиц, ибо Бог есть триипостасен, как тот же святой Иоанн Богослов глаголет в первом соборном послании своем: Трие суть свидетельствующии на небеси: Отец, Слово и Святый Дух; и сии три едино суть (1 Ин. 5, 7).

И Бог бе Слово (Ин. 1, 1).

Наперсник Христов преясно возвещает, что Слово, о Котором он говорит, есть Бог. И сим речением: Бог бе Слово, полагает в сердцах верующих первое и главное основание православной веры. Ибо на сем основывается вся надежда нашего спасения, что Спаситель не Ангел, не человек, но Сын Божий; потому и заслуги Иисуса Христа Божественную имеют важность в оправдании верующих пред престолом правды Божией, что Он есть истинный Бог (1 Ин. 5, 20). Потому и страдания и смерть Его на кресте искупили нас от клятвы закона (Гал. 3, 13), что страдавший и распятый на кресте есть Богочеловек. Потому и Божественная кровь Его очищает истинно верующих от всякаго греха (1 Ин. 1, 7.), что Бог во плоти излил оную для умилостивления оскорбленной грехами нашими правды Божией. Из того открывается неизреченная и безпредельная любовь Бога Отца к нам, грешным, что Он Сына Своего не пощаде, но за нас всех предал есть Его (Рим. 8, 32) в жертву за спасение наше. Почему и веровать в Божество Иисуса Христа столь необходимо, что неверующие лишаются всякой надежды ко спасению. Веруяй в Сына, говорит святой Иоанн, имать живот вечный; а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем (Ин. 3, 36). После сего кто из верующих усумнится, что Слово, о Котором Евангелист говорит, есть Сын Божий и Бог? Но чтобы небесную сию истину глубже впечатлеть в мыслях наших и во глубине сердец наших насадить Божественный сей догмат, святой Богослов, продолжая, вещает:

Сей бе искони к Богу (Ин. 1, 2).

Сей Сын Божий и Бог, Слово Отчее, был искони, то есть в начале, от вечности, и всегда у Бога Отца, яко единосущный Ему и яко превечно от Него рожденный. Не было времени, в которое бы Сын не был у Отца и со Отцем. У человеков прежде отец, потом сын: но не так у Бога. Но вечно и безначально Сын купно со Отцем. Глубокая сия тайна Божества не умом человеческим постигается, но верою ясным словесам Божиим приемлется. Богомудрые святые отцы Церкви поясняют сие некоторым подобием в солнце. Как луч солнечный никогда без света не является, так никогда не был Отец без Сына, но всегда купно. Неправильно будет, если скажем, что прежде видим луч, а потом свет: нечестиво, если и веровать так будем, что прежде был Отец, а потом Сын. Ибо весьма ясно возвещает Евангелист: Сей бе искони у Бога. Что и подтверждает, глаголя:

Вся тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1, 3).

Все сотворено Сыном, и нет ни одного существа, ни одной вещи, которая бы не Им сотворена была. Вся, то есть и небо, и земля, и море, и все, что в них живет и движется и есть. Что самое и Апостол Павел, говоря о Христе, утверждает: яко Тем создана быша всяческая, яже на небеса, и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти; всяческая Тем и о Нем создашася (Кол. 1, 16). Слыша же сие: вся Тем быша, не подумаем, аки бы Бог Отец употребил Сына Своего к сотворению мира так, как художник орудие; не буди то — но сим означается, что Бог Отец в соединении и в содействии Сына и Духа Святого сотворил вся. Словом бо Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их,свидетельствует царствующий пророк (Пс. 32, 6). Сими убо словами представив нам Божественный Евангелист Сына и Слово Божие всемогущим и Творцом всех тварей, и прочие Божественные Его свойства описывает в следующих словах:

В Том живот бе, и живот бе свет человеком (Ин. 1, 4).

В сем Сыне и Слове Божии от вечности была и есть жизнь. Он есть Источник жизни и самая жизнь. В Нем жизнь: ибо есть Податель жизни всем живущим; в Нем жизнь: ибо блюдет и хранит жизнь всех живущих. Все живущие твари имеют жизнь, заимственную от Него. Един Сын Божий имеет жизнь в Себе, и от сея жизни, яко от приснотекущего источника, сообщает жизнь и Ангелам, и человекам, и всем живущим тварям. В Том живот бе и живот бе свет человеком. Сын Божий есть и жизньчеловекам, и свет, как их Творец и как их Спаситель. Как Творец, Он, создавши из персти земной тело первого человека, вдунул в лице его дыхание жизни (Быт. 2, 7), и от сего вдохновения Адам оживотворился и, получив душу разумную и словесную, получил вместе способность рождать детей, подобных себе (см.: Быт. 1, 28). Разум же в душе всякого человека есть свет (Притч. 20, 27), просвещающий его в распознании добра и зла. Как Искупитель: человек создан безсмертным и по душе и по телу (см.: Быт. 2, 17—3, 22), и был бы таковым, ежели бы ходил верно во свете заповедей Господних. Но грех, им содеянный, умерщвляет и душу, и тело: умерщвляет душу, не уничтожая ее бытия, но лишая ее света истинного Богопознания, без которого человек есть как бы мертв и столько же мало способен к истинной, святой, духовной и богоугодной жизни, как мертвец неспособен к движению. Умерщвляет тело, разлучая его с душою и обращая в землю, из которой оно создано. Сын Божий, спасая людей от грехов их, оживотворяет паки и души, и телеса их. Оживотворяет души верою, просвещая их светом истинного Богопознания и сообщая им новые Божественные силы к святой, благочестивой, добродетельной и богоугодной жизни, как бы вновь созидает их. Потому истинно верующих Апостол Павел называет новою тварию (2 Кор. 5, 17), созданными на дела благая... да в них ходим (Еф. 2, 10). Оживотворяет тела: ибо приидет час, егда мертвии услышат глас Сына Божия и услышавше оживут (Ин. 5, 25). Посему Иисус Христос Сам о Себе глаголет: Аз есмь воскрешение и живот (Ин. 11, 25). Воскрешение: ибо, воскресши из мертвых, воскресил падшее человеческое естество. Живот: ибо даровал человекам вечную жизнь. Он же есть и свет человекам, как Сам говорит: Аз есмь свет миру (Ин. 8, 12). Светом убо наперсный ученик Иисусов провозвестивши Сына Божия, описывает потом, что творит сей Свет.

И свет во тме светится, и тма его не объят (Ин. 1, 5).

Какая та была тьма? и как она не объяла света? — Тьма есть грех, как говорит Апостол Павел: отложим убо дела темная (Рим. 13, 12), и паки: не приобщайтеся к делом неплодным тмы, паче же и обличайте (Еф. 5, 11). Грех называется тьмою, как помрачающим ум человека и лишающим его познания истины. В сей тьме греха прежде воплощения Сына Божия сидели люди, исключая малое число истинных израильтян, которые верою в обетованного Спасителя издали видели зарю Его света. Бесте бо иногда, свидетельствует Апостол, тма, ныне же свет о Господе (Еф. 5, 8). Когда же благоволил Бог послать Сына Своего Единородного в мир, тогда сущим во тме и сени смертней свет возсия; людие ходящий во тме видеша свет велий (Мф. 4, 16; Ис. 9, 2) — свет истинного Богопознания, свет истинной веры, свет нелицемерной добродетели. Сей свет и доныне чрез благовестие Евангельское сияет во тьме сердец наших. Сияет во всех странах и во веки сиять будет. Иисус бо Христос вчера и днесь тойже и во веки (Евр. 13, 8). Сие-то значит вышепомянутое речение: и свет во тме светится. Но как тьма не объяла Его? Сын Божий, истинный Свет, хотя принял на Себя плоть нашу со всеми немощами естества нашего, но кроме греха: Иже греха не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его (1 Пет. 2, 22) Тьма, то есть грех, не объяла Его — не могла приближиться и прикоснуться к Свету, Святому святых (Дан. 9, 24) и не токмо не объяла Его, но Он победил тьму, сокрушил царство князя тьмы, начальника греха, диавола; и не для Себя точию победил, но и верующим дал силу победить сию тьму и из сынов тьмы соделаться сынами света в настоящей жизни благодати начинательно, а в будущей жизни славы совершительно. Сея жизни быти причастниками и нас, грешных, да сподобит Отец Небесный, Ему же, Отцу светов (Иак. 1, 17), купно с Сыном и Святым Духом, буди благодарение и слава во веки веков. Аминь.

 

II

В минувший воскресный день слышали мы, братие, богоглаголивого Иоанна, возвестившего нам, что сладчайший Искупитель наш, Господь Иисус Христос, единая радость наша и единая надежда спасения нашего, был и есть прежде всех времен, и вечно существует: в начале бе Слово; что Он есть Единородный Сын Божий, превечно от Отца рожденный и у Него пребывающий: и Слово бе к Богу; что Он есть истинный Бог от Бога истинного: и Бог бе Слово; что Он от вечности, и всегда пребывает в лоне Отчем: Сей бе искони к Богу; что Он есть всемогущий Творец неба и земли и всех тварей Создатель: вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть; что Он есть присносущный Источник жизни всех живущих и Податель света всем человекам: в Том живот бе, и живот бе свет человеком; что Он, Свет истинный, по милосердию Своему изливает животворные лучи сияния Своего и на погруженный во тьме греховной род человеческий, и тьма сия не прикасается Его: И свет во тме светится и тма Его не объят. Так Богослов, во-первых, научив нас о Божестве Сына Божия, начинает потом извещать и о деле воплощения Его следующим образом.

Бысть человек послан от Бога, имя ему Иоанн (Ин.  1, 6).

Как в премудром устроении царства природы, то есть видимого сего мира, восхождению солнца после ночи предшествует явление на небе денницы, так и в премудром строительстве Царства благодати явлению на земле Солнца правды, воплощенного Сына Божия, после глубокой тьмы греховной, в которой сидели люди, предшествовало послание Иоанна, который посему и называется Предтеча Господень. Не сам он пришел, но послан был от Бога, Который, яко Содетель спасения человеческого и яко Царь Царства благодати, един знает и кого послать, и когда послать, и какие поверить тайны посланному своему. Человек послан от Бога: убо слово Его достоверно, учение Его истинно. Еще за несколько лет Бог сказал о Нем чрез пророка Малахию: се Аз посылаю Ангела Моего пред лицем твоим (ср.: Мал. 3, 1). Самое имя Иоанн, которое по-еврейски означает благодатный, показывает, что он есть Ангел — то есть вестник Царства благодати, скоро имевшего открыться воплощением Сына Божия.

Сей прииде во свидетельство, да свидетельствует о свете, да вси веру имут ему (Ин. 1, 7).

Пришел Иоанн, по глаголу Господню, из пустыни свидетельствовать о свете, то есть Сыне Божием, пришел свидетельствовать о приближавшемся явлении Его на землю, как святой Евангелист Лука пишет об Нем: Бысть глагол Господень ко Иоанну Захариину сыну в пустыни. И прииде во всю страну Иорданскую, пропаведая крещение покаяния во оставление грехов (Лк. 3, 2-3). Не один Иоанн, и не первый он свидетельствовал о Иисусе Христе. Свидетелей и до него было много. Святой Апостол Павел начинает исчислять их с самого Авеля, верою во Христа грядущего принесшего жертву, приятную Богу, и, полагая в числе свидетелей Еноха, Ноя, Авраама, Моисея и других ветхозаветных святых патриархов, пророков и праведников, говорит, что ему не достало бы времени исчислять свидетельства их порознь. Но все сии свидетельства, как отдаленные, хотя были ясны, впрочем не столько определительны, как свидетельство Иоанна, который своими очами видел небеса отверстые, Духа Святого, в виде голубя снизшедшего и почившего на главе Иисуса Христа, который перстом указал: Се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1, 29), и сим указанием положил печать достоверности на все предшествовавшие ему свидетельства. Вот причина, почему Евангелист, не упомянув о прочих свидетелях, приводит одного только Иоанна. Но какую имеет нужду Господь всех и Творец во свидетельстве раба? Конечно, не для себя, но для человеков, которых пришел спасти: да вси веру имут ему, нужно было свидетельство Иоанна, дабы посредством его уверовали, что Христос пришел, что Он Сын Божий и Спаситель, и, веруя, спасение улучили.

Не бе той свет, но да свидетельствует о свете (Ин. 1, 8).

Иоанн не был свет, и не от него долженствовало излиться просвещение на сидевший во тьме греха род человеческий; он послан только свидетельствовать о явлении света, то есть Сына Божия во плоти, подобно как денница не имеет собственного света, но сияние свое заимствует от солнца. И не она освещает землю, а только явлением своим на небе показывает, что скоро взойдет солнце и пролиет лучи света своего на лице земли. Но кто есть сей Свет, Евангелист возвещает, глаголя:

Бе Свет истинный, Иже просвещает всякаго человека, грядущаго в мир (Ин. 1, 9).

Сей Свет, говорит он, есть Свет истинный, то есть независимый от другого существа, вечный, неизменяемыи, неистощимый, который всегда изливается и просвещает всякаго человека, грядущаго в мир, то есть входящего в мир сей или чрез сотворение, как Адам, или чрез рождение, как все его потомки. Просвещает всякаго человека: следовательно, и Иоанн Предтеча, и все пророки, и Апостолы, и святые мужи от Него получили свет и сияли во все времена мира и Церкви не своим, но Его светом. Просвещает всякаго человека при самом вшествии в мир, или при самом рождении, яко Творец всех, насаждая в душе каждого силу разума и ведения и семена истинного Богопознания. Просвещает всякаго в жизни безчисленными способами милосердого Промысла Своего. Просвещает всякаго, изливая на всех спасительную благодать. Но ежели Сын Божий просвещает всякаго человека, грядущего в мир, то почему ж, скажете вы, столь много находится людей не просвещенных, не знающих Христа? На сие ответствует святой Златоуст: воистину Сын Божий просвещает всех и каждого. Но те, которые сами произвольно закрывают душевные очи свои от сияния сего света — остаются во тьме, и причина сего непросвещения находится не в свойстве света, но в злой воле тех, которые сами себя соделали недостойными видеть его; подобно как солнце на всех изливает светозарные лучи свои, и все с приятностию наслаждаются его светом, но солнце ли причиною, что для имеющего глазную болезнь свет его несносен? Следственно, не потому многие остаются во тьме, чтобы Сын Божий не сообщал им от света Своего, но потому, что они сами не приемлют его. Подтверждает сие благоглаголивый Иоанн следующими словами:

В мире бе, и мир Тем бысть, и мир Его не позна. Во своя прииде, и свои Его не прияша (Ин. 1, 10-11).

Сей истинный Свет — Сын Божий, во все времена мира был в мире, и прежде мира был, ибо мир Им сотворен, — был в мире, и, конечно, освещал всех обитателей мира, на всех человеков изливал животворные лучи благодати Своей, просвещал каждого. Ежели солнце, творение рук Его, везде сияет, и несть иже укрыется теплоты Его (Пс. 18, 7), то кольми паче Творец солнца всем светит и всех греет. Но и при безпрерывном животворном сиянии сего истинного Света, мир, то есть люди не познали Его. Не потому не познали, что не могли видеть Его, но потому, что не хотели познать Его. Но зрите безпредельное человеколюбие Сына Божия! Самое нехотение, самое противление человеков не останавливает излияния Его благотворного на них света: Он приходит в мир — во своя прииде. Своим, то есть собственностию Сына Божия называет Евангелист мир, поелику все люди суть Его творения. Был в мире, и пришел в мир — сии слова по видимому заключают в себе противоречие, но оно разрешается тем, что Сын Божий как Бог всегда был в мире, яко везде сый и вся исполняяй; а пришел как Богочеловек. Пришел в мир Сын Божий, сокрыв лучи Божественного света Своего под смиренным покровом плоти человеческой, ибо без сего покрова пришествие Его потребило бы мир, и человеки не могли бы зреть славы Божества; пришел в мир, дабы приближением Своим просветить его. И казалось, что после сего все приимут Его: но свои Его не прияша. Твари Творца своего, пришедшего просветить их, отвергли. Что за причина сего столь странного ослепления. Разрешает сие Сам Спаситель, глаголя: свет прииде в мир, и возлюбиша человецы тму паче, неже свет; беша бо дела их зла. Всяк бо делаяй злая, ненавидит света, и не приходит к свету, да не обличатся дела его, яко лукава суть (Ин. 3, I9-20). И не столько бы дивна было, ежели бы только язычники не прияли Сына Божия, но самые иудеи, которые по преимуществу называются здесь собственными Его, как избранный народ Божий, как народ, от которого Христос родился по плоти, паче язычников возненавидели сей свет — отвергли Его, как всем нам известно. Что же? неужели сияние Сына Божия и до воплощения Его, и по воплощении никого не просветило? Неужели никто из человеков не познал Его? Нет! и до явления Сына Божия во плоти все благочестивые патриархи, и святые пророки, и праведники просвещены были Им и познали Его, и по воплощении множество из иудеев и язычников уверовали во имя Его, что подтверждая, Евангелист глаголет:

Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его (Ин. 1, 12.).

Тем, которые приняли Его свет и уверовали, что Иисус Христос есть Сын Божий, Он дал право быть чадами Бога Отца. Видите, братие, неизреченное милосердие Спасителя нашего! Видите драгоценное, высочайшее всех земных прав и преимуществ небесное право верующих во имя Его! По естеству все человеки суть чада гнева, как грешники, естественно обращающие на себя гнев Бога, Которого чистые очи не могут без негодования взирать на грех. Но по благодати Господа Иисуса верующие в Него делаются сынами Бога, предметом Его Отеческой любви. По естеству все человеки суть сыны проклятия, как беззаконники, ибо проклят всяк, иже не пребудет во всех, писанных в законе (Гал. 3, 10; Втор. 27, 26), но по благодати Господа Иисуса верующие в Него делаются сосудами милости Бога, на которых Он изливает благословения Свои. По естеству все человеки суть сыны смерти и погибели, как грешники — ибо оброцы греха, то есть воздаяние за грехи, есть смерть, но по благодати Господа Иисуса верующие в Него вступают в право наследия живота и блаженства вечного. Но кто суть сии блаженные человеки? Евангелист описывает их происхождение:

Иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася (Ин. 1, 13).

Сии, говорит, чада не плотским образом родились, как обыкновенно людей рождают люди, но от Бога, чрез веру и благодать Божественного крещения. Рождение таковых чад не есть плотское и человеческое, но духовное и Божественное. Сим вместе Евангелист обличает высокомерие иудеев, которые, гордясь плотским происхождением своим от Авраама, почитали себя единственными сынами Божиими, и показывает притом, что никакое земное происхождение, сколько бы оно высоко ни было, не делает человека сыном Божиим, но единая во Христа вера.

И Слово плоть бысть, и вселися в ны (Ии. 1, 14) 

Евангелист упомянул в предыдущих словах о тайне духовного, Божественного рождения. Но как рождения сего начало и источник есть воплощенное Слово Божие и разумение тайны духовного рождения зависит от разумения тайны воплощения Сына Божия, то Богослов тотчас открывает сию велию благочестия тайну (1 Тим. 3, 16). Слово плоть бысть. Вечное Слово Отчее воплотилось. Единородный Сын Божий соделался Сыном человеческим, дабы верующих во имя Его соделать сынами Божиими. Плоть бысть, говорит Евангелист не потому, яко бы Сын Божий принял на себя одно только тело человеческое, а не и душу вместе, но потому, что свойственна Священному Писанию всего человека называть плотию: к Тебе, говорит Псаломник, всяка плоть приидет (Пс. 64, 3); и пророк Исаия: узрит всяка плоть спасение Божие(Ис. 40, 5); потому, чтоб показать безмерное снисхождение и смирение Сына Божия, Который не только соединился с душою, но и с плотию человеческою. Слово убо плоть бысть, но, пребывая неизменно, соединилось с человеческим естеством; Сын Божий, пребывая совершенным Богом, соделался и совершенным человеком, почему и называется Богочеловек, в едином Божественном Лице два естества имеющий: Божеское и человеческое. Не слиялись два естества в едином Лице Иисуса Христа, но неизреченно соединились и на всю вечность пребывают нераздельны, что подтверждает Евангелист, глаголя: Слово плоть бысть и вселися в ны. Сын Божий, воплощенный, вселился в нас, то есть вечную обитель сотворил в нашем естестве, как и Апостол Павел говорит о Христе: яко в Том живет всяко исполнение Божества телесне (Кол. 2, 9). Вот, братие, велия благочестия тайна (1 Тим. 3, 16), превосходящая понятие всякаго ума, не только человеческого, но и ангельского, — тайна, которую мы должны почитать глубоким благоговением и принимать несомненного верою. Дабы падшее человеческое естество возставить, обновить, освятить и прославить, Единородный Сын Божий, по безпредельному человеколюбию, до того смирил Себя, что благоволил теснейшим и неразрывным союзом соединиться с человеческим естеством. Дабы верующих из сынов гнева, из сынов смерти и погибели соделать сынами Божиими, Единородный Сын Божий до того уничижил Себя, что благоволил принять зрак раба (Флп. 2, 7.). Но и в сем глубоком унижении Он есть Господь и Царь славы.

И видехам славу Его, славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины (Ин. 1, 14).

Видехом славу Его. Возлюбленный и наперсный ученик Христов Иоанн с другими Апостолами видел собственными очами, как смиренный паче всех человеков Иисус Божественною силою Своею творил чудесные, единому Богу-Творцу свойственные дела; видел, как все стихии повиновались велению Его; как по единому слову Его больные исцелялись, слепые прозирали, мертвые воскресали; видел преславное преображение Его на Фаворе, когда лице Его просветилось яко солнце, и ризы Его соделались белы яко снег, когда Моисей и Илия, первейшие из ветхозаветных святых, предстояли пред Ним как рабы; слышал глас с небесе от Бога Отца: Сей есть Сын мой возлюбленный, о Нем же благоволих; того послушайте (Мф. 17, 5). Стоя при кресте, когда уничижение воплощенного Сына Божия достигло высочайшей степени, Иоанн Богослов видел, как солнце, не терпя зреть Творца своего поругана, сокрыло лучи свои, как земля потряслася, как камение расселись, как завеса церковная раздралась, как мертвые из гробов востали; видел, наконец, чудо чудес: преславное воскресение Иисуса Христа и вознесение Его на небо в сопровождении ангельских чинов. Всех сих и других безчисленны к преславных дел Иисуса Христа быв очевидным свидетелем, Евангелист вещает: видехом славу Его, славу яко Единородного от Отца; исполнь благодати и истины. Славу, никому из человек, никому из Ангелов не принадлежащую, но свойственную только одному Единородному Сыну Бога Отца, Который, хотя явился в смиренной плоти человеческой, но сим нисколько не умалилась Божественная слава Его. Он был и есть исполнен благодати и истины.Исполнен благодати: ибо на Него, и яко на человека, Бог Отец излил все сокровище даров Божественной благодати Духа Святаго, от Которого, яко от источника, изливаются они на всех верующих и святых; — исполнен истины, яко Бог — самая Истина, и в Нем сокровище истины. Праведно убо засвидетельствовал Богослов, глаголя: и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца; исполнь благодати и истины. Предовольно и сего свидетельства, но Евангелист для большей достоверности приводит другое:

Иоанн свидетельствует о Нем, и воззва, глаголя: Сей бе, Его же рех, Иже по мне грядый, предо мною бысть, яко первее мене бе (Ин. 1, 15).

Не только, говорит Богослов, мы — ученики Иисуса Христа, очевидцы дел Его — свидетельствуем о Нем, но и Предтеча Иоанн свидетельствует о Нем велегласно, глаголя всем иудеям: Сей есть, о Котором я говорил вам, что Он, хотя после меня идет, но несравненно превосходнее меня, ибо Он прежде меня был. Свидетельство Предтечи совершенно согласно с свидетельством Евангелиста. Иисус Христос и родился, и начал проповедовать Евангелие после Иоанна. Но как Он есть Бог вечный, то и несравненно превосходит Иоанна. Самый Иоанн Креститель, которого учению и жизни удивляясь иудеи, почли Его за Христа, о котором сам Господь Иисус сказал: Не воста в рожденных женами болий его (Мф. 11, 11), — сей самый, говорю, Иоанн почитает себя недостойным быть последнейшим рабом грядущего за ним: грядет креплий мене... Емуже несмь достоин преклонися разрешити ремень сапог Его (Мк. 1, 7). Представив таким образом Евангелист два свидетельства о Богочеловеке, свое и Иоанново, паки к главному предмету слова обращается, глаголя:

И от исполнения Его мы еси прияхом и благодать возблагодать (Ин. 1, 16)

Богослов сказал выше, что воплощенное Слово Божкие — Иисус Христос исполнен благодати и истины, в Нем все сокровище всех даров благодати Божией, а от Него, как от совершеннейшего и вечного Источника, и мы все, говорит, верующие, составляющие Церковь Его, приняли благодать; от Него, как от единой вечной главы, Церковь, как тело Его, и все верующие, как члены сего тела, прияли и приемлют всякую благодать: и благодать крещения, и благодать всыновления, и благодать причащения Тела и Крови Самого Единородного Сына Божия, и благодать священства, и благодать разумения таин Царствия Божия — словом, все дары благодати Духа Святого от Него изливаются на Церковь Божию. Но мы еще прияли благодать возблагодать, то есть благодать Евангельскую вместо благодати законной, великую, вместо малой, изобильную, вместо скудной. Вот и причину приводит Евангелист, по которой Евангельская благодать несравненно превышает бывшую под законом.

Яко закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть (Ин. 1, 17).

И древний закон благодать есть, ибо не по долгу, но по милосердию Своему благоволил Бог дать оный людям чрез Моисея для руководства к добродетели и предуготования к принятию Евангелия; но благодать не совершенная, не могущая спасти приступающих, — только образ, или тень истинной благодати. Закон песту бысть во Христа, по словам Апостола Павла (Гал. 3, 24), то есть дело закона не спасать, а только быть руководителем ко Христу, потому он и дан был чрез раба; истинная же благодать Евангельская, пресовершенная и спасающая верующих, как есть во Иисусе Христе, то и даруется Самым Владыкою всех, Единородным Сыном Божиим, что самое и подтверждает Евангелист в следующих словах:

Бога никтоже виде нигдеже: Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда (Ин. 1, 18).

Моисей многократно видел Бога и беседовал с Ним, по свидетельству Священного Писания (Исх. 33, 2), потому и называется Боговидец. Но он, как и другие пророки, не самое существо Бога видел, а только явления Его, то в облаке, то в огне, то в виде Ангела. — Бог живет во свете неприступнем (1 Тим. 6, 16). Никто из человек не может видеть Его. А потому и сокровенной в предвечном совете Святыя Троицы тайны спасения рода человеческого никто не мог исповедать. Только Единородный Сын, сый в лоне Отчи, вечно пребывающий у Отца, пришел от Отца в мир и открыл нам сокровище любви и благости Его; исповедал тайну спасения нашего; наставил и наставляет нас на всяку истину. Его убо спасительным глаголом да внемлем, братие, со всяким тщанием подвизаяся в деле спасения нашего, да озаряеми светом Его, шествуя путем истинным и живым (Евр. 10, 19), сподобимся получить наследие жизни вечной, уготованное благословенным сынам Божиим. Аминь.