СЛОВО АРХИЕПИСКОПА ПАВЛА (ПАВЛОВА), СИДНЕЙСКОГО И АВСТРАЛИЙСКОГО (+1995Г.) НА ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ, СКАЗАННОЕ ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодняшний день Честного и Животворящего Креста Господня, который мы совершаем, имеет большое значение. Оно не только воспоминает событие обретения святого, Царицею Еленой, Честного и Животворящего Креста Господня, не только вспоминает воздвижение его святым Патриархом Иерусалимским Макарием, но также обращается к сердцу каждого из нас с наставлением и поучением. И когда вчера во время Всенощного Бдения мы торжественно совершали чин Воздвижения, то этим Церковь хотела, чтобы Ея чада видели знамение своего спасения. Видели и всегда имели перед своим духовным взором Честный и Животворящий Крест Господень, на котором совершилось спасение рода человеческого.

Крест Господень, который сейчас лежит посреди этого святого храма, и к которому мы с благоговением прикладываемся, свидетельствует и говорит явно всем а нашей крайней греховности и порочности, которая привела нашего Спасителя и Господа на Голгофу, на крест. Крест Господень говорит нам о нашей безмерной жестокости и греховности, ибо крест, — позорнейшее древнее орудие казни преступников явился тем, куда мы привели нашего Спасителя и Господа. Мы заставили Его претерпеть жестокие муки на кресте. И за что? За то, что Он пришел, чтобы спасти нас и избавить нас от грехов наших.

Господь на кресте как бы говорит нам: вот смотрите, как возлюбил Бог вас, детей Своих человеков, которых Он создал по образу и подобию Своему, хотя и грешных, хотя и отвернувшихся от Него, но как Господь любит вас! Смотрите и взирайте на это спасительное знамение. Оно говорит вам о том, что Христос был распят Своим созданием. Оно говорит нам о том, что мы, слабые и немощные, имеем в себе столько злобы и столько ненависти, что смогли неповинного распять на кресте.

Когда мы взираем на Честной и Животворящий Крест Господень, он обличает нас, наши грехи, злобу, ненависть и эти грехи постоянно распинают в нас нашего Господа и Создателя. Тем, что мы, будучи от святого крещения облечены во Христа, впадаем во всевозможного рода грехи, мы Его вновь подвергаем жесточайшим страданиям и мучениям. Ибо то дело, ради которого Он пришел на землю, мы попираем. Но Господь не оставляет Своих чад. И паки желает нас видеть восставшими от греха и хочет чтобы в нас произошло дивное и преславное чудо воскресения нашего мертвеца, то есть внутреннего человека, впавшего в грехи, который грехом был распят и грехом был убит.

Когда мы взираем на Честной и Животворящий Крест Господень, мы можем испытывать также чувство радости: мы видим и видя ободряемся тем, что та Кровь, которая обагрила крестное знамение, была пролита нашим Спасителем нас ради человек и нашего ради спасения, и этой Кровью омываются все наши грехи, страсти и пороки. Как же мы можем после этого не воздвигать древа Честного и Животворящего Креста Господня, чтобы видеть мысленным духовным взором эту Честную и Животворящую Кровь, возрождающую нас к новой жизни. И видя эту крайнюю и безмерную любовь Божию к нам мы должны повергнуться в прах перед крестом Господним с благодарностью, за то, что Господь не пощадил Самого Себя и предал Себя за нас страшным мукам и страданиям.

Когда мы смотрим на крест, мы также всегда должны вспоминать о том, что каждый из нас имеет свой крест и должен этот крест постоянно нести. Святые отцы говорят нам, что там где христианин, там крест, там где нет креста, там нет христианина. Поэтому мы должны всегда быть неразлучны с нашим крестом, который мы несем в нашей жизни. Ибо очищение проявляется лишь в страдании. И Господь сказал, что «если кто не возьмет Креста своего и не последует за Мною, тот не достоин Меня».

Мы видим вокруг себя своих близких, знакомых, друзей, да порой и сами отдаем все свои таланты на приобретение житейских благ, для того чтобы жить в постоянном услаждении. Такие люди при малейшем несчастий, которое может их посетить, ропщут и в недоумении говорят: «Господи, за что же Ты меня караешь?!» Если мы сами себя не подвергаем лишениям и скорбям, скажем в посте, молитве, и трудах ради ближних, то Господь может ради нашей пользы дать нам скорбь, чтобы мы вспомнили, наконец, а своей душе и о своем кресте.

Есть целый ряд сектантов, отвергающих святой крест. Они отвергают путь лишений и страданий, которые человек должен пройти в этой жизни, желая идти вслед за Христом. Мы же, давайте, не будем смущаться убеждениями людей, которые хотят совместить то, что совместить нельзя: «Не можете служить Богу и мамане», или «двум господам», а отвержение креста и есть желание служить двум господам: телу своему угодить, чтобы оно ни в чем не пострадало, и Господу Богу. Господь, обличая таких людей, говорит, что кто хочет служить двум господам, то непременно одного возлюбит, а другого возненавидит. Кого же отвергающий Крест Господень возненавидит, а кого возлюбит?! Конечно, он любит больше всего и прежде всего самого себя.

Когда нас посещают скорби, им следует радоваться и благодарить Бога. Первые христиане, когда их не посещали скорби, плакали и горько воздыхали говоря: «Господи, чем Я согрешил перед Тобою, что Ты забыл и оставил меня?» Ибо каждый из них чувствовал, что в страданиях посещает нас Господь. И как мы далеко отошли от этого первохристианского представления! Ибо когда нас скорбь посетит, мы восклицаем: «За что, Господи?»

И вот мы, дорогие братья и сестры, когда будет нас посещать скорбь, будем радоваться и веселиться, видя в том особое знамение благоволения к нам нашего Спасителя и Господа. Конечно, для языческого мира как в те времена, так и теперь крест Христов есть юродство, безумие, а для нас спасающая Божия сила и Божия премудрость. Аминь.