Архим. Кирилл (Павлов). НЕДЕЛЯ ПО БОГОЯВЛЕНИИ (ПО ПРОСВЕЩЕНИИ).


Архим. Кирилл (Павлов).
НЕДЕЛЯ ПО БОГОЯВЛЕНИИ (ПО ПРОСВЕЩЕНИИ).

"Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим
в стране и тени смертной воссиял свет" (Мф. 4:16).

    Так святой евангелист Матфей, передавая слова святого пророка Исайи, изображает состояние верующих и неверующих. Святой пророк Исайя провидел благодатное действие проповеди Иисуса Христа, от которой сердца всех с верою слушающих озаряются неизреченным благодатным светом и всякая тьма прогоняется. Земля Завулонова и земля Неффалимова, куда Господь пришел после Своего крещения и сорокадневного искушения, соседили с языческими народами, а потому и унаследовали от них многие языческие обычаи и убеждения. С явлением Христа Спасителя этот языческий мрак был рассеян, и люди увидели великий свет. Для нас из этого евангельского повествования открывается та непреложная истина, что неверующие во Христа находятся во тьме, а верующие видят свет. Неверующие во Христа люди всех времен сидят во тьме, предаются заблуждению и всяким порокам. Они не обладают необходимыми для спасения истинами, а потому их жизнь исполнена нечестия и порока. Они не знают истинного Бога, а вместо Бога обоготворяют всякую бездушную тварь, свой ум, свои знания и самих себя. Они не знают истинного происхождения и достоинства человека, не знают, каково его назначение в настоящей жизни и каково в будущей, не знают и пути к достижению своего назначения. Не зная и не видя того, что нужно человеку для настоящей и будущей жизни, они поэтому живут так, как если бы они не имели разумной бессмертной души, предаются порокам, имея ложное понятие о благочестии, иногда самые пороки и страсти они оправдывают, и действие их считают за нормальное явление. Такое состояние человека есть поистине духовная тьма и тень смертная, ибо душа может просвещаться и жить только через познание истинного Бога и через приближение к Нему верою, надеждою и любовью.
    Напротив, евангельская проповедь, или учение Иисуса Христа, есть истинный свет для нашей души. Кто с верою слушает евангельское учение, тот видит великий свет, по учению Писания. Учение Христово открывает нам все, что человеку необходимо знать для его спасения. Оно показывает, что человек создан по образу Божию, для того чтобы он благочестивою и добродетельною жизнью служил Богу, прославлял Его, через это заслуживал благоволение Божие и - как последней цели - достигал вечного спасения в обителях небесных. Человек согрешил, подвергся гневу Божию и вечному осуждению, сделавшись неспособным познавать Бога и соблюдать Его святую волю.
    Милосердный Бог сперва обещал, а потом послал в мир Единородного Своего Сына Иисуса Христа, чтобы научить людей истинному ведению о Боге и о спасении их чрез веру в Него, Искупителя и Спасителя мира. И Он Своими страданиями и крестной смертью, подъятой за грехи мира, удовлетворил правосудию Божию, и примирил нас с Отцом Небесным, и открыл нам путь к вечной жизни. Все в книгах Нового Завета раскрывается ясно. Кто с верою внимает этому учению, тот видит благодатный свет; тот познает Бога Отца и Господа Иисуса Христа и Духа Святаго, видит свое назначение к вечной жизни и пути к достижению этой цели - через веру в Иисуса Христа и через исполнение Его заповедей; тот, следуя своему назначению, старается удаляться от пороков, а усовершает себя в добродетелях, исполняя заповеди Христовы. Кто так живет, тот не заблуждается, но как при дневном свете видит путь к небесному отечеству и идет по нему. При свете учения Христова он ясно видит распутья, которые ведут к погибели, и старается удалиться от них, всегда держась пути, которым шел Сам Спаситель, к которому Он и теперь всех зовет, говоря: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф. 16:24).
    Дорогие братия и сестры, мы с вами просвещены светом учения Христова, но надо остерегаться того, чтобы у нас не случилось такого явления, что, познавая правила и нормы христианской жизни, мы не будем стараться поступать по духу Христова учения. Мы должны так мыслить, чувствовать, и говорить, и поступать, как поступал Сам Господь и как Он заповедал нам в Евангелии, чтобы неверующие не укоряли нас, что мы живем не по вере. Ибо "вера без дел мертва" (Иак. 2:26). А поэтому мы должны стараться, чтобы наша вера сопровождалась добрыми делами. Если у нас вражда, клевета, ненависть, зло, обман, кража допускаются, то наша вера ложная, а не истинная. Будем свою веру сопровождать добрыми делами, чтобы таким образом исполнить вечный завет Христов: " Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5:16). Аминь.

8 (21) января.