ПРОПОВЕДЬ ПРОТОПРЕСВИТЕРА ПЕТРА РОЖДЕСТВЕНСКОГО (+1940Г.) В НЕДЕЛЮ 32-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
ПАМЯТЬ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА.

Неделя о Закхее

(1 Тим. 4, 9-15Лука 19, 1-10.)

Сегодня Евангельское чтение повествует о Закхее — мытаре, взысканном Иисусом Христом.

После исцеления слепого, Иисус Христос вошел в город Иерихон и проходил через него. Самое значительное население Иерихона составляли священники; а для сбора доходов с процветавшей там торговли благовонными товарами и пр. была огромная колония мытарей. Из числа главных среди них был Закхей. Он пожелал видеть Христа, так как очень много слышал о Нем великого и прекрасного и, на основании этих слухов, имел глубокое желание и надеялся увидеть в Нем Мессию.

Будучи мал ростом, Закхей забежал вперед по пути следования Иисуса и взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его.

Обычно Господь или спрашивал о вере, или вызывал покаяние и решимость изменить жизнь. Здесь Он идет навстречу тайным движениям сердца Закхея и намерениям, которыя «целует» прежде их проявления.

Когда Господь пришел на то место, где находился Закхей, и увидел его, Он сказал ему: «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня Мне надобно быть у тебя.»

Всеми презираемый, как начальник мытарей, грешников и притеснителей народа, Закхей не ожидал такого снисхождения к себе от Господа, чтобы Он заговорил с ним и пожелал быть у него в гостях. Мытари были на худшем счету у иудеев; слово «мытарь» было у них ругательным словом, потому что мытари находились на служби у ненавистной иноземной власти, и потому еще, что, злоупотребляя своим положением, мытари наживались на чужой счет, притесняя народ.

Закхей же был не только мытарем, но начальником их, которому верен был надзор за сборщиками в Иерихонском округе, в пользу Римского правительства. И вдруг у такого человека, как Закхей, Христос пожелал быть в гостях!

Это так подействовало на Закхея, что с ним совершился нравственный переворот. Он с радостью принял Господа в своем доме и дал обещание раздать половину своего имущества нищим и вознаградить обиженных вчетверо, умоляя Господа о прощении грехов его прежней жизни.

Так, милостивое слово Иисуса Христа переродило Закхея. Не напрасно Христос сказал: «потщався слези». Закхей торжественно обещал раздать то, чему служил всю жизнь: богатство, нажитое стяжанием. Искренность своего раскаяния Закхей засвидетельствовал тем, что дал обет Господу исправиться. На совести его лежало много грехов, много неправд и обид против ближних, на счет которых он наживался, притесняя их. В порыве раскаяния, он решается не только возвратить присвоенное им, но еще уплатить обиженным вчетверо против взятого и, по своей воле, отказывается от половины своего имущества в пользу бедных.

Так велико его раскаяние. Он совершенно исполнил то, чего требовал Христос от кающихся: «сотворите плод, достойный покаяния».

Пример для нас; истинное покаяние не есть только исповедание грехов, а, главным образом, твердая решимость не возвращаться к своим грехам и делание добрых дел, как это и было с Закхеем.

Тогда Господь сказал и Закхею и им, которые соблазнялись присутствием Его в доме грешника: ныне пришло спасение дому сему, ибо и он (Закхей) — сын Авраама. Сын Человеческий именно и пришел спасти погибающих.

Сколько горячей веры, сколько надежды влагают эти слава Спасителя в сердца людския! Вот где наша опора, вот где наш якорь спасения: идите ко Христу, Сыну Человеческому. Ведь сколько и ныне есть таких Закхеев, сбившихся с пути, потерявших и совесть и стыд.

О, возлюбленные! Во имя Господа, не проходите равнодушно мимо них. Если возможно, ободрите, приласкайте, помогите им... Какие уроки мы извлекаем из настоящего Евангельского повествования?

Первый урок. Обращение Закхея учит нас, что благодать Божия пользуется многоразличными средствами и случаями для спасения человека. Здесь указуется любопытство: желание Закхея лично видеть Господа подвигло его на встречу Ему. Слово Божие, история Христовой Церкви и жизнь не мало указуют подобных примеров, каково, например, сошествие Св. Духа на Апостолов, когда шум привлек много любопытных людей, к которым ап. Петр обратился с горячей речью, объясняя это событие. И они уверовали, и немедленно крестилось около трех тысяч человек.

В первые века христианства, любопытство привлекало не мало зрителей на место мучений и страданий Христа, и многие из зрителей, пораженные мужеством, благодушием и терпением Христа среди страданий, тут же объявляли себя христианами и становились мучениками (преп. Вонифатий, 19 декабря).

Вонифатий был рабом у одной знатной и богатой римлянки, Аглаиды, и состоял с нею в преступной связи. Аглаида сознавала свой грех и думала, как загладить его. Она слышала, что тот, кто имеет у себя дома мощи св. мучеников, не будет лишен сласения, и потому она пожелала иметь их у себя. О своем желании она сказала Вонифатию, человеку доброго сердца, и он с радостью отправился на Восток. Прибыв в Тарс, в Киликию, и видя мужество христиан, с каким они шли на мучения и смерть, Вонифатий сам пожелал пострадать за Христа. Он объявил себя христианином, и был замучен (в 290 году).

Аглаида, узнав об его мученической кончине, устроила церковь во имя Вонифатия и положила в ней его мощи. Она начала вести строгую жизнь, в покаянии и воздержании, и после мирна скончалась.

Впоследствии на месте храма преп. Вонифатия был построен храм во имя Св. Алексия, человека Божия, где и хранились мощи Вонифатия и Аглаиды.

Бывало, что иных увлекала красота христианского подвига. В пустыне, близ Кесарии Палестинской, жил и подвизался 18-тилетний Мартиниан. Бесы и искушения страшно смущали его. Но он постом и молитвой побеждал их. Услыхав об его благочестивой жизни, одна распущенная женщина, по имени Зоя, сказала, что она соблазнит его своею красотой, и отправилась в пустыню, роскошно одетая.

Тогда Мартиниан раскалил горячие угли среди своей кельи и стал на них босыми ногами.

— Этот огонь горяч; говорил он себе, — а подумай, каков огонь геенский, в наказание за грехи!

Зоя была поражена его поступком и бросилась со слезами к его ногам, прося прощения и молитв его. Мартиниан послал ее в Вифлеем, в монастырь св. Павлы, где она стала вести самую строгую жизнь. Так она прожила 12 лет и мирно скончалась (Зои — 2 мая).

Некоторые, в часы досуга, из любопытства уделяли несколько минут на чтение Слова Божьяго, и иногда благодать Божия, делала их верующими, и для них Слово Божие становилось единственным руководством к познанию всего полезного для спасения души, как, например, в истории св. Евдокии (1 марта).

Некоторые не любят посещать Богослужения; но вот, движимые любопытством, заглянут они в церковь раз и другой, и так увлекутся благолепием Богослужения, что становятся постоянными посетителями святого Божьего храма. Ведь не малую роль сыграло любопытство в испытании веры, при принятии христианства св. князем Владимиром на Руси.

Все это — примиры доброго любопытства. Но иной раз любопытство может повести и к нравственному падению человика и к погибели его. Это — любопытство нездоровое: дурное товарищество и содружество. Спаси, Господи, от такого любопытства! (Псалом 1-й «Блажен муж»).

Второй урок. Подобно тому, как Христос пожелал быть в гостях у Закхея, так Он желает быть гостем в душ каждого верующего, как в доме. «Се, стою при дверях и стучу; если кто услышит Мой голос и откроет двери, Я войду к нему и буду с ним» (Апок. 3, 20).

Какая трогательная заботливость Христа: Он не дожидается, чтобы мы приглашали Его в дом души нашей, а Сам различными способами стучится и предлагает, не хотим ли мы принять Его к себе.

И благо тому, кто откликнется и отворит Ему дверь души своей: Он войдет в нее, особенно в тайнстве Св. Причащения, и очистит совесть кающегося, творящего плоды, достойные покаяния, подобно Закхею.

Третий урок. Почему Закхей — мытарь так переродился, стал другим человеком — сребролюбец стал нищелюбцем? Он сердце свое отдал Богу. Он стер прошлое и начал новую жизнь.

В нем проснулась совесть, совершился коренной нравственный переворот, который привлек его к ногам Христа, как впоследствии Марию Магдалину, Марию Египетскую, преподобную Евдокию и др. Совесть в жизни и деятельности человека имеет огромное значение, а потому необходимо каждому из нас хранить чистоту сердца и развивать чуткость совести.

То, что случилось с Закхеем, может случиться и с каждым из нас. Дело закона написано в сердцах людей, о чем говорит совесть их и мысли их, то обвиняющия, то оправдывающия. Совесть чистая есть великий страж человека. Об этом говорит и Слово Божие, говорят отцы и учители Церкви, история христианства, окружающая жизнь и жизнь каждого из нас.

Грешить и беззаконничать, говорит Иоанн Златоуст, можно, укрываясь от людей, но от совести укрыться невозможно.

Как усердный врач, совесть не перестает прилагать свои лекарства; пусть и не послушают ея, но она и тогда не отстанет, продолжит постоянную свою заботливость, напоминая о грехах и о вреде их, не давая грешнику забыться.

«Совесть», справедливо сравнивает один благочестивый муж, «есть зеркало, перед которым я не могу скрыть ни одного порока; обвинитель, который не дает покоя; свидетель, котором я не могу противоречить; судья, перед которым я не могу устоять».

Как счастливы люди с чистой, мирной совестью, и как несчастны имеющие совесть помраченную! «Жалок тот, в ком совесть нечиста», сказал  поэт. Счастливый человек, проверяя свое прошлое, в уверениях совести находит себе утешение и силы для борьбы с тяготами жизни.

Делающему добрыя дела так знакома сладость сделанного и чувство чистоты совести. Никакия блага мира не дадут человеку этой радости.

Что же нужно для развития чуткости совести?

Христианское воспитание, жизнь во Христе и самоиспытание. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Когда вечером ложишься в постель, останешься одиноким, сам с собою, и никто не будет мешать тебе — тогда, перед сном, раскрой книгу твоей жизни, читай ее и испытывай, не провинился ли ты в чем-либо: в мыслях ли, в деле, в словах ли...» Если окажется, что провинился, то без промедления покайся и дай обещание в последующее время воздерживаться от грехов, оплакивать их, как боговдохновенный псалмапевец пишет: «каждую ночь омываю ложе мое, и слезами моими омочаю постель мою.»

Это самоиспытание и будет нам порукой мирной христианской кончины и залогом доброго ответа на Страшном Судище Христовом.

В апостольском чтении, апостол, удостоверяя непреложность обетования верующим и пребывающим в благочестия, побуждает Тимофея к перенесению опасностей, чтобы он не падал духом, имея в Боге столь сильного Помощника, и все с мужеством переносил бы.

Но каким образом Бог есть Спаситель всех, а нас паче верных? Тем, что обнаруживает великую заботливость о верных. Если бы не был Он Спасителем их, то ничто не воспрепятствовало бы давно погибнуть тем, против кого все ратуют.

Разныя наставления Тимофею сводятся к двум общим: примерно живи и ревностно учи. Будь первообразом в жизни, являясь перед другими, как одушевленный закон, как правило и устав в жизни благой, в обычной жизни и в церковном чине, духовным настроением и даром благодати, верою правою и не колеблющеюся, любовью, объемлющею всех, как братьев и сестер (Иоанн Златоуст).

«Будь образцом для верных, в слове, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12).

И тогда никто не будет пренебрегать тобою, когда ты приказываешь, несмотря на твою молодость.

Эти слова апостола направлены против выдуманных — прав юности. Говорят, — будто юность имеет права на широкую жизнь, в развлечениях и удовольствиях: «Пусть перебесится!» Но не останутся ли семена «беса» в душе и теле навсегда?

По завету апостола Тимофею, юность есть время запаса знаний, сил, время духовного горения и подъема, а не  «беснования».

Наставления ап. Павла Тимофею — «примерно живи и ревностно учи» — в полной мере могут быть отнесены к воспоминаемому ныне великому учителю Церкви, свят. Григорию Богослову.

Родился он в 328 году в г. Назианзе, по молитвам матери своей, которая обещала посвятить сына Богу, и, когда родился Григорий, она все силы употребила на воспитание его в вере и благочестии. Любимым занятием его было чтение Слова Божия и молитва. Учился Григорий в Кесарии Каппадокийской, Кесарии Палестинской, в Александрии и в Афинах. Высшее образование он получил в Афинах, где учился вместе с Василием Великим и крепко подружился с ним. «Я изучил все науки, говорил о себе св. Григорий, с тем, чтобы ими служить Богу.»

По окончании образования в 358 году, св. Григорий остался временно в Афинах, состоя преподавателем, а затем возвратился в родительский дом. В это время отец его, бывшей уже епископом, посвятил сына во священника, в качестве помощника себе (в 361 году).

В 372 году свят. Василий Великий прибыл в Назианз и, по совещании с отцом Григория, поставил его  епископом города Сасимы. Город был пограничный, шумный, грешный, и св. Григорий, любитель тишины, отказался от него. В 374 году умер отец св. Григория. Своего друга Василия Велихого св. Григоргй Богослов пережил на 10 лет (ум. в 389 году) и, по болезни, на его погребении не был.

Когда Арианская ересь до крайности усилилась в Константинополе, свят. Григорий, по настойчивой просьб православных, прибыл в столицу и не нашел там ни одной православной церкви: все они принадлежали арианам. Сначала святитель Григорий был плохо принят из-за своей непривлекательной наружности: он был мал ростом, лысый, имел лицо высохшее от слез и подвигов, одевался плохо; речь его была груба. Но, оказалось, в таком невзрачном теле была великая душа.

Св. Григорий устроил храм в доме своих родственников. Своей проповидью он привлек множество слушателей и назвал этот храм Анастасис — Воскресение.

Через год в столици не осталось ни одного арианского храма. По желанию императора Феодосия и народа, св. Григорий был избран архиепископом Константинопольским. В этом сане он был председателем 2-го Вселенского Собора после кончины епископа Мелетия. Но, когда на Соборе произошел раздор по поводу его избрания епископом Царьграда, столичного города, то святитель добровольно отказался от кафедры. «Я охотно следую пророку Ионе», сказал св. Григорий, слагая с себя сан.

После сего, в 381 году, свят. Григорий удалился в родной свой Назианз, где, в строгом уединении и молитве, и окончил свою жизнь в 389 году. Мощи его находятся в Рим, в базилики св. Петра. Хвалебныя песни в честь его написаны епископом Анатолием, Космой Маиумским и Феофаном.

Св. Григорий Богослов оставил после себя много замечательных сочинений. Сочинения эти пользовались в Церкви самым высоким уважением. Слова и речи Св. Григория, и по форме и по тону — в полном смысле ораторския.

Церковь почтила св. Григория высоким именем Богословом каковым она почтила, кроме него, только евангелиста Иоанна.

Пять «Слов» св. Григория о Боге Слове лучше всего показывают, каким он был замечательным Богословом.

Молитвами св. Григория Богослова помилуй нас, Господи!