СЛОВО ЕПИСКОПА ПИТИРИМА (ТВОРОГОВА), ЗВЕНИГОРОДСКОГО В НЕДЕЛЮ ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ.

Теодицея

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Еще вчера, возлюбленные братья и сестры, мы с вами радовались и ликовали, воспевая вместе с ангелами: «Слава в Вышних Богу!»; еще вчера мы вместе с пастырями дивились, видя в яслях повитого пеленами Богомладенца; еще вчера вместе с волхвами мы следовали за таинственной звездой, указующей премудрости человеческой путь к Истине; еще вчера во граде Давидовом звучало радостное: «Вифлееме, веселися...».

А ныне: «Глас в Раме слышан бысть, плач и рыдание, и вопль мног: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть» (Мф. 2, 18). Ныне Святое Семейство по повелению Ангела совершает свой, полный опасностей, лишений и скорбей путь в Египет, а вслед ему текут реки крови избиваемых в Вифлееме младенцев.

Явление в мир Сына Божия, ознаменовавшееся в самом начале архангельским гласом: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!» — в жизни Той, Которая стала вместилищем этого бесценного дара и неизреченной радости, сопровождалось и увенчалось невыразимыми скорбями, которые открыли душе Богоматери «многих сердец помышления» (Лк. 2, 35).

Сколь мучительными для Пречистой и Пренепорочной Богоотроковицы были унизительные обвинения иудейских старейшин, заподозривших Ее в прелюбодеянии. Сколько физических мук пришлось Ей претерпеть во время путешествия из Назарета в Вифлеем. И какой душевной скорбью отозвался в Ее любящем сердце отказ жителей этого города принять Того, о Ком говорили пророки, Кого так долго ждал Израиль, но так и «не узнал времени посещения» своего (Лк. 19, 44). Ждал Владыку, «Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5, 2), а пришла бедная Отроковица, не имевшая даже платы за ночлег.

Сын Божий приходит в мир тесным и скорбным путем самоуничижения. В то время как земные владыки появляются на свет в великолепных чертогах и повиваются драгоценными пеленами, Царь вселенной рождается в убогой пещере и полагается в ясли для скота. Пока иудейские левиты приносят обильные жертвы единому Богу, Сын Божий принимает жертву от чужестранцев, чтобы не погибнуть от голода во время изгнания в Египет.

«Чем выше и чище, и безгрешнее существо, тем острее и мучительнее его страдания», — замечает митрополит Вениамин (Федченков). Ни высокие титулы и звания, ни богатство и слава, ни обожание толпы, а скорби и болезни, поношения и уничижение, оклеветание и изгнание — признаки Богоизбранности. И чем полнее человек приобщается страданиям, чем более умаляется, тем обильнее вселяется в него благодать Господня, а с нею неизреченная радость и неотмирный мир. Уничижение и обожение, κἐνωσιϛ и ϴἐωσιϛ следуют одно за другим, как причина и следствие; скорбь и радость ведут человека по жизненному пути, сохраняя от падений в пропасть отчаяния и бездну гордыни.

Уходящий год запомнился радостным для всего православного мира и неожиданным и непонятным для всего остального мира событием: миллионы наших соотечественников явили подвиг веры в своем горячем стремлении приобщиться к великой православной святыне — Поясу Пресвятой Богородицы.

Из сокровенных глубин русского духа на какой-то миг вдруг проступила, казалось бы, давно забытая и призрачная, поруганная и оболганная, загубленная и погребенная без надежды на воскресение Святая Русь. Оказывается, ее несломленный дух живет в сердцах миллионов русских людей. Это стало открытием для нас самих, потрясением для афонских монахов, которые привезли святыню в Россию, и совершенно неожиданным и страшным ударом для врагов Православия.

Поэтому с такой силой и ненавистью они обрушились на нашу страну, которую они считали порабощенной, на наш народ, который они цинично и методично растлевали, и на игумена Ватопедского монастыря, хранителя Пояса Пресвятой Богородицы, архимандрита Ефрема. И орудия борьбы с Богом у служителей тьмы остались те же, что и во все времена богоборчества: клевета и провокация, подкуп иуд и крики толпы.

Охрипшие от злости сивиллы вновь пророчат России окаянные дни. Фальсификаторы истории очень дурно усваивают ее уроки: Россия непобедима, даже когда проигрывает, русские гнутся, но не ломаются, а кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. Нас пугают войнами и голодом, кризисами и коллапсами, общественной смутой и нестроениями. Но любое, даже самое лютое время для уповающих на Бога становится благоприятным летом горячих молитв, подвигов милосердия, терпения и сострадательной любви.

«Высшее услаждение — ради Христа быть ненавидимыми, изгоняемыми за веру в Бога, терпеть всякое оскорбление и позор», — учит преподобный Макарий Великий. Поэтому у нас нет поводов для боязни и уныния: Господь попускает совершаться только такому злу, которое обратится в добро, такую скорбь, которая нам на пользу, и только такую печаль, которая непременно претворится в радость. Аминь!

Проповедь произнесена в Покровском Академическом храме за божественной литургией в Неделю по Рождестве Христовом, 8 января (Собор Пресвятой Богородицы). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2012г.