ПОУЧЕНИЕ ЕПИСКОПА ИУСТИНА (ПОЛЯНСКОГО), УФИМСКОГО И МЕНЗЕЛИНСКОГО (+1903Г.) В НЕДЕЛЮ О САМАРЯНЫНЕ, НА ЛИТУРГИИ.


ПОУЧЕНИЕ ЕПИСКОПА ИУСТИНА (ПОЛЯНСКОГО), УФИМСКОГО И МЕНЗЕЛИНСКОГО (+1903Г.) В НЕДЕЛЮ О САМАРЯНЫНЕ, НА ЛИТУРГИИ.

         Христос воскресе!

 

    Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися (Ин. 4, 24).

Слова сии сказаны Господом нашим Иисусом Христом в беседе с Самарянкою. Слова Господа о поклонении Богу духом и истиною не то значат, как неправильно некоторые толкуют их, — не то, чтобы не нужно было выражать свои молитвенныя чувствования никакими внешними действиями. Нет: они значат то, чтобы, молясь Богу, мы молились всем существом своим — и телом и духом; чтобы слова и действия нашей молитвы были выражениями действительных чувств сердца нашего, а не одною личиною молитвы.

Итак, кто молится Богу духом?

Молится Богу духом тот, кто, произнося слова молитвы, произносит их не одними устами, а всею душою и сердцем. Молится духом тот, кто, ограждая себя знамением креста Христова, взирает духом на Самого распятого на кресте Господа. Молится духом тот, кто, преклоняя выю свою, преклоняет пред Богом и сердце и душу свою. Молится духом тот, кто, повергаясь на землю, всего себя повергает в руце Божии, в глубочайшем смирении и сокрушении сердца, с полною преданностью воле Божией. Молится духом тот, кто, предстоя телом пред изображением Господа или Пречистой Матери Его, предстоит духом пред Ним Самим, седящим на престоле славы, и предстоящею одесную Его Пречистою Матерью Его. Молится духом тот, кто, лобызая устами св. икону Господню, лобызает сердцем своим самыя пречистыя руце и нози Его.

Кто молится Богу истиною?

Молится Богу истиною тот, у кого душа и сердце оживлены тою самою верою и любовью, теми самыми мыслями и чувствами, теми надеждами и желаниями, которыми дышат молитвы, составленныя мужами святыми и духоносными. Молится истиною тот, кто, поклоняясь Богу в храме, не кланяется истуканам страстей своих вне храма. Молится истиною тот, кто, служа Богу участием в Богослужении церковном, служит Ему и самою жизнью и делами своими. Молится истиною тот, кто, называя Бога Отцем своим, действительно любит Его, боится Его, повинуется Ему и исполняет святую волю Его, повинуется Ему и исполняет святую волю Его, как истинный сын Его. Молится истиною тот, кто, молясь Отцу небесному, дабы святилось в мире имя Его, не оскорбляет святейшего имени Божия не только делом, но и словами и мыслями греховными. Молится истиною тот, кто, прося у Бога хлеба насущного, сам не только не отнимает его у других, а разделяет все, подаваемое ему Богом, с другими неимущими. Молится истиною тот, кто, прося у Господа прощения грехов своих, и сам прощает от всего сердца всякому согрешившему пред ним человеку. Молится истиною тот, кто, молясь об избавлении от искушений и наветов лукавого, и сам не поставляет брату своему претыкания и соблазна, не мыслит зла своему сопернику, напротив, любит самых врагов своих, добро творит ненавидящим его и молится за творящих ему напасть. Молится истиною тот, кто, произнося в молитве священнейшее слово: “да будет воля Твоя”, истинно готов исполнить все, что повелевает сия святейшая воля, претерпеть все по воле Божией и во славу пресвятого имени Его, до креста и до смерти, подобно как Сам единородный Сын Божий, заключив молитву Свою словами: “буди воля Твоя”, пошел с покорностью на страдание и крестную смерть.

Вот что значит молитва Богу духом и истиною, а не что-нибудь другое! Таковых-то ищет Отец — поклоняющихся Ему, а не других каких-либо!

Так возлюбленные, и мы будем в простоте сердца веровать и поклоняться Богу-Отцу своему всегда и везде; особенно же в храме Божием, в то священнейшее время, когда совершается здесь Духом Святым великое священнодействие и таинство веры нашей, — когда приносится Святейшая Жертва Тела и Крови Христовой. В таком только случае, т.-е. молясь так именно, и мы будем, яко “истиною поклонницы, поклоняться Отцу духом и истиною”. Аминь.