ПРОПОВЕДЬ ПРОТОИЕРЕЯ МИХАИЛА ПОНОМАРЕВА В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ ЧУДОТВОРЦА.

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. 

Сегодня Святая Церковь молитвенно вспоминает великого святителя и Чудотворца Николая. Хотя нас с вами разделяет почти 1700 лет со времен, когда он жил, когда он творил чудеса, память о нем жива до сих пор.

Каждый из нас, кто учился в школе или в вузе, получил определенные знания, которые, как бы не были хороши, со временем все равно забываются, если к ним не возвращаешься.

Но Церковь живет не только Священным Писанием, но и Преданием. И поэтому именно в Преданиях, в памяти церкви хранится память о Великом святителе. Она не просто хранится где-то там в кладовых, на полках пылящихся, а живо, действительно, по настоящему, потому, что, каждый из нас, живущий здесь, или в другом городе и вообще по всей вселенной, где бы ни было Православие, даже католики, постоянно обращаются к святителю Николаю. Жизнь его действительно была благодатна и велика. Велика она в том плане, что он достиг таких глубин духовности, такой силы духовной, что мог творить чудеса. Но при всем многообразии его жизненном пути церковь оставила в тропаре два главных основания, на чем, действительно, зиждилась вся его жизнь: «Правило веры и образ кротости». То есть он является Правилом для каждого из нас: и вера, и подражатель веры, и кротость.

Но что такое кротость в наше время? Ну, во всяком случае, кротость  современному человеку совершенно  не известна. Потому что это  для  современного человека связано с каким то бессилием, с каким то неудавшимся событием в жизни, и т.д. На самом деле, кротость это нечто иное, нежели подразумевает человек, если он рассуждает на эту тему. Почему очень трудно современному человеку рассуждать о кротости и жить по кротости? Дело в том, что во главу угла современного человека ставится, прежде всего — успех! Успех во всем: в учебе, в жизни, в бизнесе и т.д. И человек стремится к этому успеху. Но при всем этом человек забывает о самом главном: о другом человеке: «... мне все равно каким образом я достигну этого успеха: хоть по головам, хоть по трупам, но успех я хочу себе обеспечить!» Потому, что успех в понятии современного человека это конечно же, деньги, слава, роскошная жизнь и, конечно же, человек стремится обладать этим. Но человек самообманывается. Не зря именно выбрал ту стезю святитель Николай, которое называется кротостью. Потому, что кротость, это состояние человеческого духа. Кротость, это, не значит, когда ты гневаешься и не показываешь всем свои чувства, и не показываешь другому человеку, что злишься, что ненавидишь его и презираешь. Кротость — это состояние человеческого духа, исходящего, когда человек ставит во главу угла своей жизни Бога, и тогда Бог поселяется в сердце человека, делает этого человека кротким, т.е. благостным, милостивым, и, этот человек не просто скрывает в себе некую личину, которую нужно, действительно, скрыть, а человек показывает свою кротость во всем: в делах, в заботах, в милосердии и вообще по всей своей жизни. Но, к сожалению, это именно чувство, в современном человеке и отсутствует. И еще один момент: это есть вера: Правило Веры! Действительно ли мы с вами по вере живем? Действительно ли мы исповедуем чистоту веры, которую исповедовал сам святитель Николай? Есть пример, когда человек, православный, крещеный в церкви, исповедует неправильно свою веру. Даже не просто исповедует. Он просто ее не знает, эту веру. Как человек может преподать веру другому человеку, если он не знает своей веры? И поэтому, от этого вся и проблема. Проблема в том, что незнание своей веры приводит к тому, что в понятие о вере, человек безграмотный, привносит что-то свое, греховное. Привносит видение своего мира, какие-то народные поверья, и т.д. И, привнося в эту веру свое, он ее делает не похожую даже на языческую. И вот эта гремучая смесь, которая блуждает в душах и сердцах человеческих, хотя и православных людей, делает веру совершенно нежизнеспособной. Кто был у нас на занятиях прошлый раз, знает, что мы говорили о том, что религия, т.е. вера, передается от отца к детям. И мы знаем теперь, почему у нас вера нежизнеспособная: потому, что передается суррогат, а не чистая вера!

Вот поэтому-то святитель Николай и был Правилом Веры. Если каждый из нас будет именно этим Правилом Веры, то тогда и дети наши, и внуки наши, будут жить хорошо, и, мир, который окружает нас, будет благоустроен.

Будем же просить силы у Святителя Николая, который даровал бы нам и кротость, и правило веры.

19 декабря 2011 г. Сказано в храме Живоначальной Троицы станицы Клетской, Клетского благочиния Калачевской Епархии