Слово архиепископа Иринарха (Попова), Рязанского и Зарайского (+1877г.) в неделю 3-ю по Пятидесятнице.


Слово архиепископа Иринарха (Попова),
Рязанского и Зарайского (+1877г.) в неделю 3-ю по Пятидесятнице.

Оправдившеся убо верою, мир имамы к Богу
Господем нашим Иисус Христом (Рим. 5, 1).

Страх праведного суда Божия и желание наслаждаться благоволением Божиим, суть такия чувства, которыя глубоко напечатлены в сердце каждого человека. Первое из сих чувств усматривается особенно из внутреннего сознания обязанности или необходимости быть непорочным и совершенным. Если мы, хоть несколько, обратим внимание на самих себя и вникнем во внутреннее свое состояние, то мы непременно услышим глас совести, который говорит, что Бог праведен и свят, и что мы дожны быть таковыми же, если хотим стать некогда пред Ним и получить участие в Его блаженстве. Апостол Павел говорит, что язычники знали оправдание Божие, или праведный суд Его (Рим. 1, 32), т.е. постигали естественным разумом, что делающие нечестие и беззаконие достойны смерти. В другом месте он говорит, что язычники неимеющие закона, сами себе суть закон: ибо являют дело законное написано в сердцах своих, спослушествующей им совести, и между собою помыслом осуждающим или отвещающим (Рим. 2, 14-15), т.е. совесть или внутреннее их чувство одобряет или осуждает то, что они делают.

Второе чувство, глубоко напечатленное в человеческом сердце, есть желание иметь участие в любви и благодати Божией. Сие чуство или желание проистекает из того, что человек сознает свою зависимость от Верховного Существа; чувствует, что его судьба заключается в руках сего Существа, Которое во времени и в вечности может сделать его счастливым или несчастным. Сие чувство так сильно действует в человеке, что несмотря на естественное свое уклонение от Бога, он старается умилостивить гнев Его, и соделаться предметом Его благоволения. Отсюда происходят все те различныя религии или образы богослужения, которые мы видим в мире. Отсюда присходят все те усилия, которыя делают люди в намерении соделаться нравственно добрыми. Отсюда происходят также все те дела благочестия, которыя делает человек так-сказать, невольно, когда бывает еще в состоянии повреждения и нераскаяния. Все это показывает, что он ищет праведности, с которою бы мог устоять пред Богом.

Но сия спасительная праведность, которой человек всегда ищет, и никогда не находит, давно уже доставлена нам Самим Богом, и нам остается только принять ее от руки Божией с благодарностию, и усвоить ее себе как должно. В ныне чтенном зачале Послания к Римляном Апостол Павел объявляет положительно, что мы оправданы уже и примирен с Богом. Оправдившеся убо верою, говорит он в нашем тексте, мир имамы к Богу Господем нашим Иисус Христом. Заметьте, слушатели, что Апостол не говорит, что мы будем некогда оправданы и примирены с Богом, но объявляет, что мы оправданы уже пред Богом и примирились с Ним посредством Господа нашего Иисуса Христа. Сия важная и утешительная истина заслуживает особенного внимания каждого, кто желает искренно быть праведным пред Богом и иметь участие в Его милостях и благах. Посвятим же ей настоящия минуты нашего собрания, и рассмотрим, в чем состоит оправдание, которое возвещает нам Евангелие, и как оно происходит в душах верующих.

Оправдившеся убо верою, мир имамы к Богу Господем нашим Иисус Христом.

Слово оправдать в Св. Писании употребляется в двояком смысле. Вопервых, оправдать человека значит из неправедного и злого сделать праведным и добрым, т.е. истребить в нем навык и наклонность к пороку и сообщить ему навык и наклонность к добродетели, которой он не имеет. Вовторых, оправдать человека значит простить его, и поступать с ним, как с праведным действительно ли он таков, или нет. Первый образ оправдания можно видеть в пример Ап. Павла, который из гонителя, хульника и досадителя, силою благодати Божией, сделался кротким и послушным Богу (1 Тим. 1, 13). Второй образ оправдания можно видеть в сих словах: горе оправдывающим нечестива даров ради! (Исаии 5, 23). Что слово оправдывать нечестивого действительно значит здесь прощать его и поступать с ним, как с праведным, а не делать его таковым; то это ясно видно из того, что оправдывающим таким образом нечестивых Пророк угрожает горем, т.е. наказанием от Бога. Сие значение подтверждается таким выражением: даров ради. Горе оправдывающим нечестивого даров ради. В сем же смысле говорит Соломон: Иже судит праведного неправедным, неправедного же праведным, нечист и мерзок у Господа (Прем. 17, 15), т.е. кто осуждает праведного или невинного, и оправдывает неправедного или виновного: тот мерзок пред Богом.

В сем-то последнем смысле говорится об оправдании в нашем тексте и во всех тех местах Св. Писания, где речь идет об оправдании грешника пред Богом посредством заслуг Иисуса Христа. Человек оправдывается пред Богом не потому, чтобы в нем открывалась собственная его праведность, но потому что ему даруется прощение и вменяется праведность Сына Божия. Спрашивать, каким образом оправдывается грешник пред правосудием Божиим, значит спрашивать каким образом человеку прощаются его грехи, и по силе чего Бог поступает с ним, как с праведным, т.е. овсобождает его от наказания которое заслуживают его беззакония и являет ему Свою милость и любовь, так как бы он совсем не грешил? Такое учение об оправдании усматривается особенно в Посланиях Ап. Павла. Он объявляет торжественно, что Бог оправдывает нечестивого, который не делает добрых дел, а только верует в Него, вменяя ему веру его в праведность, и не вменяя ему грехов его: не делающему, говорит он, верующему же в оправдающего нечестива, вменяется вера его в праведность. Якоже и Давид глаголет блаженство человека, емуже вменяет Бог правду, без дел закона: блажени, ихже отпустишася беззакония и ихже прикрышася греси. Блажен муж емуже не вменит Господь греха (Рим. 4, 5-8).

Когда Апостолы проповедывали сие учение об оправдании верою: не понимавшие таинства Христовой веры злословили их и говорили, что они учат делать зло, как видно из слов Ап. Павла: и не якоже хулими, и якоже глаголют неции нас глаголати, яко сотворим злая, да приидут благая: ихже суд праведен есть (Рим. 3, 8). Ныне также есть много людей, которые соблазняются сим учением, не понимая оного. Все те, которые ищут праведности в законе, или в делах закона, и, не понимая правды Божией усиливаются поставить собственную свою праведность (Рим. 9, 30-32; 10, 3), с понятием оправдания соединяют обыкновенно понятие о внутренней перемене, производимой благодатию Божиею. В подтверждение своего мнения они приводят те места Св. Писания, в которых говорится, что верующие обновляются в своем уме, облекаются в нового человека, созданного по Богу в правде и преподобии истины, омываются банею пакибытия, и обновляются Духом Святым, получают от Бога новое сердце и новый Дух (Ефес. 4, 23. 24; Тит. 3, 5). Но никто из знающих истину Христову и Евангелие спасения (Ефес. 1, 13) и не отвергает сего. Мы также уверены, что действие благодати Божией в душах верующих не остается тщетным и недейсвительным так, чтобы не производило никакой спасительной перемены в них. Мы также утверждаем и проповедуем, что человек возраждаемый силою благодати Божией из нечестивого и злаго, каковым был прежде, делается святым и праведным; совлекается ветхого человека и обновляется в нового; получает в душе своей живый отпечаток образа Божия; одним словом, делается новою тварию (2 Кор. 5, 17), по выражению Апостола, и достигает наконец такого совершенства, какого не имел бы и первый Адам, еслибы он и остался непоколебимым в первоначальной своей невинности. Да и как можно быть христианином, т.е. членом таинственного тела Христова, не имея действительной праведности и святости? Ибо Слово Божие объявляет положительно, что кто не одушевляется духом Христовым, тот и не есть христианин; и напротив кто соединен со Христом внутренно: тот есть новое творение. Аще кто Духа Христова не имать, говорит Апостол, сей несть Егов (Рим. 8, 9). И в другом месте: аще кто во Христе нова тварь (2 Кор. 5, 17).

При всем том мы говорим смело, с проповедниками Евангелия Христова, что Бог оправдывает нечестивого, который не делает дел закона, а не праведного, который творит оныя; что сие оправдание нисколько не зависит от дел закона; что делами закона никто не может оправдаться пред Богом, и что полагающиеся на дела закона, по объявлению Ап. Павла, находятся под проклятием (Рим. 4, 5; 3, 20-28; Гал. 2, 16; 3, 10).

Как же, скажете вы, человек грешник может сделаться праведным пред Богом. Как может он придти в такое состояние, чтобы Бог поступал с ним, как с праведником? Делами закона он не может достигнут сего. Одна вера в Иисуса Христа может поставить его в сие спасительное состояние.

В отношении к деятельности, человек должен быть рассматриваем в двояком состоянии, — в состоянии естественном и в состоянии благодатном. Состоянием естественным мы называем то состояние, в котором люди раждаются и живут до того времени, как Бог призывает их к себе и возраждает их Своим Словом и Духом. Состоянием благодати напротив называется то состояние, в которое они приходят быв возбуждены действием силы Божией и обращены действительно к познанию Его. В первом состоянии человек не только не делает добрых дел, которыя бы доставляли ему оправдание пред Богом, но и не может делать. В сем состоянии Слово Божие называет его рабом греха, проданным под грех, чтобы твоить похоти онаго; чадом гнева по естеству; зачатым во грехе и рожденным в беззаконии (Рим. 6, 17-22; 7, 14; Ефес. 2, 3; Пс. 50, 7). Оно объявляет повсюду, что человек естественный пьет беззаконие, как воду; стремится своими мыслями и своею волею ко злу: имеет сердце каменное; находится во вражде с Богом; не покоряется Его закону, да и не может покоряться (Рим. 5, 10; 8, 7). Кратко сказать, в отношении к вещам духовным и божественным, он остается мертвым по причине грехов и преступлений (Ефес. 2, 1); почему Ап. Павел и объявляет, что между естественными человеками нет ни одного, который бы знал Бога и искал Его. Несть праведен никтоже. Несть разумеваяй, и несть взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе непотребни быша; несть творяй благостыню, несть даже до единого (Рим. 3, 10-12). Если же так глубоко повреждено естество человеческое, то каких добрых дел можно ожидать от него? Не говорит ли Сам Спаситель, что древо злое и плоды творит злы? (Мф. 7, 17). Итак дела творимыя человеком в естественном состоянии, как бы ни казались благовидными и похвальными в глазах мира, не имеют никакого достоинства пред Богом, и не могут доставить ему ни малейшего оправдания пред праведным Судиею всей вселенной.

Но можно ли то же сказать о тех делах, которыя творит человек в состоянии благодати, по своем покаянии и обращении? Сии дела, без сомнения, имеют преимущество пред теми, которыя человек делает в состоянии естественном, до своего покаяния и обращения: но они не составляют заслуг, которыя бы давали ему право на награду от Бога, и не могут быть причиною его оправдания пред Богом.

Никогда не было и не может быть такого человека, как бы ни был он просвещен и освящен благодатию, который бы оказывал Богу совершенное послушание; который бы исполнял Его волю так, чтобы не позволял себе никакого действия, противного Его закону и воле. Естество человеческое повреждено в самом основании. Оно исправляется и освящается благодатию Божиею постепенно и с великими затруднениями. Только по всеобщем воскресении, когда тление и гниение истребить в нас совершенно греховную заразу, человек в состоянии будет сказать: где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа? Жало же смерти, грех; сила же греха, закон (1 Кор. 15, 55-56). Но доколе остается он еще в смертном теле, жало греха не престает безпокоить его. В душах благодатствованных грех не господствует, как в человеках плотских и естественных; но он дает себя чувствовать им, и более или менее сообщает свой яд всем их действиям. Отсюда происходит, что самые святые воздыхают под тяжестию своей греховности и при виде своего повреждения. Так Ап. Павел вопиет: не еже бо хощу доброе, творю: но еже исхощу злое, сие содеваю. Вижду ин закон во удех моих противу воюющ закону ума моего, и преняющ мя законом греховным, сущим во удех моих. Окаянен аз человек: кто мя избавит от тела смерти сея? (Рим. 7, 19. 23. 24). Тоже подверждает и Ап. Петр, когда говорит: возлюблении, не дивитеся еже в вас раждежению ко искушению вам бываему, яко чужду вам случающуся (1 Петр 4, 12). И сие говорит он таким душам, которыя находятся в состоянии благодати, и приобщаются Христовым страстем(Ст. 13). Ап. Иаков, говоря об общей наклонности верующих ко греху, неисключает из оной и себя: много согрешаем вси, говорит он (Иак. 3, 2). Но вам известно, слушатели, что не много надобно иметь грехов, чтобы быть осуждену пред Богом. Закон Божий произносит проклятие на всякое худое действие; проклят всяк, говорит он иже не пребудет во всех писанных в книзе законней, яко творити я (Гал. 3, 10). Довольно одного греха, чтобы подвергнутсья осуждению и погибели. За что Адам изгнан из рая? За что вся земля подверглась проклятию? За что весь род человеческий погряз в повреждение и бедствия? Не за то ли, что праотец наш согрешил только однажды? Притом надобно заметить, что сделанный им грех не был из числа тех, которые мы обыкновенно называем великими грехами. Он вкусил только однажды от запрещенного плода, — и сим одним прегрешением во вся человеки вниде осуждение (Рим. 5, 18. 12). Так-то справедливо то, что говорит Ап. Иаков в сих словах: иже весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен (Иак. 2, 10). Если прибавить к сему еще то, что закон Божий произносит осуждение и проклятие не только на всякое худое дело, но и на всякое худое даже праздное слово, на всякую худую мысль и на всякое худое желание (Мф. 12, 6; Мк. 7, 21-23; Мф. 5, 28); то всякий, по необходимости, должен увериться, что делами закона никто не может оправдаться пред Богом, и что всякий, даже самый святейший, по понятию нашему, человек долже невольно воззвать с Давидом; не вниду в суд с рабом твоим, Господи; аще низриши беззакония, кто постоит у тебе (Пс. 142, 2).

Итак надлежит, чтобы род человеческий или погиб под тяжким и несносным бременем повреждения и грехов, или был оправдан и спасен безконечным милосердием всемогущего, всеблагого и премудрого Бога; и он действительно оправдан и спасен сим милосердием. Благодатию есте спасени, чрез веру, говорит Апостол, и сие не от вас, Божий дар; не от дел, да никтоже похвалится (Ефес. 2, 8-9).

Здесь, может быть, скажет кто-нибудь: прилично ли Богу поступать с грешниками, как с праведными, — Богу, Который столько же правосуден, как и милосерд? Как может Он прощать нам грехи, когда на каждой странице Своего слова объявляет нам, что Он не оставит греха без наказания? На сие мы скажем, что правосудие Божие действительно не позволяет Ему оставит грех без наказания, не потому, чтобы Он хотел слепо мстить грешнику за оный и защищать Свою славу, подобно людям, но потому, что Он любит правду, которая требует, чтобы установленные Им законы были свято соблюдаемы, и чтобы нарушение их строго было наказываемо. Но поелику Он не только безконечно милосерд и правосуден, но и безконечно премудр: то Его безконечная премудрость нашла в предвечном Совете чудное средство, согласить правосудие с милосердием. Сие средство есть удовлетворение, доставленное правосудию Божию Единородным Сыном Его Иисусом Христом. Что же сделал сей Спаситель погибшего человечества? Чтобы открыть путь к нам милосердию Отца Небесного, который преграждало Его правосудие, Он поставил Себя на место нас грешников; принял на Себя нашу плоть; исполнил за нас весь закон; взял на Себя все наши грехи без всякого исключения, и претерпел за оные на кресте все наказания, которыя мы заслуживали за оныя. Удовлетворив таким образом вполне правосудию Божию, Он обезоружил оное совершенно, и доставил милосердию Божию полную свободу изливаться на нас. Из Св. Писания мы видим, что как перенес Бог грехи наши на возлюбленного Своего Сына Иисуса Христа (Ис. 53, 48); так перенес Он праведность Его на нас; и как Христос, по выражению Ап. Павла, сделался как бы грехом и клятвою за нас (1 Кор. 5, 21; Гал. 3, 13; 1 Кор. 1, 30): так мы сделались в нем праведностию и благословением (1 Кор. 1, 30): т.е. как Отец Небесный вменил Иисусу наши грехи, подвергнув Его и наказанию за оные так, как бы Он Сам сделел оные: так вменяет Он нам Его праведность, его святость, и то удовлетворение, которое Он доставил правосудию Божию, так как бы мы сами сделали оное. Вот в чем состоит Евангельское учение об оправдании нас верою в заслуги Христовы!

Сие утешительое учение возвещается нам в безчисленных местах Евангелия. В нем объявляется нам положительно, что мы оправдываемся даром по благодати Божией, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления (Рим. 3, 24); Что Христос искупил нас от клятвы или проклятия закона, став за нас клятвою (Гал. 3, 13); что в нем имеем мы искпление кровию Его, т.е. прощение грехов по богатству благодати Его (Ефес. 1, 7); что Он есть Ходатай или Посредник между Богом и человеками, предавший Себя для искупления всех (1 Тим. 2, 5-6); что кровь его очищает нас от всякого греха, и что кроме Его ни в ком другом нет для человека оправдания и спасения (1 Ин. 1, 7; Деян. 4, 11).

Как же утешительно, слушатели, для нас грешников знать, что мы имеем такого Спасителя, Который снял на Себя все наказания, которыя мы заслуживали, и усвоивает нам Свою праведность Свою святость, Свои страдания и все Свои заслуги! Какой мир, какую радость поливает в душу одна мысль, что там, превыше небес, мы имеем такого Ходатая, Который защищает и оправдывает нас пред престолом Бога Судии и Ревнителя, представляя Ему Свое послушание, Свою святость, Свои страдания и Свою смерть!

Но что требуется с нашей стороны к тому, чтобы заслуги Иисусовы были усвоены нам и соделались в нас действительными? Одна искренняя, живая и деятельная вера. В деле нашего оправдания теснейшим образом соединены между собою сии три вещи: смерть Господа Иисуса Христа, благодать Бога Отца и вера человека грешника. Смертию Христовой приобретена нам праведность или оправдание; благодать Божия дарует нам оное; а вера принимает. Если бы Христос не удовлетворил за нас правосудию Божию, то сие правосудие не позволило бы Богу явить нам Свою благодать; и если бы благодать Божия не приняла участия в деле нашего оправдания, чтобы приложить и усвоить нам то, что претерпел за зас Христос: то Его удовлетворение осталось бы для нас безполезным; и наконец если бы мы не поверили обетованиям Божиим; то Его благодать не была бы сообщена нам; ибо вера есть такое усвоение, которого Бог непременно требует от нас в Своем завете, и без которого сей завет не может состояться.

Приидите убо все, чувствующие себя неправедными пред Богом, и желающие быть оправданными пред престолом Его правосудия, — приидите к праведнику Иисусу, единственному Ходатаю между Богом и человеками; примите живою верою Его Евангелие, возвещающее вам прощение всех ваших грехов и примирение с Богом, — и вы действительно облекетесь праведностию Его, очиститесь кровию Его от всех ваших нечистот, освятитесь Духом Его, и уверитесь собственным опытом, подобно Апостолу Павлу, что нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе (Рим. 8, 1). Аминь.