Поучение протоиерея Иоанна Поспелова (+1910г.) в неделю Святых Отец в Никеи.


Поучение протоиерея Иоанна Поспелова (+1910г.) в неделю Святых Отец в Никеи.

     Нам нужно твердо держаться Святой Веры Православной и жить по ней.

     Воспоминаем сегодня, православные, одно весьма важное событие в св. Церкви Христовой, — собрание св. отец из всех концев христианского мира на совещание в город Никею, или воспоминаем о первом вселенском соборе. Этот собор был по следующему случаю. В начале 4-го века по рождестве Христовом явился в городе Александрии один учитель Арий, который нечестиво думал и учил, что Иисус Христос Спаситель наш не Сын Божий, не Бог, а сотворен Богом, хотя сотворен прежде всех тварей и сам Он выше всех тварей. Так как Арий был умный человек и умел красно говорить; то его безбожное учение начало распространяться, им были заражены многие; и истенные христиане слишком возмущены были от этого безбожного учения. Поэтому св. равноапостольный царь греческий Константин положил созвать вселенский собор, или по возможности из всех мест вселенной созвать пастырей и учителей, которые бы сообща рассмотрели новое учение Ария на соборе, как некогда св. апостолы рассмотрели и отвергли учение об обрезании язычников, желавших принять Христову веру. И вот, в город Никею собралось одних епископов 318, кроме других низших священнослужителей; на этом соборе были многие святые; в числе их были: известный нам святитель Николай Чудотворец, святой Афанасий Великий и другие. По рассмотрении учения Ария, оно, как противное слову Божию, как нечестивое было осуждено св. отцами собора: и здесь же составлены были первые семь членов символа веры, а именно учение о первом и втором лице Пресвятыя Троицы; о Боге Отце и о Боге Сыне Божием. Это было назад тому более полуторы тысяч лет и именно в 325 году по рождестве Христовом. И с тех пор символ веры, дополненный на втором вселенском соборе учением о Святом Духе и о проче, неизменно сохраняется всею истинною церковью Христовою.
    Особенно отрадно вспомнить о торжественном, вселенском соборе св. отцев церкви нам, слушатели, нам православным; потому что мы свято и неизменно сохраняем св. веру Христову, которую передали нам св. Апостолы и их преемники св. Отцы; вот, мы каждую литургию слышим пение того самого символа веры, который был состален на первом и втором вселенских соборах. Мы не хотим следовать другому учению, а тому, которое передали нам святые апостолы; мы твердо помним грозное слово св. Апостола Павла: если бы даже мы, или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали, да будет анафема (Гал. 1, 8). Новое учение, выдуманное человеком, как бы умно и повидимому истинно ни было, все оно не может быть умнее и истиннее учения св. апостолов, просвещенных Духом Святым. Правда, несоблюдающие учения св. апостолов, говорят, что они соблюдают слово Божие, что они веруют и поступают, как научил сам Спаситель с св. апостолы. Но ведь и нечестивый Арий тоже говорил, и толкуя слово Божие по своему, а не так, как учили пастыри и учители святыя церкви, впал в великое заблуждение, думал, что Спаситель не Бог, и осужден за это св. церковью Христовою. Во многия заблуждения впадают и те люди, которые хотят объснять слово Божие по своему уму, а не по руководству св. Церкви, не так, как объясняли оное преемники св. апостолов, святые отцы. Посудите сами, слушатели, чьему учению нам нужно следовать? Учению ли мужей апостольских св. отцев, учению ли св. Церкви православной, коим спаслось безчисленное множество святых святителей, мучеников, преподобных, или же учению какого либо расколучителя, или Лютера, которого сами же последователи не признают святым? Того ли учения нам нужно держаться, которое содержали святители Христовы: Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Николай Чудотворец, великомученики: Георгий, Феодор, преподобные; Антоний Великий, Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский и многие другие, или же тому учению, последователи которого не могут указать ни на одного святого, который бы был прославлен за свою веру и св. жизнь?... Какое же это святое учение, которое не освятило ни одного человека?
    Но, дорожа своею неоцененною св. верою православною, сердечно радуясь тому, что мы православные, что мы содержим ту именно веру спасительную, которую передал нам сам Христос и св. апостолы, никогда, слушатели, не забудем слов Христовых: не всякий говорящий Мне: Господи, Господи! войдет в царство небесное, но исплняющий волю Отца Моего небесного (Матф. 7, 21), не забудем и слов св. апостола: не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут (Рим. 2, 13); нам не поможет и св. вера православная, если мы не будем твердо держаться оной и свято исполнять, что она повелевает нам, потому что вера, если не имеет дел, мертва сама по себе, говорит св. апостол Иаков (Иак. 2, 17). Покажем же, други мои, свою истинну веру, своими добрыми, святыми делами, покажем своим смирением, своею чистою любовью и благожеланием всем ближним, своею честностью, своею трезвостью, вообще всем своим добрым поведением покажем раскольникам и иноверцам, что мы правосланвые Христиане, что мы не напрасно носим высокое имя православных: не попустим, чтобы за наше худое поведение хулилась наша чистейшая, святая вера; большой нам грех будет, если мы это допустим. Аминь.


1885г.