СЛОВО МИТРОПОЛИТА ГРИГОРИЯ (ПОСТНИКОВА), НОВГОРОДСКОГО И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО (+1860Г.)
В НЕДЕЛЮ ПРЕД ВОЗДВИЖЕНИЕМ ЧЕСТНОГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.

К чему обязывает нас то благодеяние Божие, что к нам послан Сын Божий

Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).

Взирая чистым оком на то, что Господь Бог сделал и делает для нас, людей, мы не можем иначе отозваться о нашем Господе Боге, как согласно со святым апостолом Иоанном: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8. 16). Ибо куда ни посмотрим —везде видим Божии благодеяния, совершенно удостоверяющие нас в том, что Бог преисполнен к нам любви. Все, что мы имеем, или когда-либо имели, или будем иметь, все, не исключая ничего нам принадлежащего: ни родителей, ни родственников, ни начальства, ни друзей, ни имущества, ни самой нашей жизни, — все это есть Божий дар, все это есть Божие благодеяние.

Но все Божии благодеяния, показывая Божию к нам любовь, не показывают великости этой любви в такой чрезвычайности, в какой показывает ее ниспослание к нам Сына Божия Иисуса Христа. Пред этим Божиим благодеянием пред посланием Сына Божия Иисуса Христа в мир — все другие Божии благодеяния как бы теряют свое имя. Святой апостол Иоанн, указывая на это Божие благодеяние, говорит так, что как бы только в том любовь Божия к нам открылась... что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него (1 Ин. 4, 9). И Сам Сын Божий, желая показать величие любви, по которой Он послан в мир от Своего Отца Бога, употребляет самый напряженный образ выражения: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (Ин. 3, 16). Это Божие благодеяние так велико, что большего благодеяния Господь Бог даровать нам не может.

К чему обязывает нас это Божие благодеяние? Останавливаюсь на этом важном вопросе и хочу дать на него ответ.

Благодеяние, от кого бы оно ни было нам оказано, всегда требует от нас благодарности. Чем больше полученное нами благодеяние, тем большую мы обязаны воздавать и благодарность. На никакое благодеяние не может сравниться с тем благодеянием, что Бог послал в мир Своего Единородного Сына, Иисуса Христа. Как несчастен был бы весь человеческий род, если бы Бог не послал к нам Своего Единородного Сына! После грехопадения наших прародителей, Адама и Евы, очень скоро распространилось во всем человеческом роде величайшее развращение нравов. История постоянно свидетельствует, что во всех людях, произошедших от наших прародителей, свирепствовали зависть, гнев, злоба, мщение, сладострастие, роскошь, лесть, гордость, клевета, несострадательность — словом, бесчисленное множество самых грубых и пагубных пороков. И против такого развращения человеческого рода оставались бессильными все принятые от Господа Бога меры. Ни закон, ни пророки, ни Божии угрозы, ни страшные Божии казни не исправляли человеческого сердца. Чем больше проходило времени, тем сильнее, наглее и повсеместнее становилось зла. Что было бы с людьми теперь, если бы Сын Божий не пришел на землю? Все мы в жизни ужаснейшим образам мучили бы себя самих и друг друга, и все были бы осуждены по смерти на вечные муки, ибо бесконечное правосудие, которым Бог награждает добро и наказывает зло, не могло допустить таких людей в свое вечное, блаженное Царство. Как могут блаженствовать люди, у которых пылает ад в собственной груди? Наша участь была бы одинаковой с участью развратителя наших прародителей диавола. Но Бог отец не допустил нас до такого ужасного состояния: Он послал в мир Своего Возлюбленного Сына, Иисуса Христа, Бога, с тем, чтобы Он избавил нас от греха, освободил от вины и наказания за грехи, обратил наше сердце к Богу и сделал нас святыми и непорочными в любви (Еф. 1, 4). Несказанное благодеяние! За это благодеяние нам должно крайне и вечно благодарить Господа Бога. Кто остается при таком Божием благодеянии без благодарности, тот недостоин даже имени человека.

Впрочем, истинная благодарность Богу за Его благодеяния, особенно за означенное Его величайшее благодеяние, должна состоять не столько в словах, сколько в употреблении полученного благодеяния по Божией воле. Ибо если и человеку, оказавшему нам благодеяние, бывает весьма противно, когда мы пользуемся его благодеянием как-нибудь во вред себе и другим, то тем более противно Господу Богу, если мы не пользуемся этим Его величайшим благодеянием так, как угодно Ему.

Как же угодно Богу, чтобы мы пользовались Его благодеянием? Слово Божие непременно прежде всего требует от всех желающих принять участие в благах, дарованных нам в Иисусе Христе, чтобы они веровали в Иисуса Христа. Бог, — говорит Сам Сын Божий, — отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Но истинно веровать в Иисуса Христа не значит только признавать за истину то, что Он сказывал о Себе, о Своем Боге Отце, о Святом Духе, чему Он учил и чему велел учить по Своем вознесении Своим апостолам и Своей Святой Церкви, но, кроме сего, и жить по Его учению. Кто только слухом принимает учение Иисуса Христа, а не сердцем и не живет по Его учению, у того вера, как говорит святой апостол Иаков, мертва и не может спасти (Иак. 2, 14. 17). Во Христе Иисусе,говорит святой апостол Павел, ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь (Гал. 6, 15), то есть человек, преобразованный по учению Господа. И именно только над сими, сделавшимися новой тварью, как далее говорит святой Апостол, мир и милость Божия (Гал. 6, 16). Таким образом, если хотим воспользоваться величайшим благодеянием, доставленным нам в Иисусе Христе, то есть если хотим посредством Иисуса Христа спастись, то нам должна веровать в Иисуса Христа верой живой; Его учение всегда и везде должна служить для нас единственным правилом нашей жизни, и старание жить по этому правилу нам должно, при всех обстоятельствах нашей жизни, признавать самым важным и ни в каком случае неотменяемым нашим делом.

Итак, братья, не обольщайтесь! Кто из нас не живой верой верует в Иисуса Христа, тот не будет участвовать в благах, приобретенных нам Иисусом Христом. Кто из нас не живой верой верует, для тога величайшее Божие благодеяние — пришествие Иисуса Христа в мир, Его страдание и смерть — не на спасение, а на суд — на суд еще в здешней жизни. На какой суд? Суд же состоит в том, — сказал Господь, — что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет (Ин. 3, 19). Явившийся в Иисусе Христе свет для них не только неприятен, но и нетерпим. Они ненавидят этот свет, потому что любят зло, а делать зла при свете даже и мир признает неприличным. Они ходят и любят ходить во тьме, то есть делают и любят делать зло. Что же это за состояние, если не состояние осуждения? Удаляйтесь от близкого общения с великим множеством христиан, не имеющих истинно христианской, живой веры! Оживляйте и укрепляйте свою веру в Господа и твердо держитесь веры! Без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11, 6)!

Аминь.