СЛОВО МИТРОПОЛИТА ГРИГОРИЯ (ПОСТНИКОВА), НОВГОРОДСКОГО И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО (+1860Г.) В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ОТЦОВ VII ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА.

Что значит знать Бога и Иисуса Христа и как истинное познание Бога и Иисуса Христа доставляет живот вечный

Се есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога и, Егоже послал еси Иисуcа Христа (Ин. 17, 3).

Так сказал Иисус Христос в Своей молитве к Отцу Богу пред Своим крестным страданием. Эти слова совершенно ясно показывают нам, что живот вечный, о котором так часто Иисус Христос говорил, к которому непрестанно всех призывал и который в словах Его ясна означал самое высшее блаженство, блаженство в собственном смысле, — есть следствие только истинного познания Бога Отца и Его Самого — Сына вечного Отца, нашего Господа.

Что значит знать единого истинного Бога и Иисуса Христа? И как истинное познание Бога и Иисуса Христа доставляет нам живот вечный — вечное блаженство? Эти вопросы стоят того, чтобы все обратили на них полное внимание.

Что значит знать Бога? Знать Бога не значит знать Его существо. Существа Божия не знает никто. Ибо святой Апостол сказал: Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видели и видеть не может (1 Тим. 6, 16). Таким образом, кто говорит, что он знает Бога по Его существу, тот лжет.

Знать Бога не значит только веровать в Единого Бога. Ибо некоторые и из языческих мудрецов постигали, что Бог есть един; но имели ли они живот вечный? — Нет! Святой Апостол говорит, что язычники мертвы (Еф. 2, 1; Кол. 2, 13), а в мертвых какой живот?

Бога знает только тот, кто верует в Иисуса Христа и поэтому имеет о Боге такие сведения, какие доставлял нам Иисус Христос. Ибо Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть, сказал Иисус Христос (Мф. 11, 27).

Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил, — говорил святой евангелист Иоанн (Ин. 1, 18). А Иисус Христос говорил, что Бог есть наш Отец (Мф. 5: 16, 48); что Он есть Дух всесовершенный (Ин. 4, 24); что Он крайне любит нас (Ин. 3,16), непрестанно благодетельствует всем нам (Мф. 5, 45) и сильно желает, чтобы все мы спаслись (Иез. 33, 11; Ин. 3, 16); что Он, управляя всей вселенной (Рим. 11, 36), действует так, чтобы все в ней способствовало нам во благо (Рим. 8, 28); что, впрочем, за все Свои благодеяния Он не требует от нас ничего кроме того, чтобы мы поклонялись Ему в духе и истине (Ин. 4, 24), любили Его (Мф. 22, 37), благодарили Его (Ак. 17, 17-18), уповали на Него (Мф. 6, 25-32), исполняли волю Его (Мф. 6, 10), потому что кто не исполняет Его воли, тот не может быть в Его блаженнейшем вечном Царстве (Мф. 7, 21).

Иисуса Христа знает тот, кто признает Его Тем, за Кого Он объявлял Себя. А Иисус Христос сказал о Себе, что Он есть Единородный Сын Божий (Ин. 3: 16, 18), имевший славу прежде бытия мира (Ин. 17, 5); что Бог Отец послал Его к нам, людям, для нашего спасения (Ин. 3, 17; Лк. 9, 26); что именно Он имеет власть отпускать нам наши грехи (Лк. 5, 24) и пришел, да спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1, 21); что нам должно покаяться (Мк. 1, 15), веровать в Него (Ин. 14, 1) и исполнять слово Его (Ин. 8, 31); что, не веруя в Него, мы не можем спастись (Ин. 3, 18; ср.: Ин. 15, 5-6); что кто не верует в Него и не живет по Его учению, того Бог не принимает в Свое вечное Царство (Мф. 7, 21) и что поэтому нам непременно должно веровать в Него, слушать Его, узнать Его учение и жить по Его учению.

Кто так знает Бога Отца и Иисуса Христа, Его Единородного Сына — Бога, тот в самом деле еще в настоящей жизни может иметь залог живота вечного. Ибо если мы а самом деле имеем о Боге такие мысли, что Он есть наш Отец, и в истине наших мыслей совершенно уверены, то не можем не согласиться, что все люди на земле суть одна семья; что все мы братья и сестры; что вся земля есть как один дом Божий и что поэтому нам должно любить друг друга, как любят друг друга братья и сестры. Ибо если Бог есть наш общий Отец, то как все мы не одна семья? Как все мы не братья и сестры? Как наша земля не один дом? А если мы подлинно все братья и сестры, Бог же — общий наш Отец — крайне любит всех нас, то можем ли мы не любить друг друга, как любят друг друга братья и сестры? Не можем! По крайней мере, не должны! Ибо что за братья, что за сестры, если они не любят друг друга? Такие братья — не братья, и сестры — не сестры!

Если мы в самом деле питаем такие мысли, что Бог всем управляет в созданной Им вселенной и действует так, чтобы всё в ней споспешествовало нам во благое, и в этих наших мыслях совершенно уверены, то не можем не быть уверенными и в том, что всё случающееся на земле с нами, с нашими братьями и сестрами, с нашим жилищем, с нашим имуществом есть дело или попущение самого Бога — дело или попущение Бога именно с тем, чтобы отвязать нас от земли и привязать к Себе и таким образом доставить нам Свое Небесное Царство. Ибо мы часто глупы до того, что любим себя, братьев, сестер, имущество и т. п. гораздо более, нежели Самого Господа Бога. Но это весьма грешно: наше сердце должно быть там, где наше истинное сокровище (Мф. 6, 21) — наш Господь Бог. Как Ему не вразумлять нас!

Если мы так мыслим об Иисусе Христе, что Он имеет право прощать нам грехи и спасать нас от грехов, то, хотя и согрешаем, не спрашиваем с мучительным беспокойством, что нам делать, чтобы Господь Бог снова принял нас в Свое благоволение. Ибо знаем, что Иисус Христос есть Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1, 29); знаем, что если искренно раскаиваемся в грехах и полагаем твердое намерение уже не грешить, то Он прощает нам наши грехи посредством священников. Мы тотчас обращаемся к священнику, приносим покаяние, получаем разрешение — и в наше сердце вселяется глубокий мир.

Если мы так мыслим о Боге, как научил нас Иисус Христос, то не только не боимся смерти, но и радуемся ей, потому что только смерть вполне соединяет нас с крайне любящим нас Богом. Как радуются дети, когда после долгой разлуки с родителями возвращаются в дом своего отца и своей матери? Так радуются и истинные христиане, когда приближаются к смерти. Тело раба Христова изнемогает и разрушается, но душа его всегда бодра и тем сильнее порывается к Богу

О, если бы все вы, братья, имели такое познание Бога и Иисуса Христа! При таком познании вы всегда думали бы «Бог есть наш отец», и тогда никакое несчастье, никакая скорбь не в силах были бы привести вас в уныние и сделатъ вашу жизнь тягостной. При таком познании вы думали бы «должно исполнять учение Христово» — и поэтому всегда старались бы жить по Его учению, а не так, как самим хочется или как хотят другие. При таком познании, как бы вы ни согрешили, питали бы себя надеждой на милосердие Божие, зная, что Иисус Христос есть Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира, и что Он для того и пришел в мир, чтобы избавить нас от греха, и посему никогда не впадали бы в отчаяние, но всегда, как скоро нужно, тотчас обращались бы к Нему с сердечным покаянием и получали бы прощение грехов.

Приобретайте такое познание! Такое познание расположит всех вас истинно, сердечно и вполне любить Господа Бога, любить возлюбленного Сына Его Иисуса Христа, любить взаимно друг друга и проводить жизнь святую; а святая жизнь есть, как истинное благочестие (1 Тим. 4, 8), залог и начала живота вечного.

Аминь.