ПРОПОВЕДЬ МИТРОПОЛИТА ГРИГОРИЯ (ПОСТНИКОВА), НОВГОРОДСКОГО И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО (+1860 Г.) ВО СВЯТУЮ И ВЕЛИКУЮ СУББОТУ. 

Что такое человек ветхий и новый

Ветхий наш человек распят с Ним [со Христом] (Рим. 6, 6).

Вот, между прочим, слова, какие святой Апостол сегодня дает нам для размышления. Эти слова в свое время он написал о христианах в Риме. И мы все христиане — следовательно, эти слова с одинаковым правом должны быть сказаны и о нас. И наш ветхий человек должен быть распят со Христом. Притом распятый Господь особенно сегодня перед нашими глазами, поэтому и означенная наша обязанность должна быть чувствуема нами особенно сегодня. Вникнем в означенные слова святого Апостола.

Что такое человек ветхий? Святой Апостол противополагает его человеку новому. Так он пишет к ефесянам: вы... научились... отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях... и облечься в нового человека (Еф. 4, 21-22, 24), и показывает, что этот ветхий человек не есть какой-нибудь один известный человек, но всякий человек, истлевающий в обольстительных похотях (Еф. 4, 22). Какие это обольстительные похоти? Святой Апостол называет их похотями плоти. Мы все жили некогда (то есть когда еще не были обращены в христианство) по нашим плотским похотям, — говорит он тем же ефесянам (Еф. 2, 3). А эта плоть, по утверждению того же святого Апостола, такова, что в ней не живет доброе, но живет грех (Рим. 7, 17-18), и человек, носящий эту плоть, называется плотяным (Рим. 7, 14), помышляет только о плотском (Рим. 8, 5), Богу не только не угождает, но и не может угождать (Рим. 8, 8), потому что плоть желает противного духу (Гал. 5, 17; см. также: 1 Пет. 2, 11), а плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут (Рим. 8, 7).

Итак, ветхий человек есть человек, отвратившийся от Бога и весь обратившийся к земле и к земному. У этого ветхого человека есть глаза только для предметов земной жизни, и он смотрит только на них; есть уши для слушания только о предметах земной жизни, и он слушает только то, что говорится, читается или пишется о них; есть сердце, расположенное любить только земные радости и удовольствия, и оно только это и любит; есть ум только для потребного в земной жизни, и он понимает, знает, рассматривает и изобретает только то, что доставляет удовольствие в земной жизни, облегчает в ней труды или отвращает то, что может служить препятствием к земным удовольствиям. Этот ветхий человек живет обыкновенно в семи смертных грехах, которые суть: гордость, скупость, блуд, зависть, объедение, памятозлобие, леность и которые называются смертными потому, что они преданных им лишают жизни вечной (Гал. 5, 19-21). Ветхий человек обыкновенно бывает без Бога в мире (Еф. 2, 12) и хочет быть великим, сильным, славным и богатым только здесь; ищет жизни веселой, исполненной чувственных удовольствий; всякому, кто удобнее его может удовлетворять своим страстям, он завидует; на всех, препятствующих удовлетворению его страстям, он злобствует и никак не может перестать злобствовать до тех пор, пока они не перестанут препятствовать ему в том, а до тех пор он почитает их своими врагами. О спасении своей души он не думает, а поэтому не думает и о Спасителе. У этого ветхого человека никогда нет желания сделать чистое добро или сказать справедливое слово без каких-либо земных видов; он непрестанно лжет, непрестанно в маске и не боится Бога, а боится только мирского бесчестия, потери мирских благ и смерти. Этот ветхий человек есть наша естественная, не обновленная Божией благодатью природа. И этот ветхий человек подлинно ветх, весьма стар, потому что живет в человеческом роде и внутри каждого человека с самого падения Адама в раю. Этого ветхого человека, по заповеди святого Апостола, должна совлечь нам, сбросить с себя, как старое, негодное платье, или, как иначе выражается святой Апостол, должно распять его, ибо все, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24).

Кто распинает в себе свою плоть, своего ветхого человека, то есть всемерно, всем своим существам удаляется от всякого греха: от гордости, злобы, зависти, жадности к земному имуществу, от любострастия, пьянства, зложелательства и т. п. — и предается Богу и Его воле, или Его святому закону: делается смиренным, кротким, искренним, нелицемерным, доброхотным, воздержанным и т. п., тот становится совершенно иным человеком — человеком новым. Этот новый человек получает новое зрение — и смотрит наипаче на вечность, а не на временное, как смотрел прежде; получает новый слух — и слушает наипаче слово Божие, а не пустословие мира, как слушал прежде; получает новое сердце — и любит наипаче небесное, а не земное, как любил прежде. Этот новый человек радуется наипаче о Боге Спасителе, о спасении своей души, о прощении грехов и о победе над плотью и ее похотями — радуется больше, нежели как прежде радовался полному удовлетворению своей плоти и всех страстей ее. Этот новый человек любит Бога больше всего, а ближнего — как себя и уже не любит, как прежде, только себя самого. Словам, у этого нового человека все новое: новое чувство, новое сердце и новый дух, который любит наипаче парить выше всего видимого к невидимому, к вечному, особенна к Богу, соединяется с Богом и живет в Боге. Только этот новый человек любезен Господу, ибо он, как выражается святой Апостол, создан по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4, 24).

Вот что такое человек ветхий и человек новый! И вот чего сегодня требует от нас святой Апостол! Он требует, чтобы мы сбросили с себя человека ветхого и облеклись в человека нового. Поэтому всякому из нас должно всемерно стараться, чтобы сделаться человеком новым, то есть получить новое чувство, новое сердце и новый дух. Потому что без этого нового чувства, сердца и духа все — мы люди крайне несчастные. Без этого нового чувства, сердца и духа все мы, созданные для Бога и вечности, пресмыкаемся только по земле и лижем пыль, как змий, служивший орудием к нашему развращению в прародителе; все мы, созданные для Бога и вечности, жаждем только кратковременного мирского довольства, завидуем друг другу, вводим друг друга в заблуждение, нередко отводим от истинной веры, укрепляем в неверии, мучаем друг друга, уродуем друг друга, тесним, преследуем друг друга и обращаем нашу и без того очень бедную землю в сущий ад!

Как Бог хочет спастись всякому человеку, как Христос принес Себя в жертву для всех людей, так и всякому из нас, по упомянутому учению святого Апостола, должно желать и всесильно домогаться, чтобы не только самому, но и всем ближним, близким и дальним, обратиться от тьмы к свету, от смерти к жизни и получить новое чувства, новое сердце, новый дух, достойный Бога Создателя и вечного Царства Божия.

Нового чувства, нового сердца, нового духа нам должно желать и домогаться как себе, так и всем нашим братьям, близким и отдаленным, особенно составляющим единую с нами Православную Христову Церковь. И как мы были бы блаженны, если бы такое наше желание исполнилось и такое наше домогательство достигло своей цели! Тогда какое прекрасное для неба и земли зрелище были бы наши духовные собрания! Тогда в наших храмах не было бы гнусных действий старой природы: бесчинного смеха, рассеянности, пустых разговоров и т. п., но наши души в Божиих храмах были бы заняты только молитвой, глубоким самопознанием, раскаянием; мы думали бы в них только о вечном спасении и стремились бы только к Богу. Тогда наш благочестивый пример в общественной жизни весьма спасительно и сильно действовал бы на небрежных о своем спасении, на нечестивых, на всех иноверцев и неверующих! Тогда сколько было бы в нашей земной жизни мира, согласия, любви и радости! И тогда как верно и несомненно все мы переходили бы из этой земной и часто очень скорбной жизни в жизнь небесную и блаженнейшую!

Нового чувства, нового сердца, нового духа всякому из нас должно желать себе и всем особенно сегодня, ибо сегодня вступаем мы в пресветлую радость о воскресении нашего Господа, которая, как радость о Господе и как плод духовный (Гал. 5, 22), не может быть иная, кроме как духовная и чистая. Особенно ныне святой Апостол побуждает нас, да ходим в обновленной жизни (Рим. 6, 4); и Святая Церковь целые десять прошедших недель преимущественно пред всем остальным временем года трудилась снять с нас ветхого человека и облечь в нового. 

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие Святого Духа да даст всем нам новое чувство, новое сердце и новый дух, да встретим и празднуем нашу Пасху в полной чистоте и истине (1 Кор. 5, 8).

Аминь.