СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ АНАТОЛИЯ МАЛИНИНА (+2004 Г.) НА ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ.
Преображение Господне в Фаворском свете.

 

    Господь, преобразившись на Фаворе, явил славу и сияние, и Он снова придет таким, каким Его увидели ученики на Фаворе. Будущее Царство Небесное — Царство света, где не будет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения... ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец (Откр. 21, 23). Где свет — там и красота. Абсолютный же свет есть абсолютно прекрасное, это Сам Бог, Бог есть Любовь в ее законченности, и она делает духовно прекрасной всякую личность. Венчающий Собою любовь Отца и Сына Дух Святый есть и предмет, и орган созерцания прекрасного. Вот почему аскетику как деятельность, направленную к тому, чтобы созерцать Духом Святым свет неизреченный, святые отцы называли не наукою, и даже не нравственной работою, а «искусством из искусств», «художеством из художеств». Писал об этом и отец Павел Флоренский.

    Аскетика создает не «доброго» человека, а прекрасного, и отличительная особенность святых подвижников — вовсе не их «доброта», которая бывает и у людей, не ведущих аскетический образ жизни, даже и у весьма грешных, а красота духовная, ослепительная красота лучезарной, светоносной личности. «Прекраснее же Христа — Единого безгрешного — ничего нет». О Боге как первоисточнике красоты говорит святой Дионисий Ареопагит. Получив бытие от истинной Красоты, природа во всех своих частях носит отблеск этой Красоты. Все, что Господь создал, было «добро зело», т.е. все творение Божие было весьма красиво. Даже само слово «космос» означает «красота». Но особенно блистали неземной красотой и светом ангельский мир и первый человек. Григорий Богослов называет первым светом Бога, вторым светом — ангела, а третьим светом — человека, он говорит: «Свет есть человек, что известно и язычникам».

    Сотворенный по образу Божию человек был подобен Богу и исполнен света. Но как только человек согрешил, Господь облек его в «кожаные одежды», и потерял он этот свет. «Когда человек преступил заповедь, — говорит святой Макарий Великий, — диавол всю душу его покрыл темною завесою. Посему приходит наконец благодать и совлекает все покрывало, так что душа, соделавшись уже чистою и восприяв собственную свою природу, это неукоризненное и чистое создание, всегда уже чисто и чистыми очами созерцает славу Истинного Света и Истинное Солнце Правды, воссиявшее в самом сердце. Как видимое око, будучи чистым, всегда видит солнце, так и ум, совершенно очистившись, всегда видит славу Света-Христа и с Господом пребывает день и ночь, подобно тому как Тело Господне, соединившись с Божеством, всегда сопребывает с Духом Святым. Но в сию меру не вдруг достигают люди, а только разве трудами, скорбию, великим подвигом».

    Господь наш Иисус Христос как Сын Божий, приняв человеческую плоть, соединил с Собою и восставил падшего человека, положил начало новому человечеству, стал новым Родоначальником, новым Адамом. На горе Фавор во время Преображения Христос показал Своим ученикам величие и славу нового человека. Еще в Ветхом Завете Господь просветил Своим Божественным светом Моисея пророка, когда тот получал закон Божий на Синайской горе. «И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот сияет лучами лицо его, и боялись подойти к нему... и когда перестал Моисей говорить с ними, то положил на лицо свое покрывало. Когда же входил Моисей пред лицо Господа, чтобы говорить с Ним, снимал покрывало, доколе не выходил. И видели сыны Израилевы, что сияет лицо Моисея, и Моисей опять полагал покрывало на лицо свое, пока не выходил говорить с Ним» (Исх. 34, 29-35).

    В Новом Завете многие святые сподоблялись Божественного озарения. Но более всех — Божия Матерь, Которая превзошла всех святых Своей чистотою, смирением и любовию к Господу Богу. Святой Дионисий Ареопагит, современник апостолов, посещал Иерусалим и видел Деву Марию. О своем впечатлении он пишет апостолу Павлу: «Исповедаю пред Богом, о славный учитель и путеводитель наш, что мне невероятным казалось, чтобы могло быть еще существо так обильно исполненное Божественной силы и дивной благодати, кроме Самого Высшего Бога. Но я видел не только душевными, но и телесными очами то, чего никакой ум человеческий постигнуть не может. Да! Да! Я видел собственными очами Богообразную и выше всех духов небесных Святейшую Матерь Христа Иисуса нашего. ...Когда Иоанн, верховный апостол... ввел меня пред лицо Богообразной и Пресвятой Девы, то меня озарил не только извне, но и внутри столь великий и безмерный свет Божественный и кругом разлилось столь дивное благоухание и ароматы, что ни тело мое немощное, ни даже дух мой не могли вынести столь чудных знамений и начатков вечного блаженства».

    Подвижники веры Христовой, исполненные Духа Святого, были озарены Божественным светом. Вот некоторые примеры. «Был авва, именем Памво, о котором рассказывают, что он три года молился Богу и говорил: "Подай мне славу на земле". Но Бог так прославил его, что никто не мог смотреть на лицо его по причине блеска, который он имел на лице своем. Говорили об авве Памво, что как Моисей получил образ славы Адамовой, когда прославилось лицо его, так и у аввы Памво лицо сияло, как молния, и он был, как царь, сидящий на престоле своем. Такой же был и авва Силуан, и авва Сисой».

    «Рассказывали об авве Сисое. Перед смертью его, когда сидели около него отцы, лицо его просияло, как солнце. И он говорит отцам: "Вот пришел лик Пророков". И лицо его заблистало еще сильнее. Потом он сказал: "Вот вижу лик Апостолов". Свет лица его удвоился, и он с кем-то разговаривал. Тогда отцы стали спрашивать его: "С кем ты, отец, беседуешь?" Он отвечал: "Вот пришли ангелы взять меня. А я прошу, чтобы на несколько времени оставили меня для покаяния". Старцы сказали ему: "Ты, отец, не имеешь нужды в покаянии. Он отвечал им: "Нет, я уверен, что еще не начинал покаяния". А все знали, что он совершен. Вдруг опять лицо его заблистало, подобно солнцу. Все пришли в ужас, а он говорит им: "Несите ко Мне избранный сосуд пустыни", — и тотчас предал дух и был светел, как молния. Вся храмина исполнилась благоухания».

    «Один из отцев рассказывал: некто встретился с аввою Силуаном и, увидев, что он лицом и телом светел, как ангел, пал на лицо свое. И говорил при сем, что и некоторые другие старцы имели сей дар».

    «Один брат, пришедши в скит, к келье аввы Арсения, посмотрел в дверь и видит: старец весь как бы огненный. Брат сей достоин был видения. Когда он постучался, старец вышел и, видя брата как бы в ужасе, спросил его: "Долго ли ты стучался? Не видел ли чего здесь?" Брат сказал ему: "Нет". Побеседовав, старец отпустил его».

    Все эти примеры взяты из жизни древних христианских подвижников, которые жили в Египте в начале IV века. В течение двухтысячелетней истории христианства многие подвижники сподоблялись такого светлого озарения, среди русских подвижников наиболее известен этим преподобный Серафим Саровский. Один из учеников преподобного Серафима Н.А. Мотовилов спросил его о цели человеческой жизни. Святой объяснял ученику, что вся цель христианской жизни и всех подвигов христианских состоит в стяжании Духа Святого. Мотовилов недоумевал, как же узнать, что находишься в Духе Святом. В своих воспоминаниях он рассказывает: «Тогда отец Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне: "Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою! Что же ты не смотришь на меня?" Я отвечаю: "Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз Ваших молнии сыпятся. Лицо Ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!.." Отец Серафим сказал: "Не устрашайтесь, Ваше боголюбие, и Вы теперь сами так же светлы, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе Вам нельзя было бы и меня таким видеть"».

    Здесь нужно заметить: для того, чтобы видеть Божественное озарение, хотя бы и у святого, нужно иметь очищенную душу. Мотовилов увидел Божественное озарение благодаря молитвам преподобного Серафима. Господь сказал: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8). Только те, кто имеет чистое сердце, чистые душевные глаза, могут видеть и созерцать Бога и Его Божественный свет.

    Вернемся опять к рассказу Мотовилова. После того как он увидел ослепительный свет, исходящий от преподобного, и этим светом была озарена вся лесная полянка, где происходила беседа, преподобный Серафим спросил у своего собеседника: «Что же чувствуете вы теперь?» Мотовилов ответил: «Необыкновенно хорошо! Я чувствую такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу. Чувствую необыкновенную сладость, радость во всем сердце и необыкновенную теплоту».

    Это состояние, которое испытывал Мотовилов, будучи озаряем Божественным светом, — вкушение Небесного блага, уготованного Богом любящим Его. Такое состояние и испытывали трое апостолов, которые были на Фаворе во время Преображения Господня, когда Петр воскликнул: Господи! Хорошо нам здесь быть!(Мф. 17, 4).

    Об озарении Божественным светом много говорит преподобный Симеон Новый Богослов. В его 86-м Слове описывается, как молодой послушник удостоился озарения, и говорится о его духовном состоянии. Возможно, что этот послушник был сам преподобный Симеон. Вот его рассказ: «Вошедши туда, где имел я обыкновение молиться, и, начав "Святый Боже" и вспомнив о словах святого ("Знай, чадо, что ни постом, ни бдением, ни телесным трудом, ни каким-нибудь другим из правых действий Бог не радуется и является лишь смиренной и нелюбопытной и благой душе и сердцу"), я вдруг заплакал и в такие пришел слезы, и в такой пламень к Богу, что не мог выразить того словом, ни той радости и сладостного утешения, какие были тогда во мне. Падши затем лицом наземь, я увидел нечто дивное, ибо се — воссиял мысленно во мне великий свет и взял к себе весь мой ум и всю душу. Изумился я такому чуду внезапному и стал как бы вне себя, забыв и место, в котором стоял, и что такое я, и где я, — вопиял только: "Господи, помилуй!", как догадался, когда пришел в себя. Впрочем, отче мой, кто был тот, кто говорил во мне и приводил в движение язык мой, не ведаю, Бог то весть. Не ведаю ни того, как соединился я с тем светом, в теле ли был или вне тела. Ведает сие тот самый свет, который изгнал из души моей всю тьму и всякое земное мудрование, отъял от меня всю вещественность и тяжесть тела и произвел в членах моих великое расслабление и изнеможение.

    Это изнеможение и расслабление членов моих и нервов было так сильно, от крайнего напряжения, что мне казалось, будто я слагаю с себя бремя тления. В душе же моей он произвел радость великую, чувство умное и сладость, высшую всякой сладости чувственной. Сверх того он даровал мне дивно свободу и забвение всех помыслов, кои в мире, и открыл самый способ исхождения из настоящей жизни, потому что все чувства ума и души моей прилеплены были тогда к единому неизреченному веселию и радости от того света. Но когда безмерный тот явившийся свет мало-помалу умалился и наконец совсем стал невидим, тогда я пришел в чувство и познал, какие дивности внезапно произвела во мне сила того света. Почему, испытав удаление его и видя, что он оставил меня одного в этой жизни, я столь много опечалился и душа моя так сильно возболезновала о том, что не могу выразить».

    Божественное озарение, которое испытывали святые, — есть проявление Святого Духа. Святые, видевшие Божественный свет, подобны апостолам, узревшим преобразившегося Господа на Фаворе, поэтому и свет, которым были озаряемы святые, называют Фаворским светом. В XIV веке в Византийской Церкви происходили споры относительно этого света. Рационалистические богословы во главе с Варлаамом и Акиндином считали все эти озарения проявлением тварного света, «ниспровергая свет и блаженство праведных в Царствии Отца Небесного, силу и действие Триипостасного Божества». И вообще своим арианствующим учением эти рационалисты грозили поколебать самые основы христианского вероучения, подвижничества и нравственности. Святитель Григорий Палама и его сподвижники афонские учили и доказывали самой жизнью, что не путем философских рассуждений, но постоянным очищением души, совершенным безмолвием чувств и помыслов, непрестанным упражнением в богомыслии и молитве умной, или умным деланием, человек может достигнуть озарения свыше, которого сподоблялись святые.

    В 1341 году в Константинополе был созван Поместный Собор, на котором была осуждена ересь Варлаама и Акиндина, а учение святителя Григория Паламы признано истинно православным. И в память этого было установлено совершать память святителя Григория Паламы во второе воскресенье Великого поста, когда человек особенно должен потрудиться в духовном делании, в посте и молитве, в покаянии, чтобы очистить свою душу и сподобиться духовного озарения.

    1996г.