Слово митрополита Владимира (Тихоницкого), (+1959г.) в день Преображения Господня


Слово митрополита Владимира (Тихоницкого), (+1959г.) в день Преображения Господня.

Слово митрополита Владимира (Тихоницкого), (+1959г.) в день Преображения Господня 

Приветствую вас, братие, с великим праздником преславного Преображения Господня. Это событие произошло незадолго до страданий Христа Спасителя и, как говорится в церковном песнопении, имели целью укрепить веру учеников в том, что их Божественный Учитель — поистине «Отчее Сияние».

С этой же целью явились на горе Фаворской боговидец Моисей и огнеколесничник Илия, представители живых и мертвых. Они беседовали со Христом «о исходе Его», т.е. о предстоящих крестных Его страданиях, смерти и воскресении, указывая своим явлением, что Он — Господь, что Он есть Тот, Который на горе Синайской дал Закон и глаголал во пророках, возвещая Свою волю, и в то же время Он есть Исполнение Закона и пророков.

Сверх сего апостолы получили и иное, еще более существенное для них свидетельство, а именно: их осенило светлое облако, из которого послышался глас. «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих: Того послушайте» (Мф. 17, 5).

На этот глас свыше и на знамение на горе Фаворской и указывали впоследствии апостолы, благовествуя повсюду Слово Божие, как говорится в сегодняшнем апостольском чтении: «…мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но... этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» (2 Пет. 1, 16, 18).

Взирая на славу Божию, апостолы Божии испытывали такое чувство радости и блаженства, что Петр, не зная, что сказать от радости, воскликнул: «Господи, добро есть нам зде быти: аще хощеши, сотворим зде три сени, Тебе едину, и Моисеови еднну, н едину Илии» (Мф. 17, 4). Они почувствовали такое счастье, что забыли все земное, свой дом, родных и хотели бы навсегда остаться в таком блаженном состоянии, радости. Между тем, Иисус Христос явил лишь только зарю Своего Божества, приоткрыл лишь частицу Славы Своей, показывая этим, какое блаженство ожидает всех любящих Господа. Как говорит апостол, «…око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9-10).

Испытав эту радость, апостолы, просвещенные Духом Святым, потом уже радостно и ревностно повсюду исповедали и проповедали Христа, не боясь никаких препятствий, лишений, страданий и самой смерти.

И не только апостолы, но и многие угодники Божии сподоблялись того же блаженства. Вспомним преподобного Сергия и преподобного Серафима, которые неоднократно сподоблялись посещения Божией Матери небесной радости. Преп. Серафим во время беседы с Мотовиловым о Царствии Божием просиял и преобразился, равно как и собеседник его, ибо испытывая (ощущая) неизъяснимое блаженство и теплоту благодатную в сердце, душе, в уме и во всем теле, хотя это было зимой и оба они сидели на снегу.

Как же нам сподобиться, хотя отчасти, такого блаженства, такого света Христова?

Преподобный Макарий Великий указывает, что нужно прежде всего твердо верить в Господа, понуждать себя к молитве, любить храм Божий и посещать его, творить добро посильно, приучать себя к смирению, безропотному перенесению всяких обид, огорчений, оскорблений, впоминать смерть и суд Божий и оплакивать грехи свои. «Поминай последняя твоя и во веки не согрешити» (Сир. 7, 39), — говорит Слово Божие.

Вот самое главное, что нужно для того, чтобы удостоиться нам блаженной участи любящих Бога.

«Молитвами Богородицы да воссияет и нам грешным Свет Твой присносущий, Светодавче, слава Тебе!» Аминь.

Шато д-Арсин, Франция. 6/19 августа 1935 г.