Протоиерей Вейкко Пурмонен.
ИСТОРИЯ КОЗЕЛЬЩАНСКОЙ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ.
Козельщанская чудотворная икона Божией Матери на протяжении десятилетий является самой важной святыней для паломников Успенского собора в Хельсинки. Многие верующие люди исцелились от болезней после молитвы перед иконой, или получили помощь в других сложных ситуациях. В знак благодарности они пожертвовали большое количество золотых крестов и ювелирных изделий из драгоценных камней для украшения иконы.
Естественно, что кража этой как в духовном, так и в материальном смысле исключительно драгоценной иконы в июне 2010 года, и её обнаружение и возвращение в собор в течение текущего года вызвали широкий общественный интерес. В результате случившегося стали более тщательно изучать происхождение и историю иконы, а также её духовное значение.
Эта похищенная и удивительным образом найденная икона была доставлена в Успенский собор во время Второй мировой войны из церкви во имя Успения Божией Матери на кладбище в Сорвали, в Выборге. Она была передана на хранение в церковь из частного дома после случившегося в семье чуда исцеления.
Эта чудотворная икона - список иконы-оригинала, выполненный во второй половине ХIХ века и одобренный для использования имперской религиозной цензурой в 1885 году.
Оригинальное изображение сохранилось на востоке Украины, в монастыре в селе Козельщина Полтавской области. Образ был привезён в Россию фрейлиной императрицы Елизаветы итальянского происхождения, которая в 1764 году вышла замуж за украинского войскового писаря.
На иконе Богоматерь изображена с Младенцем Иисусом на руках, который держит крест в правой руке. В нижнем правом углу иконы - стол с чашей и ложечкой. Они являются символами Святого Причастия и Богородицы, согласно акафисту - "чаша радости и утешения".
Уникальность иконы подчеркивает драгоценная текстильная риза ручной работы, которая обрамляет телесные очертания изображения. Риза представляет собой вышитый золотой нитью балдахин с блёстками и большим количеством натурального жемчуга различной величины.
Почти целиком ставшую добычей воров ризу никогда тщательно не изучали. Согласно анализу фотографий, проведённому реставратором-консерватором Мариамне Пурмонен, в ризе было много бесценного белого натурального жемчуга разной величины, в общей сложности 2760 штук. Кроме того, в украшении были использованы голубые стеклянные бусы, всего 82 штуки.
Незакрытые ризой части - лица, руки и ноги написаны на поверхности бумажного холста. Размер иконы примерно 26 х 21 см. Икону обрамлял позолоченный оклад, к которому были прикреплены золотые кресты и ювелирные украшения, в общей сложности 38 штук. Все они стали добычей воров.
В Успенском соборе есть и другая Козельщанская икона Богородицы, которая в 2007 году была перемещена из часовни в церковный зал на северную стену к чудотворной иконе. Согласно пометке на обратной стороне иконы, она была написана О. Велицковской. Точная дата написания иконы и имя дарителя неизвестны.
В Финляндии есть и третья Козельщанская икона Божией Матери. Она принадлежала митрофорному протоиерею Сергею Окулову. Эту икону с горы Афон он получил в дар от Валаамского монаха Макария, который рассказал, как исцелился от тяжёлой болезни после молитвы перед образом. В настоящее время икона находится у потомков Окулова.
Переданная Иоанном Кронштадтским икона в Выборге
Передача списка Козельщанской иконы из Санкт-Петербурга в Выборг связана с именем святого Иоанна Кронштадтского, известного исцелением больных, канонизированного Русской Церковью в 1990 году. Говорят, что когда дочь Выборгского купца из семьи Кравотинских серьёзно заболела, отца Иоанна пригласили её излечить. Сам он не смог поехать из Санкт-Петербурга в Выборг, а передал купеческой семье благословенный список Козельщанской чудотворной иконы.
Выборгского гарнизонного священника, преподобного Василия Нередецкого пригласили в дом купца для служения молебна перед иконой, переданной отцом Иоанном. По исцелении дочери чудотворную икону передали отцу Василию Нередецкому для церкви во имя Успения Божией Матери у кладбища в Сорвали, в пригороде Выборга.
Оказавшаяся в церкви в Сорвали чудотворная икона была глубоко почитаема верующими людьми. Подтверждением этому служит обрамляющая икону риза из ткани с большим колличеством бесценного речного жемчуга. Кроме того, к позолоченной раме иконы были прикреплены пожертвованные золотые кресты и ювелирные изделия из драгоценных камней.
Козельщанская икона-оригинал на Украине
Козельщанская икона-оригинал была привезена из Италии на Украину в ХVIII веке, во второй половине ХIХ века она находилась в собственности семьи графа Владимира Капниста в Полтавской губернии. Икона стала известна как чудотворная, когда 21.02.1881 дочь графа Мария излечилась от тяжелой болезни ног. Многие врачи пытались её вылечить, но никак не могли. В конце концов, они решили отправить её в Москву на проверку к специалистам.
Как раз перед отъездом в Москву Мария усердно молились перед семейной иконой и получила неожиданное исцеление. В ответ на молитву её руки и ноги стали внезапно нормально функционировать, вернулась жизнеспособность. После случившегося исцеления священник был приглашён в дом для совершения благодарственного молебна перед иконой.
Запланированная поездка в Москву, однако, состоялась, но теперь уже с другой целью, чем предполагалось: семья хотела рассказать также москвичам о случившемся чуде исцеления. Случай привлёк большое внимание в городе, и многие хотели прийти и поклониться чудотворной иконе, как в Москве, так и затем на Украине. Так как икону уже невозможно было хранить в доме графа Капниста, для неё в 1881 году с разрешения Полтавского епископа была построена часовня, а затем в 1882 году завершено построение храма в честь Рождества Богородицы.
На основании прошения графа Капниста в 1885 году Священный Синод дал разрешение на построение монастыря и относящихся к нему больницы, дома престарелых и школы. Первые сёстры приехали в Козельщину в 1886 году, и пять лет спустя (в 1891) сообщество приобрело статус монастыря. В том же году начали строить собор, который был завершён и освящен в 1906 году.
Монастырь был закрыт при советском коммунистическом режиме в 1929 году. На территории монастыря основали колхоз, а из главной церкви сделали мастерскую по ремонту сельскохозяйственной техники. Чудотворную икону удалось спасти в украинском частном доме. Во время немецкой оккупации в 1940-х годах монастырь ещё некоторое время действовал, но вскоре он был вновь закрыт. После распада Советского Союза в 1990-х монахини получили разрешение вернуться в монастырь и началось его восстанавление. Реконструкция монастырских зданий продолжается и в настоящее время. Смотритель Успенского Собора, магистр богословия Яни Ууксулайнен посетил Козельщину в 2008 году. Он рассказывает, что в настоящее время в монастыре, настоятельницей которого является игуменья Варсонофия, находится около 30 сестёр. Ууксулайнен пишет: "жилищные условия в монастыре скромные. Изумительная главная церковь из красного кирпича, напоминающая тем Успенский Собор, выполнена внутри лишь частично. Богослужения в церкви проводятся только в Великие праздники, такие как Рождество и Пасха. В это время монастырь посещает большое количество паломников."(Ортодоксивиести / Ortodoksiviesti 2 / 2008).
В этом году и смотритель собора Николай Тарунтаев посетил Козельщину и рассказал о монастыре и чудотворной иконе в статье на русском языке (Ортодоксивиести / Ortodoksiviesti 6 / 2011). Во время посещения он также сделал фотографии монастыря.
Чудеса Козельщанской иконы
После первого чуда исцеления в ХIХ веке Козельщанская икона-оригинал получила известность также благодаря ряду других чудес, имевших место позднее. На основе опубликованных исследований Софии Снессоревой уже в начале ХХ века доктор философии Элина Кахла говорит о чудесах, произошедших с 1881 по 1888 год, которых было зарегистрировано в общей сложности 38 (Иконописец/ Ikonimaalari 2 / 2001).
В трудах Софии Снессоревой в каждом, описывающем чудеса, конкретном случае есть имя исцелившегося от болезни, место жительства, описание течения заболевания, а также констатация попыток получить помощь от врача или целителя. В качестве последней возможности называется обращение к чудотворной иконе. В описаниях также упоминаются очевидцы чудесного исцеления и примеры выражения благодарности исцелившимися верующими.
Среди заболеваний, от которых было получено исцеление, упоминаются, например: эпилепсия, дифтерия, паралич, слепота, потеря речи, инвалидность и дизентерия. В некоторых случаях больной сам приходил молиться перед иконой, в некоторых случаях больного приводили в церковь, и молились за него.
Также и многие молившиеся перед иконой в Успенском соборе получили исцеление от болезней или помощь в других бедах. В знак благодарности они пожертвовали драгоценные ювелирные изделия и другие драгоценные камни. По подсчётам реставратора Мариамны Пурмонен до похищения иконы их было в общей сложности около 500 штук. Вместо драгоценных камней некоторые сделали денежные пожертвования, вот и одна бездетная пара после рождения ребёнка пожертвовала собору сумму в 10.000,00 евро для позолоты маленького купола.
Похищение иконы, её возвращение и реставрация
Самые драматичные события в истории чудотрорной Kозельщанской иконы произошли рано утром 9 июня 2010, когда воры пробрались через окно. Они украли чудотворную икону, с её украшенной жемчужинами ризой и большим количеством прикреплённых к ней драгоценных камней. Когда охрана прибыла на место через примерно 15 минут после сигнала тревоги, воры уже скрылись.
Более подробное исследование следов грабежа показало, что часть украшений в спешке упала на пол, а часть осталась в рамочной коробке. Таким образом сохранившихся камней было всего 163 штуки, т.е. приблизительно одна треть от общего количества. Воры пытались украсть и украшенную драгоценными камнями ризу иконы Великомученницы Варвары, но им удалось только отделить и украсть драгоценный ореол.
Кража иконы, наверно, осталась бы нераскрытой, если бы те же самые лица не попытались совершить преступление ещё раз через месяц. На этот раз их поймали - двоих, спрятавшихся в алтаре, и одного - у храма. Районный суд смог достоверно определить с помощью образца ДНК, что по крайней мере, один из арестованных участвовал в грабеже в июне. Позже были получены достаточные доказательства и в отношении участия второго арестованного: совесть мучила грабителя, раскрывшего место сокрытия иконы, и он выдал своего сообщника.
После рассмотрения дела в районном и апелляционном суде главные обвиняемые Ион Василе и Ион Филип были приговорены к двум с половиной годам за грубую кражу и попытку грубой кражи. Также суд присудил им выплатить в общей сложности 150 000 евро за похищенные украшения и 30 000 евро за икону, а также компенсацию за ущерб в размере 3000 евро. Третий соучастник был приговорён к одному году и двум месяцам за попытку грубой кражи.
Решающий поворот, приведший к возвращению иконы, произошёл, когда один из главных исполнителей, Ион Василе, по собственной инициативе раскрыл место, где икона была спрятана. На основе его заявления полиция обнаружила икону 7-го февраля 2011, т.е. спустя ровно восемь месяцев после кражи. Совершенно ничем неприкрытая икона лежала в выкопанной в земле яме под снегом и грязью, изображением вниз.
Заведующий-реставратор Валаамского реставрационного центра Риикка Кёнгэс, которой передали икону для реставрации, рассказывает в своём блоге на английском языке, как полиция связалась с ней 7-го февраля 2011. Риикка Кёнгэс пишет: "Получила звонок, от которого чуть не упала со стула. Полиция рассказала на условиях конфиденциальности, что им известно местонахождение украденной восемь месяцев назад иконы. Они спросили совета, как обращаться с иконой, которая, по всей видимости, была закопана в землю. Мне было трудно поверить услышанному, но я дала им инструкции обращения с иконой." (http://www.valamo.fi/fi/konservointi/konservointiblogi.html)
Риикка продолжает рассказ, что на следующий день, 8-го февраля, из полиции снова позвонили и сообщили, что они нашли спрятанную под снегом и землёй икону, изображением вниз, и спросили, что делать дальше. Основательно испуганная тем, что могло случиться с иконой, погребённой на восемь месяцев в земле, Риикка дала инструкции и немедленно вылетела в Хельсинки для исследования иконы. Кёнгэс пишет: "При первом взгляде на икону руки стали буквально дрожать. От иконы исходил крепкий запах мокрой земли, она была покрыта листьями, маленькими веточками, песком и грязью. В иконе завелись всякие насекомые и черви. Особое внимание привлекло то, каким чистым, почти сияющим, казался изображённый лик среди грязи, и как хорошо выглядела икона, несмотря на испытания судьбы."
В Православное воскресение 13 марта 2011 я с группой паломников из Хельсинки познакомился с реставрационным центром на Валааме, и в частности с реставрацией чудотворной Козельщанской иконы, которую продемонстрировала Риикка Кёнгэс. Паломники были разочарованы тем, что, как объяснила Риикка, к сожалению, икону нельзя было показывать, потому что она находилась в карантине: её приходилось хранить в пластиковой коробке в определённом "микроклимате". Лишь на короткое время её можно было понемногу подвергать воздействию нормальной комнатной температуры и дневного света.
Особую проблему в реставрации представлял прикреплённый к деревянной основе бумажный холст. Дерево и бумага ведут себя по-разному. Основу иконы надо было сушить постепенно и осторожно, чтобы дерево не потрескалось. Ответственная работа требовала также профессионального подхода и к реставрации бумаги. С этой целью из Государственного музея искусств для консультации была приглашена специальный эксперт Анна Аалтонен.
Риикка Кёнгэс рассказывает, что в результате высушивания икона потеряла 87 грамм своего веса. Когда процесс сушения был завершён, холст иконы отделили от деревянной основы и между деревом и холстом прикрепили тонкую и жёсткую бумагу для изоляции, чтобы активные процессы, происходящие в дереве, более не повредили изображению. Таким образом, сложная реставрация удалась. Реставратор, согласно интервью, доволен результатом, хотя такой, как была прежде, икона не стала.
Возвращение иконы в Успенский собор
Возвращение чудотворной иконы с Валаама в Хельсинки началось 9-го августа, а в собор она была доставлена в субботу 13-го августа. На пути своего возвращения икона побывала во многих приходах, в т.ч. в Йоэнсуу, Иматре и Лаппеенранте.
Перед прибытием в Хельсинки икона побывала в приходских храмах в Порвоо, Ярвенпяя и Вантаа. В субботу 13.8. икону привезли в Свято-Троицкий храм, где иконе служили акафист на славянском языке. Текст службы, который сейчас переводится на финский, Яни Ууксулайнен привёз из Козельщанского монастыря.
На службе в Свято-Троицком храме и в совершении крестного хода после службы участвовало около 500 человек. Самую искреннюю радость по поводу возвращения Пресвятой Богородицы выразил эфиопский хор в Финляндии, который под ритмы ударных инструментов танцевал и пел традиционные паломнические песни. Одна из этих песен на амхаранском языке трогательно выразила суть радости возвращения: "Я прошёл через пустыню и Тебя искал повсюду. И теперь Тебя нашёл."
Успенский собор, где служили акафист на финском языке, был буквально переполнен набожными прихожанами. В т.ч. из Выборга приехала группа местных активных прихожан из 20 человек. Гости подарили собору большую фотографию в рамке, изображающую храм в Сорвали, где хранили икону до войны.
Среди выборгских гостей была женщина, родственнице которой врачи сказали, что она никогда не сможет иметь детей. Сегодня эта родственница - счастливая мать. Она молилась перед Козельщанской иконой и получила ответ на свои молитвы.
Также обнаружение и возвращение в собор этой похищенной иконы можно считать ответом на молитвы многих людей. Украшенная драгоценными камнями, икона возвратилась из своего подземного заточения раздетой и поруганной. Как и у многих "плачущих" икон Богоматери, у этой "похищенной" иконы может быть важное духовное послание для прихода и всей церкви.
www.na-gore.ru