СЛОВО СХИАРХИМАНДРИТА АВРААМА (РЕЙДМАНА) В ДЕНЬ ОТДАНИЯ СВЯТОЙ ПАСХИ.

О том, как сохранить пасхальную радость

(Евангелие от Иоанна, 43 зачало, глава XII, стихи 36-47)

Евангельское чтение, слышанное нами сегодня, читается в день отдания Пасхи неслучайно, но по своему содержанию вполне соответствует этому дню. Кроме описания действительных событий — беседы Господа Иисуса Христа с Его современниками — в сегодняшнем Евангелии содержится и указание на душевное состояние православных христиан, которые сегодня прощаются с Пасхой.

Спаситель сказал: «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?» (ст. 36-38). Древние иудеи, современники Спасителя, слышали эти слова не как сегодняшние христиане — от священника или дьякона, которые передают верующим записанное в Евангелии, а из уст Самого Господа Иисуса Христа, но не приняли Его наставление. Однако и многие из нас уподобляются этим иудеям: мы слышим радостную весть о Воскресении Христовом и сорок дней наслаждаемся воспоминанием этого великого события, таким образом укрепляясь в вере в его реальность, — но, несмотря на все духовные чудеса, которые были сотворены ради нас и поныне творятся в Православной Церкви, мы не принимаем всем сердцем истины Воскресения. В противном случае мы резко переменили бы свою жизнь. И Господь отходит от нас. Хорошо, если бы нас покинул только праздник Пасхи, а сама вера в Воскресение, дух, суть этого праздника остались бы с нами. Иначе мы подпадем под осуждение, которому подверглись древние иудеи, видевшие великие чудеса Спасителя, но не принявшие их.

«Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия: народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем» (ст. 37-41). Не нужно думать, будто Господь виноват в том, что древние иудеи имели ослепленные духовные глаза и окаменевшее сердце и поэтому хотя и видели Спасителя телесными глазами, но не познали в Нем Того, Кто Он есть на самом деле. Иудеи считали Его обыкновенным человеком или даже обольстителем и тем самым хулили Его. Они не смогли принять Господа Иисуса Христа своим сердцем, которое, конечно же, не из камня, но стало совершенно бесчувственным.

И мы тоже сами виноваты, если не можем принять истины христианства так, чтобы вся наша жизнь оказалась пронизанной духом евангельского учения. В этом наша вина, мы сами ослепили свои глаза и «окаменили» свое сердце, обратившись к житейским суетным заботам. Ослепили глаза — значит устремили их к своим похотям и вожделениям, помышляя лишь о земном и созерцая только его; «окаменили» сердце — значит сделали его безразличным ко всему духовному и наполнили сочувствием к земному или даже греховному. Поэтому мы не можем всем сердцем воспринять те истины, о которых нам говорит Церковь, в особенности те, что она открывала нам в уже прошедшие пасхальные дни. Не дай Бог, чтобы и к нам можно было отнести слова Евангелия о том, что наши глаза и очи ослеплены, — тогда Господь отойдет от нас с упреком.

«Впрочем, и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги. Ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию» (ст. 42-43). Вот что мешает нам стать истинными христианами — слава человеческая. Мы желаем получить одобрение людей, их похвалу, стремимся в глазах наших ближних выглядеть добрыми, меняем свое поведение в зависимости от того, кто нас окружает. Конечно, если бы мы вели себя истинно по-христиански, то весьма часто нам пришлось бы подвергаться осуждению, порицанию, осмеянию, как это и бывает в жизни. Мы не должны обращать на это внимания, нам нужно искать славы Божией, то есть благодати Божией, а не человеческого одобрения. Человеческая слава приносит некоторое утешение, недаром страсть тщеславия так сильно действует во многих людях: они ищут славы тщетной, напрасной, бессмысленной и ничего не приносящей, но ради нее идут даже на смерть. Есть поговорка: «На миру и смерть красна», то есть кажется, что на глазах у людей, ради их похвалы, даже и умереть не страшно. Люди жертвуют не только своей жизнью, но и жизнью других, целых народов только для того, чтобы прославиться. Они терпят всевозможные лишения, скорби, живут в нищете. Например, художники или писатели, которые еще не признаны, много трудятся ради того, чтобы в конечном счете стать знаменитыми, и мечтают, чтобы их прославляли потомки, хотя им самим от этого никакой пользы уже не будет. Вот как сильна страсть тщеславия и человекоугодия. Нужно быть очень внимательным к себе, тщательно за собой следить, чтобы искать одобрения у своей христианской совести, а не у людей, которые нас окружают, кем бы они ни были.

«Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в пославшего Меня. И видящий Меня видит пославшего Меня» (ст. 44-45). Действительно, по-настоящему верит в Бога тот, кто верует в воскресшего Спасителя. Кто не признает Воскресения Господа Иисуса Христа (каким бы искренно верующим он ни казался с виду), на самом деле не верит в Бога и не знает Его. Поэтому в той степени, в какой мы принимаем простую истину, заключенную в немногих словах пасхального приветствия «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!», мы имеем и веру в Бога.

«Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме»(ст. 46). Итак, все зависит от нас самих. Не ослепим же своих глаз и не сделаем каменным свое сердце, для того чтобы Свет, пришедший в мир спасти всякого человека, просветил и нас! Потому что не верующий во Христа ни на что не имеет правильного взгляда, он пребывает во тьме, хотя и считает себя мудрым человеком. Может быть, какой-либо философ или политик, хорошо разбирающийся в своем деле, думает о себе, что просвещен светом своего разума, но на самом деле он находится во тьме и будет пребывать в таком состоянии до тех пор, пока не примет света учения Христова, пока не примет Самого Христа, Который есть свет. Люди, имеющие истинный духовный опыт, познавшие Христа опытно, молитвенно, знают, что Он действительно есть свет, в самом буквальном смысле. В своем сердце они созерцают Божественный свет, озаряющий иногда всю их душу. И слова Спасителя о том, что Бог есть свет, — не притча, но точное выражение самой сущности христианства. А познают эту истину те люди, которые всей душой преданы молитве и духовному подвигу.

«И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его; ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир» (ст. 47). Итак, в Свое Первое пришествие Спаситель не осудил нас, Он пришел нас спасти и все сделал для этого. И уже от нас зависит, примем ли мы этот свет. Если, несмотря на все чудеса, которые показаны нам в Божественном Евангелии и даже случались в нашей собственной жизни по действию Божественной благодати, мы произвольно ослепим свои душевные очи и сделаем свое сердце бесчувственным, то (не дай Бог, чтобы так произошло) и к нам будет относиться этот упрек Священного Писания: «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него» (ст. 37). И тогда Господь отойдет и скроется от нас.

Мы знаем, что были такие угодники Божии, как преподобный Серафим Саровский, который был настолько преисполнен Божественной благодати, что испытывал пасхальную радость не только на протяжении пасхальных дней, но и всегда. Всех людей, приходивших к нему за помощью, советом, молитвой, он встречал торжественными пасхальными словами: «Христос воскресе, радость моя!» Любя своих ближних, он не знал, что можно сказать им более радостного, чем эти замечательные слова пасхального приветствия. Истинные угодники Христовы всегда содержали в своем сердце веру в Воскресение Спасителя, хотя, может быть, не выражали ее таким именно образом. Но и апостолы, и мученики, и преподобные, и праведники — все терпели скорби, все служили Богу, несмотря на необыкновенную трудность этого служения, воодушевляясь именно пасхальной вестью о Воскресении Христовом.

Может быть, мы по немощи человеческой не имеем возможности всегда, подобно Серафиму Саровскому, сохранять эту радость: как существа земные, мы постоянно изменяемся, иным становится наше настроение, душевное состояние — и это естественно. Но веру мы должны всегда содержать в своей душе. Не только в пасхальные дни, но и весь год помнить простую истину Воскресения Христова, потому что она, без всяких рассуждений, даже без всех чудес, есть сильнейшее доказательство того, что евангельское учение истинно, что Иисус есть Сын Божий, Бог, «пришедый спасти мир» (см. Ин. 12, 47). Веру — вот что мы должны вынести из этих пасхальных дней, чтобы для нас они не оказались бесплодными, подобно тому как для древних иудеев по их собственной вине оказалось бесплодным общение с Иисусом.

Недаром Святая Православная Церковь воспоминает Воскресение Христово не только в день Пасхи, но каждую неделю в воскресный день, постоянно указывая нам на то, что является самым главным — основой, средоточием, сильнейшим доказательством нашей веры. Мы должны почаще читать Евангелие, вновь и вновь возвращаясь к повествованию о Воскресении Христовом. Это укрепляет веру в истинность описываемых событий и в истинность христианства, в особенности у того, кто воспринимает евангельское повествование искренне, просто, чистым сердцем. Поэтому хотя пасхальная радость отходит от нас и после этого пасхального богослужения мы прощаемся с праздником Пасхи до следующего года, но веру в Воскресение Христово мы должны хранить постоянно.

4 июня 1997 года