СЛОВО АРХИМАНДРИТА ИЛИИ (РЕЙЗМИРА) В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы молитвенно прославляем святого апостола Андрея, одного из двенадцати апостолов. В святом Евангелии о нем сохранилось очень мало сведений, только о призвании его говорится несколько подробнее. Но и немногого сказанного достаточно, чтобы украсить память святого апостола Андрея вместе с воспевшею его церковью многими и великими похвалами. Уже именование первый (Ин. 1, 41), которое дается ему в Евангелии, т. е. первый по призванию ко Христу, первозванный, так много говорит уму и сердцу. Ведь первому начать какое-либо дело, проложить куда-либо путь особенно трудно. Следовать за другими легче, чем начинать. И вот похвала принадлежит первозванному ученику, апостолу Андрею.

Прийти ко Христу было нелегко, особенно первым ученикам. Если теперь, когда за Христом в течение многих веков шло уже бесчисленное множество людей, пойти за Ним не на словах, а на деле кажется столь трудным, даже невозможным, то что сказать о первых последователях?

Правда, к пришествию Христа на землю Бог подготовлял людей через пророков, пред самым же пришествием уготовлял путь Господу Иоанн Предтеча, но многие из людей и пророков не понимали и не хотели понять! И к проповеди Иоанна Предтечи, почитавшегося за великого Пророка, многие относились легкомысленно, лишь краткое время как бы полюбовались этим светильником, горящим и светящим (Ин. 5, 35), а потом отошли от сурового проповедника покаяния, который не ест, не пьет, не обещает радости жизни земной, проповедуя лишь о Царствии Небесном! Но святой Андрей сделался верным учеником сначала сурового проповедника правды Иоанна Предтечи, а потом последовал за Христом. Апостол Андрей сделал это первым. Он шел за Христом, не озиряясь назад, до конца своей жизни. Господь сказал апостолам Андрею и Петру: «Идите за Мною, Я сделаю вас ловцами человеков». И они, говорит евангелист, «тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф. 4, 19-20).

Апостол Андрей, оставив все ради Христа, сделался прекраснейшим ловцом душ человеческих. Он прошел с проповедью о Христе, по свидетельству предания, множество стран, терпя гонения от иудеев и язычников. Он прошел многие страны Азии и Европы; Грецию, Кавказ, Скифию. Доходил, по преданию, до Киева, где водрузил крест и предсказал, что слава света Христова воссияет в стране Русской. Им, следовательно, положено начало «уловления» и наших душ, потому хвала ему, как ловцу человеков, из наших уст должна возноситься особенно усердная, теплая и сердечная. Апостол Андрей последовал за Христом, Агнцем Божиим, по указанию Предтечи Господня не как любитель наслаждений земной жизни, но как верный ученик, возлюбивший Крест Христов. Когда правитель города Патри в Малой Азии стал хулить Крест Христов, почитавшийся позорным у язычников, грозить апостолу крестною смертью, святой Андрей начал с верою и любовью объяснять правителю тайну Креста, через который совершилось искупление людей. Тогда правитель подверг апостола заключению в темнице, побоям и другим мучениям. Святой Андрей назвал себя рабом Креста и говорил, что не боится временных страданий, даже желает их ради распятого Христа. Когда апостол увидел крест, уже приготовленный для него, то воскликнул: «Радуйся, крест, плотию Христовою освященный, прежде, нежели был распят на тебе Христос, ты был страшным для людей, ныне же ты с любовью и радостью приемлешься... О крест, издавна любимый! О крест, давно желанный! Возьми меня от людей и отдай меня Учителю моему!» Когда народ требовал снять со креста невинного праведника и правитель Епат хотел уже уступить желанию народа, апостол молил, чтобы Господь не допустил этого, не лишил его уподобления Ему в образе смерти, не дал поколебаться верующим, затем мирно предал дух свой, не сойдя со креста, подобно своему Учителю. Восприняв с первого призвания свет Христов, апостол взошел на крест, чтобы соединиться навеки с Богом.

Да дарует нам Господь сложить похвалы апостолу Андрею в своих сердцах, чтобы воспоминанием о дивных духовных доблестях хотя бы отчасти отгонялась наша медлительность в последовании Христу, в исполнении Его заповедей; чтобы возгорелась в сердцах наших любовь ко Христу, постоянно охлаждаемая житейским себялюбием, орошаемая пеплом страстей; чтобы усиливалась в нас готовность ради Христа если не оставить все, то оставить хотя бы постыдные, унижающие нас страсти; чтобы воспламенилась любовь не к наслаждениям лишь жизни земной, которой ищут язычники, не знающие Бога (см. Мф. 6, 32), но и к правде царствия Христова, радость которого неизреченна и не сравнима ни с какими радостями земли, от Христа нас отдаляющими. Аминь.