html> Приветственное слово на концерте в честь 2000-летия Рождества Христова



    Приветственное слово настоятеля Свято-Ильинского храма
иерея Игоря Викторовича Аксенова на концерте духовной музыки,
посвященном 2000-летию Рождества Христова.

  В нашем ненадежном мире, где не сдерживаются обещания, и не сбываются чаяния, особенно ценно сознавать, что существует нечто такое, что не обманет и непременно исполнится - это времена и сроки. Ведь они устанавливаются не князьями человеческими, в коих, по слову псалма Давида, нет спасения, а Тем, Который дал закон не только роду человеческому, но и небесным светилам, по движению которых мы измеряем эти времена и сроки.

  И вот, один из таких сроков наступил. Это юбилей 2000-летия Рождества Христова. И этот юбилей есть факт не психологический, а онтологический. Это не повод для тостов и речей, а судьбоносный рубеж. Апостол Петр в своем соборном послании Церкви говорит: Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Итак, заканчивается Второй День Божий после Рождества Христова, и начинается Третий. А завершение дня есть событие объективное.

  На рубеже первого и второго тысячелетия, когда заканчивался Первый День Божий от Рождества Христова, произошли два, может быть не самых значительных в глазах их современников, события. Но именно они определили все существо истории мира второго тысячелетия.

  988 год, год Крещения Руси, положил начало принятию Православной Веры нашим народом, а в 1054 году завершился процесс отпадения Римо-Католической Церкви от Вселенского Православия.

  Русь Святая, и ее народ, стала поистине той солью, которая препятствовала гниению этого мира и конечному отступлению народов Европы от остатка апостольской, святоотеческой Веры в Господа Иисуса Христа. А Запад стал оплотом духа мира сего, про который Апостол христианской любви, Иоанн Богослов, сказал: Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.

  В Свято-русском стоянии за Православную Веру и Правду Божию у нас было много врагов, водимых князем мира сего. И Господь попустил нам не только побеждать, но и быть побежденными, и почти погибнуть. Мы сделались посмешищем и ужасом не только для наших соперников, но и для самих себя. Но Господь и Спаситель наш, Иисус Христос, восторжествовавший Своим славным и победоносным воскресением над злом мира сего и князем его - диаволом и сатаной, даровал и нам, возлюбившим Его, быть причастниками Его победы и воскресения.

  Минула тысяча лет с Крещения Руси, и вот, празднуя в 1988 году 1000-летие Крещения нашего народа, мы стали очевидцами и современниками настоящего чуда воскрешения Православной Веры в нашем народе, а вместе с ней и нашего Отечества. Сотни тысяч русских людей пришли в православные храмы, которые буквально за несколько лет воссоздались из руин. В нашей Санкт-Петербургской епархии за эти несколько лет количество храмов увеличилось более чем в 10 раз. На те годы в нашей епархии не осталось ни одного действующего монастыря, сейчас открыты и действуют десять мужских и женских монастырей. Наши храмы полны молодежью, которые предпочитают жизнь по заповедям Христовым похоти мира сего.

   Совершая паломничество на Святую Землю буквально за две-три недели до 2000-летнего юбилея Рождества Христова, я был поражен как количеством наших русских паломников к главным святыням христианства, так и равнодушием других, даже православных народов к этим величайшим святыням. Принимая участие в совершении Божественной Литургии в храме, принадлежащем Иерусалимскому патриархату, на месте Рождества Христова, в Вифлеемской пещере, я был несказанно удивлен тем фактом, что среди причастников были только русские люди. Я самолично причащал верующих, и поэтому, спрашивая их имена, доподлинно знаю, что все, все до одного причастники Божественного Тела и Божественной Крови Господа Иисуса Христа на месте Рождества Его в тот день были русскими людьми. Хотя Литургия совершалась на трех языках - греческом, арабском и русском для всей полноты Вселенского Православия.

   И вот, заканчивая второе тысячелетие христианства, и вступая в Третий День Божий, нам есть за что благодарить Господа и чему радоваться, - уверен, что рассвет Третьего Дня будет и нашим рассветом. Рассветом нашего народа в силе Православной Веры и правде судов Божиих, для общей радости всех любящих и ищущих Бога всем сердцем во всех народах.

   Аминь, и Богу слава!