ПОУЧЕНИЕ ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСАНДРА РОМАНОВСКОГО В ДЕНЬ ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ ИЗ МИР В БАР-ГРАД.

В чем должно состоять повиновение христиан пастырям церкви Христовой

Повинуйтеся наставником вашим (Евр. 13, 17)

Воспоминанием о сей заповеди Апостольской почтим настоящее торжество церкви в честь одного из великих наставников наших, Святителя и Чудотворца Николая. Апостол Христов заповедует нам повиноваться наставникам нашим. Каким же наставникам? Тем, которые бдят о душах (Евр. 13, 17) наших, которые глаголют нам Слово Божие. А заботиться о спасении душ наших, проповедывать Слово Божие, совершать пасомых в жизнь вечную святыми Таинствами церкви, — эта обязанность лежит не на одних епископах, подобных Святителю Николаю, но и на всех пастырях церкви Христовой, приявших от них благодать священства чрез рукоположение. В чем же должно состоять повиновение пастырям церкви, и почему оно необходимо для нас?

Сущность заповеди о повиновении пастырям церкви не требует излишнего объяснения: она понятна сама собою. Желающий исполнить сию заповедь Апостола должен слушать, что говорят пастыри церкви, должен идти туда, куда поведут они его; должен делать то, что они заповедуют. Но поелику искреннее и охотнее повиновение проистекает из чувства уважения, так что где нет уважения, там не может быть полного и охотного повиновения: то заповедию о повиновении еще внушается и уважение к пастырям церкви. Надобно иметь уважение к их сану, к их трудам. И должно ли быть иначе?

Повинуйтеся наставником вашим; тии бо бдят о душах ваших (Евр. 13, 17; 7), учит Апостол Христов. Что может быть убедительнее этой причины, побуждающей верующих к уважению пастырей церкви? Уважайте пастырей церкви потому, что имеют попечение о душах ваших. Мы уважаем наших родителей, которые даровали нам жизнь, и своими трудами снискали нам средства к образованию нашей души и тела; мы глубоко уважаем наставников, которые заботились об нашем образовании. Если же родители и воспитатели по праву требуют себе уважения от детей и воспитанников; то по тому же праву могут требовать себе уважения от пасомых и пастыри церкви, которые породили их в благодатную жизнь таинством св. Крещения, и заботятся об их духовном воспитании. И это право пастырей церкви настолько выше права родителей и воспитателей, на сколько жизнь духовная выше телесной. Не столько важно родиться в жизнь телесную, сколько важно родиться чрез наставление и святое Крещение в жизнь духовную, не столько важно под руководством наставника образовать себя в науках и искусствах, сколько важно под руководством пастыря церкви образовать себя ко благочестию. Телесное бо обучение вмале есть полезно; а благочестие на все полезно есть, обетование имущее живота нынешнего и грядущего(1 Тим. 4, 8).

Тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей таин Божиих (1 Кор. 4, й), говорит о себе Апостол Христов; т. е. на нас должно смотреть, как на слуг Христовых, как на строителей Таин Божиих. Что можно сказать убедительнее для того, чтобы внушить уважение к пастырям церкви? Уважайте пастырей церкви потому, что они слуги Христовы и строителе, совершители Таин Божиих. И какие слуги? Не к тому вас глаголю рабы, сказал Господь Иисус Христос Апостолам; яко раб не весть, что творит Господь Его; вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам (Ин. 15, 15). Сим то слугам, или лучше, друзьям, Христос являлся в продолжение сорока дней и беседовал с ними о тайнах Царствия Божия, т. е. об устроении Своей церкви на земле. Апостолы передали эти тайны епископам и пресвитерам, которые суть строители в дому Его. Управитель, в дому господина поставленный над всем имением Его, не стоит ли уважения, как человек, облеченный его доверием и властию? Не стоят ли уважения и пастыри церкви, как строители Тайн Божиих? Если не хотите уважать в них трудность служения, и приготовления к нему, всегдашнюю готовность служить пасомым святыми Таинствами, то уважьте в нем по крайней мере орудие благодати Божией; почтите Того, Кто действует чрез него. Кто не уважает священного сана, тот немного ценит и Самого Иисуса Христа, посылающего ему благодать Свою чрез служителя Своего.

Повинуйтеся наставником вашим, яко слово воздати хотяще, да с радостию сие творят, а не воздыхающе, говорит опять Апостол Христов. Сколько высока обязанность пастырей церкви, яко слуг Христовых, и строителей Таин Божиих, столько же велика и ответсвтенность их пред Богом. Если бы надежда на бесконечное милосердие Божие не ободряла сердца человеческого, то кто решился бы принять на себя обязанность пастыря церкви? Аше погибнет единая овца нерадения твоего ради, от рук твоих взыщется, говорит Бог чрез Пророка (Иез. 33, 8). Какая ужасная истина! Итак пастырь церкви будет отвечать перед судом Божиим за овец своих! Будет отвечать и за то, что пасомые не имели к нему уважения, если он не старался внушать им оное? И это тем более, что не уважение к пастырю церкви влечет за собою гибельныя последствия? Кто не имеет уважения к пастырю церкви, в том естественно нет благоговения к тому, что он совершает; нет глубокого внимания к тому, что он возвещает; нет готовности и усердия к выполнению того, что он заповедует. Таким образом пастырь церкви поставлен бывает в необходимость со многою печалию и тугою сердца проходить свое служение (2 Кор. 11, 4). С одной стороны страшит его строгая ответственность перед Богом, которая его ожидает; а с другой стороны сердце его исполняется скорбию при виде пасомых непокорных, холодных, не внимательных к нему. Видите, как много зла заключается в неважном по-видимому грехе неуважения пасомого к пастырю церкви!

Чем же могут извинять себя не имеющие уважения к священному сану? Укажут ли они на то, что духовные лица суть люди, питающиеся трудами и подаянием от прихожан? Но это есть воля и распоряжение Самого Бога; а кто осмелится порицать волю и распоряжение Божие? Бог сам благоволил быть частию и наследием тех, кои служат алтарю Его, дабы они, быв свободны от житейских забот и попечений, тем безпрепятственнее могли совершать свое служение. Достоин есть делатель мзды своея (Лк. 10, 7). Кто насаждает виноград и не ест от плода его? Кто пасет стадо, и млеком не питается? Аще мы духовная сеяхом вам, велико ли, аще мы ваша телесная пожнем (1 Кор. 9, 7-15)? говорит Апостол Христов; т. е. если мы трудимся для вас на поле духовного служения, важно ли то, что вы уделяете нам малую часть от своих избытков?

Скажут ли наконец, что некоторые из пастырей церкви ведут себя не так, как прилично высокому сану их? Странно, почему особенно пастыри церкви подвергаются нареканию, когда поступают неприлично? От чего не так презирают, например, иного судию, который безчестит свое звание явным мздоимством? От того, говорят, что служитель церкви должен быть для всех примером благочестия: он носит на себе высокий сан. Если, по Вашему мнению, сан пастыря церкви так высок, то уважайте этот сан независима от его личности. Неуважение к пастырю церкви обличает в человеке с одной стороны крайнее легкомыслие, а с другой стороны развращение сердца, для которого нет ничего священного.

Повинуйтеся же наставником вашим: тии бо бдят о душах ваших, иже глаголют вам Слово Божие, яко тако есть воля Божия (1 Петр. 2, 15). Аминь.

1881 г. Церковь св. Василия Кесарийского, на Тверской, в Москве