СЛОВО СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА СЕРАФИМА (ЧИЧАГОВА), МИТРОПОЛИТА ПЕТРОГРАДСКОГО И ГДОВСКОГО (+1937Г.) В НЕДЕЛЮ 23-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

О бесновании

Сегодня было прочитано в Св. Евангелие по положению об исцелении Гадаринского бесноватого. Когда Иисус Христос спросил его: «Как тебе имя?», то он сказал: «Легион», потому что много бесов вошло в него (Лк. 8, 30). Этот бесноватый мучился много лет, был необычайно свиреп, разрывал на себе цепи, кидался в огонь и в воду и изрыгал хулу на Бога. Увидев Иисуса Христа, он назвал Его Сыном Бога Всевышнего, мучителем своим и повелителем, «ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека». 

Но люди, по-видимому, настолько привыкли к этим евангельским повествованиям о исцелении бесноватых, что редко кто задумывается над важностью и значением их и равнодушно прослушивает благовестия, не вникая в смысл откровения Божия. Немногие уразумевают слово Божие и больше по неверию в существование бесноватых и по убеждению, что они были просто душевнобольными, которых в евангельские времена так называли. Между тем эти повествования величайшей важности и открывают человечеству такие тайны Божий, без знания которых нельзя христианину существовать и исполнять заповеди Христа Спасителя. Область духа недоступна телесному зрению человека, но она имеет несомненное и преимущественное влияние на всю жизнь и деятельность человечества. Все, что есть невидимого в этой области, разъясняется нам словом Божиим, дабы люди не признавали явления духовные непонятными и потому несуществующими или иначе объяснимыми при помощи науки. Упорствуя в собственных понятиях, в своем неведении, под влиянием ложного просвещения, люди не обращают внимания на то, что эти евангельские повествования о бесноватых в переживаемое нами время приобретают единственное, руководственное значение для объяснения происходящего в жизни народов. Они указывают на истинную причину существующей в людях чрезмерной раздражительности, озлобленности и преступности, развивающихся с такой неудержимой силой; они выясняют основания происходящих потрясений и бедствий вследствие потери людьми правильного мышления, воли и влечения к добру и труду; они раскрывают поводы, послужившие для безумной решимости множества молодых людей, сбившихся с пути, на извращение свободы, на преступления, разбои, убийства и самоубийства, и даже для людей образованных и взрослых — на более утонченные и зверские, и, наконец, они разъясняют современные явления в области религии, порождающие сектанство, изуверство и прельщение ложной прозорливостью главарей всевозможных «толков и согласий». 

Зачем же читать в храмах эти повествования о исцелении бесноватых Иисусом Христом, если даже верующие, молящиеся в церквах, будут относиться к ним с недоверием, сомнением и равнодушием? Можно бы и прекратить эти чтения или заменить другими? Несомненно, так и мыслят некоторые. Но, следовательно, они предполагают, что Св. Евангелие писалось не на все времена и века, а только на некоторые, и теперь настало время торжества наук и просвещения, которые признают Св. Евангелие устарелым, неубедительным, недостаточно научным и отжившим свой век. Возможно ли такое предположение? Ведь это было бы богохульством и непростительным высокоумием! Евангелие не простая книга, недаром называется «Святым», написано оно не человеческим разумом и составлено не людьми науки, не последователями несовершенных в то время ученых сочинений, а изволением и внушением Духа Святого, чрез избранных учеников Сына Божия. Оно — неподражаемо ни по высоте учения, ни по духу, ни по слогу. Св. Евангелие вмещает вечную истину Христову, слово Божие. Может ли такое Откровение устареть, потерять свою силу, истинность, правдивость, святость и необходимость? Может быть, современные мыслители признают только некоторые места в Евангелии отжившими, как например о бесноватых, а все остальное все-таки основой христианской жизни? Тогда это еще менее основательно, так как истина не может быть частичной, половинчатой, временной или относительной: или все Евангелие есть вечная Истина, и каждое слово благовестия есть вечная правда Божия и величайшее откровение всему роду человеческому, или все Оно — не истина и человеческое измышление. 

Однако, соглашаясь с силою этих доводов, сомневающиеся все-таки восклицают в надежде, что невозможно найти бесноватых: неужели же и в наше время есть бесноватые, подобные евангельским? Можно ли этому поверить? Где они, кто наши бесноватые? 

Нельзя не верить Св. Евангелию, потому что в духовном отношении времена евангельские вечны. Что было тогда, при Христе, то существует и теперь, то будет и вечно, до предела, указанного Сыном Божиим. Именно с этой целью написано и проповедуется Св. Евангелие, чтобы люди во все времена умели различать вечную истину от сомнительной, научной правды и руководствовались Божиим Откровением. 

К несчастью, в наше время беснующихся гораздо больше, чем было их даже во времена языческие. Но не потому ли их не замечают, что человеческий глаз привык уже лицезреть порок, преступность и безнравственность? С другой стороны, люди, не допускающие существования злых духов поднебесных, не умеют различать и находить беснующихся. Надо прежде всего понимать, что такое беснование? Требуются знания, и нет другого пути к познанию духовной области, как внимательное изучение евангельских повествований и каждого слова Откровения. В Св. Евангелии указывается на весьма различные формы беснования. Были свирепые, были немые, глухие, параличные, безумствующие, кидающиеся в огонь и в воду, издававшие дикие крики, подражавшие крикам животных. Из Марии Магдалины было изгнано семь бесов, в Гадаринском бесноватом жил целый «легион» их. В наше время замечаются, кроме перечисленных, еще и другие формы беснования, соответствующие современному просвещению народов и иным условиям их жизни: есть пьянствующие до безумия, предающиеся всяким формам разврата и разгула, страдающие всевозможными маниями, до самых позорных, промышляющие убийствами, злобные молчальники, дикие фанатики, колдуны, изощряющиеся в хуле на Бога и в отрицаниях всего духовного, и прочее. Следовательно, беснование не есть болезнь, имеющая известные симптомы, признаки, проявления, определенную форму, в которой страдает какой-либо отдельный орган и можно было бы определить центр заболевания. Это не есть преимущественно нервная болезнь, страдание нервных центров или узлов, так называемая истерическая или судорожная форма, или даже исключительно душевная болезнь, сумасшествие. При бесновании замечается расстройство всех органов, всего организма, так как это болезнь духа, духовное страдание, прежде всего влияющая на сердце как центр жизни духа и непосредственно на мозг, т.е. на всю нервную систему и на кровообращение. Если бы заболевающие страдали только одним из органов или одной нервной системой, то было бы возможным оказывать им медицинскую помощь и найти средства, действующие преимущественно на ткани того или другого органа, но этим — то и отличаются духовные болезни от душевных и телесных, что на них лекарства решительно не имеют никакого вляния. Христос и пояснил Своим ученикам, что беснование лечится только молитвою и постом (Мф. 17, 21). 

Самое наименование болезни — «беснование» доказывает, что никто не нашел другого определения ее, как указанием причины заболевания. Человек своими поступками и действиями начинает походить на беса. И это определение совершенно точное. Беснование происходит ни от чего иного, как от присутствия в человеческом сердце сатанинского духа, диавольской силы, духа злобного, лукавого, лживого, преступного, развращенного, порочного, хульного, враждебного Господу Иисусу Христу, Его Церкви и всему христианскому. Человек, одержимый таким духом, естественно, весь изменяется, лишается своего прежнего облика, выражения глаз и лица, отличительных христианских качеств и становится неузнаваемым, необычайно злым, раздражительным, злобным, мстительным, ненавистным ко всему доброму и в особенности к нравственной чистоте других, к проявлениям добродетели, благочестия и делается вместе с тем скрытным и пугливым. У образованных и воспитанных людей внешние проявления беснования скрадываются, но зато внутреннее их состояние еще болезненнее. По силе злобы беснующегося можно заключить сколько в нем. один или несколько, падших духов; бывает, что и несколько человек не могут справиться с одним бесноватым. Ненависть бесноватого ко всему духовному, церковному и благодатному свидетельствует о происхождении и качествах духа, пребывающего в человеке. Что дух злобы вселяется только с одной целью, чтобы погубить душу человеческую, в этом не может быть сомнения, поэтому многие одержимые кончают самоубийством, бросаются в огонь и в воду или умирают скоропостижно от безнравственной жизни. Гадаринский бесноватый, избавленный Христом от целого «легиона» злых духов, покойно сел к ногам Сына Божия, но духи оказавшиеся на свободе, не могли терпеть такого поражения и по своей крайней злобе начали просить Господа позволить им войти хотя бы в стадо свиней, которое паслось не берегу озера. И что же? Они увлекли все стадо в воду и потопили его. Так жаждут падшие духи гибели, разрушения, уничтожения всего живущего и существующего при возможности им самим покинуть жертвы свои невредимыми. Всем известно, что дух, имеющий свою уплотненность, свои очертания, когда он свободен от человеческой плоти, проникает в другие тела, занимая в них пространства наподобие воздуха, но при том лишь отличии, что дух не нуждается во входах, а пронизывает и ткани, и стены. 

Чтобы уразуметь евангельскую истину о беснующихся, прежде всего нужно иметь ясное понятие о значении и влиянии сердца человеческого на духовную жизнь людей. Сердце не может быть пустым. Это нам свидетельствует не только Откровение Божие, но и все люди это сами ощущают, потому что стремятся наполнить свои сердца различными чувствами, и в особенности любовью к своим ближним и друзьям. По вопиющей несправедливости всего реже сердца человеческие наполняются любовью к Богу! Но Божественный закон совершен и требует, чтобы люди, рожденные духовно Духом Божиим, имеющие своим отцом Отца Небесного, возвращающиеся по смерти душою к своему Создателю, любили Его прежде и больше всех. Сначала препятствовало этому грехопадение человеческое. Тогда Отец Небесный предал за человечество Своего Единородного Сына, Который пострадал до крестной смерти и основал для спасения, освящения и укрепления человечества Церковь Свою и Таинства. Совершилось все это только по безпредельному желанию Божиему жить в сердцах человеческих. Но люди, одаренные свободною волею, противятся такому возрождению, счастию, благополучию и греховными навыками, преступными страстями, любовию к миру и его забавам по своему безволию сквернят и душу, и тело и изгоняют Христа из сердца. Только когда человек борется со страстями, освящается молитвою, Таинствами Покаяния и Св. Причащения — приближается благодать к его сердцу и снова входит в него. Но когда люди остаются нераскаянными, неосвященными, несоединенными со Христом, то к ним приближается злой дух. Страшно даже подумать, в какой опасности находятся те, которые не допускают даже мысли о существовании диавола и бесноватых! Кому же они не верят? Не верят Христу; не верят и св. Апостолу Петру, предупреждающему их словами: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, кого поглотить» (1 Пет, 5, 8). Не слушают и св. Апостола Павла, говорящего: «Братие мои! Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его; облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 10-12). В Св. Евангелии повелевается человеку жить внимательно, следить за собой, не оставлять сердце безблагодатным, сотому что враг-диавол ищет жертв, стремится войти в те сердца, которые свободны, греховны и чрез это представляются убежищами для злых духов. «Кто не со Мною, — говорит Иисус Христос, — тот против Меня». А когда нечистый дух выходит из человека, проходит по безводным местам, ища покоя, и, не обретая, говорит: «Возвращусь в дом мой (того же человека), откуда вышел», — и, пришед, находит его выметенным и убранным (т.е. свободным, нераскаянным, безблагодатным). Тогда идет и возьмет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедше, живут там, и бывает человеку тому последнее горше первого (Лк. 11, 23-26). В таком состоянии был Гадаринский бесноватый, мучимый «легионом» злых духов. Нераскаянные грешники, преданные одной животной жизни и своим страстям, ожесточенные в своем уме и безбожники, отпадают от Господа и становятся достоянием падших духов. Тогда они начинают заболевать беснованием: страсти доводят их до всех пороков, до омрачения умственных способностей, до извращения человеческих чувств. В безумном стремлении к одной чувственности они убивают свое здоровье и истощают нервную систему. Их начинает мучить и преследовать жестокая тоска, которая возбуждает зависть ко всему радостному и чистому, и ненависть ко всему доброму и нравственному. Постепенно усиливаясь, эта ненависть переходит в злобу, в потребность зла, вражды ко всему, что говорит о Боге, напоминает о святости, о правде жизни, и доходит до преступлений. Проявления всех этих чувств бывают настолько сильны, что они передаются и телу, которое начинает судорожно биться, корчиться, ломаться и устрашать этим окружающих. 

Где наши беснующиеся?! Они теперь и в городах, и в селах, и в деревнях, во всех слоях общества и народа, среди богатых и бедных, между учеными и неучами, в подвалах и в роскошных палатах, в училищах и в местах увеселений, не только на улицах и площадях, но даже и в книгах, газетах, картинках и во всякой печати. Прочтите у Достоевского «Бесы» — и узнаете типы, взятые из современной жизни. Раскройте газеты — и увидите в них целые столбцы ежедневных сообщений о самых чудовищных преступлениях, убийствах и грабежах, совершенных в припадках злобы, мести и заблуждения. Какое изощрение во лжи, клевете и обмане с целью возбудить и без того беснующихся против полезных и влиятельных деятелей! Сколько ежедневных жертв этого беснования, покончивших жизнь самоубийством! Все это перемешано с оскорбительными и кощунственными статьями, направленными против христианства, Православия, благочестия и приверженности народа к своим святыням. Зайдите в суд и послушайте речи знаменитых адвокатов и их последователей, защитников порока, преступлений и изуверства, стремящихся изо всех сил извратить правосудие. На лекциях и политических собраниях вслушайтесь в требования представителей социализма, равноправия и революции, потерявших всякое представление о справедливости, правде и христианских основах жизни, — и вы содрогнетесь! Рассмотрите витрины книжных лавок, газетные киоски и входы в электрические театры и вы поймете, как использована свобода беснующимися, порешившими изобрести средства к сильнейшему проявлению в людях животной чувственности, низменных инстинктов и стремления к разврату. 

Не видят около себя беснующихся! Но мало ли теперь бродящих по улицам, вблизи домов озлобленных неудачников, недоучек и полунищих с надвинутыми на глаза фуражками, смотрящих на вас с ненавистью и враждою и ищущих только повода к насилию и преступлению? Сколько всюду пресыщенных жизнью, разорившихся в страстях, с окрашенными лицами и обезцвеченными глазами, не имеющими в себе ничего святого, готовых из—за нескольких рублей предать и обезчестить кого угодно! Не мы ли все являемся свидетелями крайнего упадка народной и общественной нравственности, разрушающейся семейной жизни, извращения отношения детей к родителям, покушений детей на жизнь отца или матери — поругания всего того, что всегда считалось у христиан священным, неприкосновенным, почетным, геройским, славным и необходимым, — ниспровержение религиозных основ, государственных устоев и христианских установлений и, наконец, — открытой борьбы тайных организаций против Бога и служения диаволу? Разве это не древнее, языческое беснование?  

Где наши беснующиеся?! Но они столько пролили крови за эти годы, разрывая людей бомбами на куски, вырывая у государств лучших людей, не жалея сотни жертв и неповинных детей ради своего адского замысла, напрашиваясь на убийства, уничтожая и себя самих, если это неизбежно, и кончая свою судьбу отвержением Креста Христова перед казнью: кто же их не знает? Кто их не видел беснующимися в селах, деревнях и помещичьих усадьбах, когда они создавали потрясающие зрелища, сжигая вековые постройки, выкидывая имущество в окна опоенным крестьянам, истязая топорами и вилами лошадей и животных, пьянствуя и веселясь на пожарищах и под конец — оскверняя храмы? Не они ли вовлекли в беснование фабричную и деревенскую молодежь, которая продолжает наводить ужас на население — поджогами, воровством, ночными разгулами, угрозами, местью и отвержением Бога, всего священного и дорогого русским людям?! 

Что же надлежит делать пастырям Церкви, как не соблюдать положенное святыми отцами и читать в известные дни в храмах евангельские повествования о бесноватых, разъяснять людям вечную истину Христову и призывать их на единственный путь спасения, вразумления, исцеления и предохранения от столь страшной, духовной болезни молитвою и постом?! Аминь.