СЛОВО АРХИЕПИСКОПА СЕРАФИМА (ИВАНОВА), ЧИКАГСКОГО И ДЕТРОЙТСКОГО (+1986Г.) В ПАМЯТЬ СВ. ПРАВ. ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО.

О. Иоанн Кронштадтский — величайший праведник нашей эпохи.

«Русский Николай Чудотворец». «Пасхальный батюшка». «Всероссийский молитвенник». «Солнце Русской Церкви». «Святой провидец». «Великий праведник». «Гость райской стороны».

Вот какими любовными наименованиями наградила благочестивая православная Русь своего любимейшего пастыря батюшку отца Иоанна Кронштадтского!

Даже из прославленных русских угодников мало кто был так почитаем на Руси, как отец Иоанн. Разве преподобный Серафим Саровский — тоже пасхальный, тоже весь сияющий отраженным райским светом.

Мир во зле лежит. И удел земных человеков претерпевать великия скорби в сей земной юдоли. «Многи скорби (даже) праведникам» — глаголет св. Псалмопевец. То же свидетельствует и Сам Господь Иисус Христос. Вспомним Его Заповеди Блаженства. В них как бы два плана. Первая половина каждой заповеди — земной удел человека: смиряться, плакать о грехах, быть кротким, алкать и жаждать правды, быть гонимым. Вторая половина — небесный план. Царствие Божие. Там — радость и утешение, там — зрение Бога, там на небесах сыны Божии великую мзду обретут.

«Да обретут ли?» — вопрошает с сомнением, с головой во тьму греха погрязшее человечество.

Всемилостивый Господь ответствует ему... Пасхой. Пасха — прообраз райского жития воскрешенной и преображенной плоти человеческой. Пасхальное настроение — небесное настроение. Пасхальные человеки — небожители. Мало таких, но были и есть. Первый среди них Николай Чудотворец, скорый помощник, победный, радостно-торжественно ходящий пред Богом, преизбыточествующий великой сострадательной любовию ко всем страждущим. Белый, радостный, пасхальный. Св. Николай и поможет, часто в мелочах, и утешит, и согреет, и возлюбит, как родное дитя, даже закоренелого грешника. Как такого милостивца не возлюбить ответно?

Пасхальным духом радостного прославления Господа святителя Николая преисполнен и отец Иоанн Кронштадтский. Потому-то и прозвали его русским Николаем Чудотворцем и пасхальным батюшкой.

Светловолосый, голубоглазый, с любовной светлой улыбкой на устах, весь светящийся причастной радостью (почти полвека ежедневно причащался), — он поистине являл собой земного ангела и небесного человека. Самому себе не принадлежал совсем, особенно во вторую половину своего жития. Только Богу и людям.

Его можно, конечно, назвать и богоносцем. Господь Иисус Христос даровал христианам Свое Пречистое Тело и Свою Святейшую Кровь, чтобы как бы сроднить их с Собой, обожить, сотворить причастниками Пакибытия. Отец Иоанн, чрез ежедневное причащение Св. Таин полностью восприял в себя благодатныя Божия дары, сделался родным, присным Христу Спасителю, подлинным Богоносцем, храмом Бога Живого (1 Кор. 3, 16).

«Сыне, даждь мне твое сердце» — говорит Господь (Пр. 23, 26)... и «Отец Мой возлюбит тя, и Мы приидем к тебе, и Обитель в тебе сотворим» (Иоан. 14, 23).

Видеть такого Богоносца, слышать его вдохновенныя молитвы и соучаствовать в них составляло великое духовное наслаждение для русского народа. Отец Иоанн проходил в своей жизни перед ним, как носитель веры побеждающей, торжествующей, ликующей. Потому-то так неудержимо тянулись к нему люди, так жаждали его. Они говорили в себе: «Пусть мы немощны и грешны, но, вот, есть в мире праведник; который препобеждает греховную человеческую природу. Есть такая душа христианская, которая преодолела грех и получила благодатную силу великого молитвенного дерзновения, которая только и торжествует о красоте сладчайшего Иисуса».

О такой вере русского народа в праведника на земле прекрасно сказано в «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевского. Эту веру имел даже Смердяков — искалеченный жизнью безбожник, один из прообразов современного большевизма.

Кто из нас не стремился хотя бы только мысленно повидать праведника, святого человека? И какую неизреченную радость испытывали те, кому посчастливилось, часто после долгих и нелегких поисков, обрести праведника и насытить свою алчущую душу от его пира веры...

Но, вернемся к отцу Иоанну.

Какую истину христианскую паче иных возлюбил отец Иоанн? О чем наипаче он любил проповедывать? — На это хорошо отвечает Блаженнейший митрополит Антоний (Храповицкий – ред.) в речи, сказанной в Петербурге в сороковой день кончины великого кронштадтского пастыря.

«Излюбленная мысль отца Иоанна, которая главенствует в его проповедях и дневниках» — говорит владыка Антоний — «есть та дорогая для православного сознания истина, что все мы в Боге составляем одно: ангелы, святые угодники и христиане, совершающие свое спасение, живые и умершие. Ближайшими способами этого единения являются: возношение души нашей к Богу в молитве и теснейшее соединение со Христом Богом в святейшем Таинстве Евхаристии...»

Отец Иоанн, как известно, не отличался какими-либо гениальными способностями. Говорил он просто, без всякого витийства. Тем поразительней было влияние его слов на народ, который часто всей церковью рыдал и громко каялся во время его проповедей.

Разгадку сего удивительно дивного явления дает нам, в молодых годах скончавшийся, Таврический епископ Преосвященный Михаил (Грибановский). Он так выразился про отца Иоанна:

«Это человек, который говорит Богу и людям только то, что говорит ему его сердце: столько он проявляет в своем голосе чувства, столько оказывает людям участия и ласки, сколько ощутит их в своем сердце; и никогда в устах своих не прибавит сверх того, что имеет внутри своей души. Это есть высшая степень духовной правды, которая приближает человека к Богу».

И действительно, отец Иоанн был во всём сама искренность, сама правда. Это сказывалось у него особенно во время молитвы; некоторые возгласы он произносил, следуя своему возвышенному душевному настроению, громко и восторженно, а другие тихо и спокойно. В служении его Богу все было проникнуто этой высшей искренностью. Ничего от позы. Ни одного фальшивого тона.

Через эту свою искренность, через непрестанное алкание и жаждание правды Божией отец Иоанн стяжал чистоту сердечную, которая открыла его духовному взору лицезрение самого Божества.

Другой характерной особенностью отца Иоанна, как и святителя Николая, о чем упоминали выше, была его великая сострадательная любовь к людям. Это поистине сверхчеловеческий подвиг. Легко любить близких, родных, друзей. Когда кто-либо из них заболеет, молитва сама просится в душу. Можно помолиться за постороннего, когда просят, что и делает наше духовенство. Но, суметь помолиться за постороннего, как за своего родного и близкого, как за своего отца или мать, за сына или дочь, когда они в беде, — это дано немногим. А молиться таким образом ежедневно и за сотни людей — это уже вышеестественно, это особый чудесный дар Божий. И сим даром вполне обладал отец Иоанн, тем самым уподобляясь самому Дародавцу Христу Спасителю.

Потому-то стали находиться люди, почитавшие отца Иоанна за вторично воплотившегося Иисуса Христа. Возникла целая секта “иоаннитов”, решительно осужденная как Церковью, так и самим отцом Иоанном.

Итак, отец Иоанн был великой любви человек, был он великий молитвенник и чудотворец. Но этого мало. Господь наделил его еще даром прозорливости, даром прозрения будущего, даром пророческим. Он поистине был послан Богом к русскому народу как бы небесным вестником предупредить его о грозных грядущих испытаниях, если он не опомнится, не покается и не возвратится на Божии стези, по которым он шествовал без малого тысячу лет и с которых так легкомысленно и преступно стал сходить в последния десятилетия перед революцией. Не вина отца Иоанна, что народ не внял его пророческому голосу.

Отец Иоанн сподобился также исповеднического венца и даже как бы мученичества. Всяк зол глагол изрыгали на него почти все либеральныя газеты, а их, увы, тогда было большинство в России. С репертуара столичных и провинциальных театров в последние годы его жизни не сходила пьеса «Черные вороны», в которой один из персонажей был злой и пасквильной каррикатурой на отца Иоанна. Наконец, он был однажды и физически избит до полусмерти и изувечен изуверами от революции — предтечами большевизма. До конца своей жизни ему не удалось оправиться от последствий этого ужасного избиения. Может быть, он и не хотел избавиться от сего соучастия крестному подвигу Спасителя.

Такова была жизнь во Христе этого великого праведника нашего времени.

Нам надо углубляться все более и более в эту святую и великую жизнь, правильнее сказать житие. Надобно изучать с любовию каждый даже мелкий штрих его. С тихим умилением выслушивать простыя безыскуственныя повествования исцеленных отцом Иоанном или их сродников. Многия из этих повествований похожи одно на другое, но ведь это живая правда, подлинныя свидетельства. Это быль. А простая неприкрашенная быль безконечно ценнее самой красивой фантазии.

Очень душеполезно черпать чистую живую воду из бездонного кладезя его Духом Святым просветленного богомудрия. Как бы с ним самим беседовать, читая его творения.

Наш Архиерейский Собор (Русской зарубежной церкви — ред.) 1953 года единодушно признал, что отец Иоанн есть истинный угодник и праведник Божий, стяжавший великую благодать и милость у Господа. Собор пока не решился взять на себя почин в устроении всенародного торжества прославления, предоставляя это дело особому указанию воли Божией. В тоже время он постановил обратиться к почитателям отца Иоанна с предложением усугубить молитвы о приближении часа прославления сего великого угодника Божия.

Откликнемся же, братие, на сей архипастырский зов и в молитвах своих, утренней зорькою ранней или поздним тихим вечером, в каждодневии воздохнем молитвенно от всего сердца о приближении вожделенного времени всенародного прославления отца Иоанна.

Его же самого, как живого, станем слезно умолять, с сокрушенным сердцем о предстательстве за нас грешных, в общенуждии нашем, и за многострадальную, истерзанную, измученную Родину — мать нашу — Россию.

1958г.