Слово протоиерея Сергия Модестова (+1914г.) в день святителя Ионы, митрополита Московского.


Слово протоиерея Сергия Модестова (+1914г.) в день святителя Ионы, митрополита Московского.

     Святой Иона с юных лет возлюбил уединение и труды монашеского жития. Еще в 12 лет он поступил в один из монастырей на своей родине в Костромской губернии, по­том продолжал иноческие подвиги в московском Симоно­ве монастыре. Однажды митрополит Фотий, посещая Си­монов монастырь и обходя церкви и службы монастырс­кие, нашел в пекарне Иону, спящего с кротким, величест­венным видом и заметив, что персты правой руки его сло­жены как бы для благословения, сказал окружающим, что этот юный инок будет первым святителем земли Русской. Определение Божие о высоком служении Ионы постепенно приходило в исполнение. Избранием собора иерархов, утвержденным великим князем, святой Иона был возве­ден в сан епископа Рязанского и Муромского и в 1448 го­ду был поставлен на кафедру митрополии Всероссийской.
     В дни святительства Ионы Церковь и отечество наше подвергались великим опасностям: с одной стороны, осо­бенно усилились притязания папы Римского подчинить Русскую Церковь своей власти и совершенно отторгнуть от единства Церкви православной многие искони русские области, бывшие под властью польского короля, с другой — постоянную скорбь причиняли татары, с огнем и мечом проходившие внутрь страны, пользуясь слабостью и усобицами русских князей. Святой Иона, неусыпный страж православия, зорко наблюдал козни Римского папы и своими распоряжениями и посланиями старался охранить нераздельное единство Церкви православной. Он даже сам отправлялся в Литовские пределы для благоустройства дел церковных. Тем же чувством любви к православию святой Иона руководствовался в отношении православной восточной Церкви. В его время, с завоеванием турками Константинополя в 1453 году, совершилось окончательное падение Греческого царства. Православная восточная Цер­ковь, подавленная и уничтоженная дикими выходцами из Азии, поклонниками Магомета, могла находить единст­венную поддержку только в православной России. Перво­святитель русский горячо принял к сердцу скорбь право­славных Востока: он делал воззвания ко всем князьям, епископам и всему православному христианству России оказывать вещественную помощь для облегчения участи страждущих христиан Востока и выкупа плененных тур­ками. Святой Иона в самое благопотребное время под­держал готовую прерваться нить союза отечества нашего с православной восточной Церковью, который впоследствии, через ряд веков, охраняемый промыслом Божиим, послужил залогом спасения угнетенных рабством христи­ан Востока помощью и оружием России.
    С истинной ревностью о поддержании православия святой Иона соединял в сердце своем глубокое чувство любви к отечеству. Он не только старался содействовать счастью и благоденствию России умиротворением и прекращением смут и междоусобий княжеских, но в тяжкие минуты ослабления нашего отечества от внешних врагов являлся как истинный пастырь, готовый положить душу за паству свою. В 1451 году, когда татары проникли до Москвы и осадили ее, великий князь выехал из нее для собрания войск, для отражения врагов. Святой Иона ос­тался в Кремле с осажденными. Татары зажгли Московс­кие посады, и святитель при зное пламени, в облаках ды­ма и под неприятельскими стрелами совершал крестные ходы по стенам осажденного Кремля для молитвенного ободрения защитников и умилостивил Бога к ниспосла­нию помощи. Молитвами святителя град был избавлен от страшной опасности. После вылазки, во время которой ободренные защитники бились до вечера, татары утром неожиданно бежали, оставив тяжелые запасы в добычу осажденным. И после сего сколько ни было случаев напа­дений татарских, Господь, по молитвам угодника, не ос­тавлял отечество наше Своей всесильной помощью. Свя­тому Ионе было открыто от Господа утешительное обетование о скором одолении татарской орды и самодержавии великих князей московских.
    Совершив жизненный подвиг многотрудного служе­ния Церкви и отечеству на первосвятительском поприще, святой Иона скончался в глубокой старости в 1461 году и от небесного пастыреначальника увенчан славным венцом нетления и чудотворения от мощей его, которые и доны­не, почивая в московском Успенском соборе, служат не­молчным свидетельством Божия благоволения к право­славному отечеству нашему. Чтя священную память мо­литвенника о земле русской святого Ионы, будем подра­жать вере его и ревности к постановлениям Церкви пра­вославной, которых он был самым строгим блюстителем в дни своего святительства, так что нередко Сам Бог устами его изрекал Свой грозный суд на нарушителей долга хри­стианского повиновения церковной власти. Будем питать в сердце своем ту же неизменную любовь к отечеству сво­ему, которая одушевляла иерарха, помня, что наше отечес­тво возросло в силе и возмужало в крепости под непо­средственным осенением промысла Божия, предначертав­шего ему путь и порядок жизни государственной, который и должен быть храним как установление божественное.