Слово протоиерея Сергия Модестова (+1914г.) в день святителя Ионы, митрополита Московского.
Святой Иона с юных лет возлюбил уединение и труды монашеского жития. Еще в 12 лет он поступил в один из монастырей на своей родине в Костромской губернии, потом продолжал иноческие подвиги в московском Симонове монастыре. Однажды митрополит Фотий, посещая Симонов монастырь и обходя церкви и службы монастырские, нашел в пекарне Иону, спящего с кротким, величественным видом и заметив, что персты правой руки его сложены как бы для благословения, сказал окружающим, что этот юный инок будет первым святителем земли Русской. Определение Божие о высоком служении Ионы постепенно приходило в исполнение. Избранием собора иерархов, утвержденным великим князем, святой Иона был возведен в сан епископа Рязанского и Муромского и в 1448 году был поставлен на кафедру митрополии Всероссийской.
В дни святительства Ионы Церковь и отечество наше подвергались великим опасностям: с одной стороны, особенно усилились притязания папы Римского подчинить Русскую Церковь своей власти и совершенно отторгнуть от единства Церкви православной многие искони русские области, бывшие под властью польского короля, с другой — постоянную скорбь причиняли татары, с огнем и мечом проходившие внутрь страны, пользуясь слабостью и усобицами русских князей. Святой Иона, неусыпный страж православия, зорко наблюдал козни Римского папы и своими распоряжениями и посланиями старался охранить нераздельное единство Церкви православной. Он даже сам отправлялся в Литовские пределы для благоустройства дел церковных. Тем же чувством любви к православию святой Иона руководствовался в отношении православной восточной Церкви. В его время, с завоеванием турками Константинополя в 1453 году, совершилось окончательное падение Греческого царства. Православная восточная Церковь, подавленная и уничтоженная дикими выходцами из Азии, поклонниками Магомета, могла находить единственную поддержку только в православной России. Первосвятитель русский горячо принял к сердцу скорбь православных Востока: он делал воззвания ко всем князьям, епископам и всему православному христианству России оказывать вещественную помощь для облегчения участи страждущих христиан Востока и выкупа плененных турками. Святой Иона в самое благопотребное время поддержал готовую прерваться нить союза отечества нашего с православной восточной Церковью, который впоследствии, через ряд веков, охраняемый промыслом Божиим, послужил залогом спасения угнетенных рабством христиан Востока помощью и оружием России.
С истинной ревностью о поддержании православия святой Иона соединял в сердце своем глубокое чувство любви к отечеству. Он не только старался содействовать счастью и благоденствию России умиротворением и прекращением смут и междоусобий княжеских, но в тяжкие минуты ослабления нашего отечества от внешних врагов являлся как истинный пастырь, готовый положить душу за паству свою. В 1451 году, когда татары проникли до Москвы и осадили ее, великий князь выехал из нее для собрания войск, для отражения врагов. Святой Иона остался в Кремле с осажденными. Татары зажгли Московские посады, и святитель при зное пламени, в облаках дыма и под неприятельскими стрелами совершал крестные ходы по стенам осажденного Кремля для молитвенного ободрения защитников и умилостивил Бога к ниспосланию помощи. Молитвами святителя град был избавлен от страшной опасности. После вылазки, во время которой ободренные защитники бились до вечера, татары утром неожиданно бежали, оставив тяжелые запасы в добычу осажденным. И после сего сколько ни было случаев нападений татарских, Господь, по молитвам угодника, не оставлял отечество наше Своей всесильной помощью. Святому Ионе было открыто от Господа утешительное обетование о скором одолении татарской орды и самодержавии великих князей московских.
Совершив жизненный подвиг многотрудного служения Церкви и отечеству на первосвятительском поприще, святой Иона скончался в глубокой старости в 1461 году и от небесного пастыреначальника увенчан славным венцом нетления и чудотворения от мощей его, которые и доныне, почивая в московском Успенском соборе, служат немолчным свидетельством Божия благоволения к православному отечеству нашему. Чтя священную память молитвенника о земле русской святого Ионы, будем подражать вере его и ревности к постановлениям Церкви православной, которых он был самым строгим блюстителем в дни своего святительства, так что нередко Сам Бог устами его изрекал Свой грозный суд на нарушителей долга христианского повиновения церковной власти. Будем питать в сердце своем ту же неизменную любовь к отечеству своему, которая одушевляла иерарха, помня, что наше отечество возросло в силе и возмужало в крепости под непосредственным осенением промысла Божия, предначертавшего ему путь и порядок жизни государственной, который и должен быть храним как установление божественное.
|