Шкаровский М. В.
Собор Казанской иконы Божией Матери – храм-памятник Отечественной войны 1812 г.
В сентябре 2011 г. все верующие жители Санкт-Петербурга праздновали 200-летия кафедрального собора во имя Казанской иконы Божией Матери – храма-памятника Отечественной войны 1812 г., в стенах которого похоронен фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов. Празднование возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В связи с этим юбилеем повышенное внимание привлекает история собора, самым малоизвестным период которой являются первые послереволюционные годы. Храм был построен в 1801-1811 rr. по проекту выдающегося русского архитектора А.Н. Воронихина. Главной святыней собора является Петербургский образ чудотворной Казанской иконы Божией Матери.
После начала Отечественной войны 1812 г. назначенный главнокомандующим русской армией князь М.И. Кутузов, готовясь к отъезду на фронт, 11 августа молился в Казанском соборе перед чудотворной иконой о спасении России. Впоследствии М.И. Кутузов передал в дар Казанскому собору 40 пудов серебра, отбитого донскими казаками атамана М.И. Платова у французов, награбивших ценности в русских церквах.
Вскоре Казанскому собору суждено было стать храмом-памятником в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. и усыпальницей одного из величайших российских полководцев светлейшего князя М.И. Кутузова. 13 июня 1813 г. его похоронили в склепе в северном приделе Казанского собора. В 1814 г. могила Кутузова была ограждена низкой решеткой из темной бронзы с золочеными венками. Над могилой помещена мемориальная доска из красного мрамора, над ней Смоленская икона Божией Матери, которая была у гроба Кутузова перед его преданием земле, и картина Ф.Я. Алексеева, изображающая крестный ход на Красной площади в 1612 г. в честь освобождения Москвы от польских интервентов. Оформление могилы Кутузова – последнее, что сделал А.Н. Воронихин в Казанском соборе. В храме также были размещены многие трофеи войны с наполеоновской Францией: 107 французских знамен и штандартов, ключи от восьми крепостей и 17 городов, взятых русскими войсками, а также жезл маршала Даву, захваченный в сражении.
15 июля 1814 г. вернувшийся из Франции после окончательной победы над Наполеоном император Александр I горячо благодарил Спасителя у чудотворной Казанской иконы за дарованное торжество над «двунадесятью языками». В память об этой победе был установлен особый молебен, который служили в первый день Рождества Христова (когда французы покинули пределы России) во всех соборах страны, и прежде всего в Казанском, где он впервые прозвучал 25 декабря 1814 г. После смерти Александра I его тело было доставлено из Таганрога в Петербург и находилось в Казанском соборе с 6 по 13 марта 1826 г.
В дальнейшем, вплоть до советского периода, у священной могилы М.И. Кутузова духовенство собора дважды в год: 6 сентября, в день тезоименитства, и 16 апреля, в день кончины фельдмаршала, служило панихиды. Побывав у могилы полководца А.С. Пушкин написал известное стихотворение «Перед могилою святой...». В 1834-1836 гг. серебра, отбитого казаками атамана М.И. Платова у французов, был изготовлен иконостас по проекту архитектора Константина Тона.
Глубоко символично, что именно площадь перед Казанским собором была избрана местом для установки памятников М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли. 25 декабря / 7 января 1837 г., в день 25-летия изгнания наполеоновских войск из пределов России, после молебна под орудийные салюты в присутствии императора Николая I были открыты бронзовые памятники полководцам работы скульптора Б.И. Орловского. Они еще больше подчеркнули значение Казанского собора, как храма- памятника русской воинской славы,
В 1912 г. Казанский собор стал центром празднования 100-летия Отечественной войны 1812 г. в Санкт-Петербурге. 26 августа – в годовщину Бородинской битвы торжественную литургию совершал будущий Патриарх архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский), после ее окончания на гробницу Кутузова была возложена медаль, отчеканенная в память столетия Отечественной войны. Правда, при подготовке к юбилею большая часть находившихся в соборе трофеев – отбитых у неприятеля знамен, ключей от городов и жезл маршала Даву – передали на вечное хранение в Музей 1912 года в Москве.
В 1917 г. начался период трагических потрясений и расколов в церковной жизни, а также ожесточенных антирелигиозных акций со стороны советских властей, которые в конечном итоге и привели к закрытию Казанского собора 25 января 1932 г. В августе 1918 г., в период так называемого
«красного террора», был арестован настоятель собора (с 10 октября 1913 г.) священномученик протоиерей Философ Николаевич Орнатский. Произошедший 9 августа арест известного пастыря вызвал серьезные волнения среди верующих, в связи с чем Братство приходских советов Петрограда и епархии, а также народный комиссар просвещения А.В. Луначарский обращались к председателю Совета комиссаров Союза коммун Северной области и Петроградского совета Г,Е. Зиновьеву с просьбой освободить содержащегося в Кронштадтской тюрьме отца. Однако эти ходатайства успеха не имели, и осенью 1918 г. пастырь был расстрелян вместе со своими сыновьями Борисом и Николаем (в 2000 г. они были прославлены в лике святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви).
На посту настоятеля Казанского собора отца Философа сначала сменил протоиерей Василий Маренин, а в 1921 г. – протоиерей Николай Кириллович Чуков – будущий митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий. В этот период по требованию советских властей прихожанам пришлось подписать договор о взятии в свое пользование здания собора со всем богослужебным имуществом (19 октября 1919 г.), а также предоставлять в районные органы власти инвентарные описи имущества.
В 1922-1923 гг. всю Русскую Православную церковь потрясли трагические события связанные с кампанией изъятия церковных ценностей, проведением так называемого обновленческого раскола и репрессиями священнослужителей, оставшихся верными отстраненному от управления и арестованному Патриарху Тихону. Все эти события самым непосредственным образом отразились на истории Казанского собора.
Основная акция изъятия ценностей была проведена в храме 5-9 мая 1922 г., правда, уникальный серебряный иконостас тогда не тронули. Однако уже 13 мая, несмотря на негативное отношение Главмузея иконостас был частично разобран. В дальнейшем 14-18 мая весь иконостас разобрали и изъяли. Петроградские власти не приняли во внимание и телеграмму председателя ВЦИК М.И. Калинина председателю губернского исполкома Г.Е. Зиновьеву от 20 мая с указанием передать снятые скульптурные части иконостаса Государственному Эрмитажу. Весь иконостас был уничтожен и, по некоторым сведениям, переплавлен на первые советские серебряные полтинники.
16-17 мая из Казанского Собора в Эрмитаж передали 36 уникальных предметов из драгоценных металлов: серебряное кадило 1644 г., серебряная дарохранительница, пожертвованная императрицей Анной Иоанновной в 1737 г., два венца 1739 г., выносной серебряный крест 1787 г., большое Петровское Евангелие с серебряными украшениями 1703 г., большое Елизаветинское Евангелие в серебряном окладе и т.д. Значительную часть намеченных к изъятию ценностей, общим весом свыше 10 пудов серебра (около 200 килограмм) прихожане выкупили, пожертвовав равные по весу свои личные серебряные предметы. Всего же из собора изъяли богослужебной утвари, окладов икон и частей иконостаса общим весом почти 125 пудов (около двух тонн) серебра и 63 золотника золота.
Вскоре – в июне 1922 г. настоятель Казанского собора протоиерей Николай Чуков был арестован и осужден на процессе священномученика митрополита Петроградского Вениамина (Казанского). Первоначально отец Николай был приговорен к смертной казни, но затем этот приговор был заменен на 5 лет заключения. 24 ноября 1923 г. ВЦИК освободил протоиерея от дальнейшего отбытия срока наказания, но вернуться к своему прежнему служению отец Николай уже не смог, так как к этому времени Казанский собор был захвачен обновленцами.
Первоначально, после возникновения организованного советскими властями обновленческого раскола, община и члены причта Казанского собора перешли в так называемую Петроградскую автокефалию, которая в условиях ареста Патриарха Тихона активно противостояла обновленцам на Северо-Западе России. В это время настоятелем собора служил протоиерей Василий Прозоров. Однако в начале весны 1923 г. руководство Петроградской автокефалии было разгромлено ГПУ (отец Василий Прозоров тоже оказался арестован и осужден), и под ударами карательных органов она фактически распалась и перестала существовать. В этих условиях Казанский собор был 12 марта 1923 г. захвачен обновленцами, и до ноября являлся кафедральным храмом обновленческой Петроградской епархии. С 12 марта по 17 сентября его настоятелем служил протоиерей Лев Теодорович, а с 17 сентября по 25 ноября 1923 г. – обновленческий архиепископ Петроградский и Лужский Артемий (Ильинский).
После освобождения в июне 1923 г. из заключения Патриарха Тихона многие обновленческие общины вернулись под окормление Первосвятителя. Появились подобные настроения и среди прихожан Казанского собора, но в конечном итоге с помощью советских властей обновленцам удалось сохранить храм за собой. В дальнейшем, с 25 ноября 1923 по 17 января 1925 гг. Казанский собор принадлежал отколовшейся от обновленцев группе «Живая церковь», которую возглавлял протопресвитер Владимир Красницкий, ставший новым настоятелем храма. Однако ему пришлось столкнуться с нежеланием подавляющего числа прихожан посещать собор и войти в состав «двадцатки».
Хотя руководителю «Живой церкви» в дальнейшем удалось сформировать приходской совет, но «тучи» над ним сгущались. Не хватало даже минимально необходимых средств на проведение ремонтных работ и содержание в порядке богослужебного имущества. В конце концов, из-за невозможности обеспечить содержание Казанского собора его здание было отобрано от группы «Живая церковь» и по договору от 17 января 1925 г. передано новому приходскому совету, подчинявшемуся обновленческому Ленинградскому Епархиальному управлению. С этого времени до своего закрытия 25 января 1932 г. храм был кафедральным собором обновленцев. Поэтому с 20 января 1925 г. по июнь 1927 гг. его настоятелем официально считался обновленческий митрополит Ленинградский и Гдовский Вениамин (Муратовский), а с июня 1927 по январь 1932 гг. – митрополит Ленинградский Серафим (Руженцев). Фактически же обязанности настоятеля с января 1925 по 1927 гг. исполнял протопресвитер Александр Боярский.
Несмотря на переход собора к обновленцам, давление на его общину со стороны советских органов власти продолжалось. Так 9 апреля 1925 г. из церковной библиотеки были изъяты 243 пуда (около 4 тонн) книг и брошюр. В начале марта 1926 г., после вмешательства ОГПУ, была закрыта существовавшая при Казанском соборе, вопреки советским законам, небольшая богадельня для престарелых. Тем ни менее до конца 1930 г. в здании собора проводились постоянные заседания обновленческого Ленинградского Епархиального совета.
В связи с проведением в конце 1920-х – начале 1930-х гг. в СССР массовой кампании закрытия приходских храмов, была решена и судьба Казанского собора. Сначала, чтобы придать закрытию видимость законности, ленинградские власти в январе 1931 г. стали собирать соответствующие наказы трудовых коллективов депутатам Ленсовета XIII созыва. Получив этот «аргумент», инспектор по делам культов Смольнинского района 6 октября 1931 г. написал докладную записку в президиум райсовета с обоснованием необходимости закрытия. После этого 26 декабря 1931 г. Президиум Леноблисполкома постановил закрыть Казанский собор. Правда, у прихожан еще оставалась возможность обжаловать это постановление во Всероссийском центральном исполнительном комитете (ВЦИК), что они и сделали. 4 января 1932 г. приходской совет подал в Комиссию по делам культов В1ЯИК ходатайство об оставлении храма в руках верующих. Однако уже 9 января секретариат председателя ВЦИК М.И Калинина написал президиуму Ленинградского облисполкома об отклонении ходатайства верующих.
В этих обстоятельствах приходской совет 21 января 1932 г. передал городским властям заявление о желании общины Казанского собора войти в состав общины Спасо-Успенского собора на Сенной площади и опись имущества, которое верующие хотели бы передать в Спасо-Успенский собор (в том числе чудотворную Казанскую икону Божией Матери). Такое согласие было получено, и 25 января храм опечатали.
Преодолев сопротивление верующих, президиум Смольнинского райсовета 29 января принял решение о передаче собора Академии Наук СССР под Музей истории религии. 5 февраля здание Казанского собора по акту передали в пользование представителю Академии Наук. И только 10 марта 1932 г. было принято официальное постановление Президиума BUHK об утверждении решения Леноблисполкома о закрытии Казанского собора. Так завершилась драматичная история общины храма в послереволюционный период.
Даже после закрытия Казанский собор играл значительную роль в патриотическом воспитании горожан и солдат в годы Великой Отечественной войны. На площади перед храмом у памятников полководцам Кутузову и Барклаю де Толли давали клятву уходившие на защиту Ленинграда воины. Для этой цели памятники в виде исключения не были закрыты мешками с песком. Одновременно воины посещали и расположенную в соборе могилу фельдмаршала М.И. Кутузова. В архивах имеются фотографии, запечатлевшие эту церемонию. Уже в первые месяцы войны антицерковная экспозиция занимавшего храм Музея истории религии была закрыта, и к осени 1941 г. устроена выставка «Героическое прошлое русского народа». Живописные полотна, рассказывавшие о военной истории России, и плакаты, призывавшие к борьбе с захватчиками, были размещены сначала напротив собора, а в октябре – на его колоннаде. С 1942 г. в Казанском соборе была развернута выставка «Отечественная война 1812 г.», которую активно посещали делегации с фронта.
В послевоенное время в соборе размещался крупнейший в Советском Союзе Музей религии и атеизма, где хранились изъятые мощи многих почитаемых Русской церковью святых: преп. Серафима Саровского, св. кн. Александра Невского, преп. Иоасафа Белгородского, Соловецких чудотворцев и др. Все они были возвращены верующим в конце 1980-х – начале 1990-х гг.
В 1996 г. в соборе стали совершаться ежедневные службы, 29 марта 1998 г. он был освящен Санкт-Петербургским митрополитом Владимиром, а в декабре 1999 г. храм был полностью передан Санкт-Петербургской епархии, и Патриарх Алексий II подписал указ о присвоении Казанскому собору статуса кафедрального.