СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ ПЕТРА ШУМОВА (+1914Г.) В НЕДЕЛЮ 28-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
День воскресный и его провождение.

Шесть дней есть, в няже достоин делати: в тыя убо приходяще целитеся, а не в день субботний (Лук. 13, 14).

Из ныне чтенного Евангелия мы слышали, как Спаситель в день субботний в синагоге исцелил одну скорченную женщину. Он возложил на нее свою руку, она выпрямилась и стала славить Бога. День праздничный и такое великое святое дело — помощь страждущей — что может быть согласнее одного с другим? День праздничный, день святой освятить таким святым делом!... Но нет — такое благодеяние со стороны Спасителя подверглось осуждению со стороны начальника синагоги. Он, не смея сказать что нибудь Христу, сказал собравшемуся народу: шесть дней есть, в няже достоин делати: в тыя убо приходяще целитеся, а не в день субботный, т. е. вы бы приходили исцеляться в дни будничные, а день субботний не на то дан. Какое неправильное понятие о праздничном дне! Какой грубый взглад на субботний покой! будто бы в день субботний нельзя делать дел милосердия. Иудеи действительно имели неправильныя понятии о субботнем дне. Они думали, что субботний покой состоит в неделании ничего, в полном бездействии. Но, братие, правильнее ли наши понятия о днях праздничных? остановимся на этом.

Со времени воскресения Христова вместо субботы мы празднуем каждую неделю день воскресный — первый день недели. Нет нужды доказывать важность и святость этого дня, когда Церковь так торжественно прославляет победу Христа в этот день над смертию, диаволом, разрушение им ада и отверзение им заключенных дотоле дверей в царство небесное. Христос воистину победил смерть, воскресши из мертвых, Своею Божественною силою. Он воистину сделал этот день светлым, радостным, так как, воскресши Сам, и нам подал надежду на воскресение для вечных радостей. Смерть, диавол побждены, ад разрушен, вход в царство небесное открыт всем — какия все великия милости со стороны Спасителя воспоминаются в день воскресный! Да, это такия милости, подобних которым не было никогда. Понятно после сего, что это за день для христианина? это день великих дум его о благодеяниях Божиих оказанных ему, — это день, когда он весь должен отдаться неземному — попечению о душе, о своем спасении, — это день Христов, и он весь его должен отдать Христу, тому, что приближает его к Нему, что делает его приятным Ему, что подает ему надежду на воссоединение — вечное соединение с Ним в царстве Его. Древние христиане имели великое благоговение к этому дню. Они целыя ночи под этот день проводили без сна, в молитве, в благочестивых поучениях и каждое воскресенье приобщались Святых Христовых Таии. Не быть в храм в день воскресный для них было дело немыслимое. Оставались дома только те, которым нельзя было выйдти по обязанностям службы или по болезни или по другим причинам. И какую искреннюю, нелицемерную скорбь испытывали те, которым действительно нельзя было быть! Мученица Сира была заключена в темницу и при наступлении воскресного дня скорбела, что вместе с другими христианами не могла участвовать в их всенощных молитвословиях и хвалениях Христа. И вот по ходатайству одного христианина она была освобождена из темницы, отстояла все службы церковныя и потом опять пришла в темницу. Св. Мелания но причине мук рождения в воскресный день не могла быть в храме, но за то она дома всю ночь среди тяжких страданий провела в чтении молитв и пении псалмов. И между нынешними современными нам святыми мы знаем многих, которые глубоко чтили день воскресный, напр. подвижник Серафим Саровский. Он накануне воскресного дня всю ночь стоял на молитве в своей кельи, а по первому удару колокола к утрени отправлялся в храм, и только по совершении литургии дозволял себе несколько уснуть на рогоже. Христиане не ограничивали празднование воскресного дня посещением храма Божия, но они освящали его и делали милосердия. Посещение больных, заключенных, учреждение трапезы для нищих — это было для них первым делом в день воскресный после посещения храма. Христиане самых первых веков в самом храме сейчас же по окончании богослужения учреждали вечерю любви, где богатые угощали бедных. Отсюда и название первой части храма трапезой, которое и до сих пор удержано, т. е. в этой части храма, ближайшей к выходу, ставились столы, за которыми и сидели бедные, угощаемые ради Христа пищею принесенною от богатих. В этот день покоя о Христе могли-ли христиане дозволить себе какие-нибудь житейския корыстныя занятия? Нет, они отлагали попечение обо всем житейском, — ни торговли, ни каких либо шумных собраний тем более каких либо публичных увеселений, тем более безчинств, пьянства они и в мыслях не смели допустить. День великий, день святой. Все должно быть свято. Кроме святых, богоугодных действий, ничего не допускалось. Все остальное было осуждаемо, порицаемо. Без побуждений власти, все по доброй воле, побуждали сами себя к одному святому. Но побуждений власти и не могло быть, потому что 300 слишком лет христиане находились под владычеством царей-язычииков, которые не имели и понятия, что такое день воскресный.

Мы видели значение воскресного дня, видели, как относились к нему христиане первых веков. Таково ли наше понятие о нем? Но говорить ли о том? Не лучше ли умолчать? К стыду нашему мы должны сознаться, что ни один праздник не пользуется у нас таким малым уважением, как день воскресный. День воскресный, по понятнию одних, это такой день, в который смело можно дозволять себе все. Это не великий праздник, накануне которого можно вместо богослужения быть, где угодно, в каком угодно собрании, доставить какое угодно удовольствие, — это день свободы от службы, следовательно можно утренние часы проводить во сне. И вот многия семейства совсем оставили обычай посещать в эти дни храм и службу, от чего многия церкви в дни воскресные на половину пусты. Прискорбнее всего то, что сами родители, шесть дией посылая ребенка в школу, в седьмой воскресный день не думают внушить ему нужду посещения храма. И дети, многия дети в дни воскресные храма не видят. Ужели храм, училище духовное, ниже школы мирской? Ужели служение Христу, прославление Воскресшего Христа менее важно, чем изучение наук светских? И какой же веры после этого ждать от детей, когда эту веру не стараются всаждать, намеренно или не намеренно отвлекая от тех мест, от тех действий, которыми укореняется в сердце вера. День воскресный, день Дражайшего Спасителя! Но кто не омрачает твою светлость? Скажем больше, кто не ругается над тобой? Торговец с спокойною совестью идет на дело торговли своей, ища любимую корысть свою, — ремесленник спокойно сидит и доканчивает работу свою. О удовлетворении духовных потребностей нет у них и мыслей. А загляните в общественныя открытыя питейныя заведения, где восседает по преимуществу класс ремесленный и фабричный. О, страшно и подумать, что там дается. Ни один язычник, татарин не дозволит себя не только в свой праздник, даже и в обыкновенные дни того, что дозволяет себе в праздник с раннего утра наш православный люд. Сердце кровью обольется, если только пройдти мимо этих заведений. А на базарах наших что творится в воскресный день тоже с раннего утра? Шум, брань, смех, крик, споры, обманы, божба — все это как бы не разлучно с воскресным днем в этих местах. Вот где и как вместо храма проходит у православного народа утра, дни воскресного. О Боге, о Христе, о молитве, о душе в этом шуме мирском и помину нет и не может быть. А вечером увидите другого рода картины не меиее, если не более безобразныя утренних. Нужно молиться Богу, чтобы наше правительство скорее пришло к убеждению в уничтожении базаров и вообще торговли и всяких житейских корыстных занятий в дни воскресные. В некоторых городах, это уже есть. Дай Бог, чтобы поскорее было и в нашей первопрестольной столице и во всей нашей православной России. Говорят и пишут об этом в газетах, но пишут больше духовных, — о, когда бы все общество вознегодовало на оскорбление дня Великого, дня светлого, дня Христова. IIравительство одни соблазны уничтожило, воспретило театральныя представления под дни воскресные. Да поможет ему Господь уничтожит и другие общественные соблазны, множество и других зол, которыми хулится Св. Вера наша и особенно так тяжко оскорбляется день воскресный.

Но мы, братие, не дожидаясь распоражений правительства, будем благоговеть пред днем воскресным по доброму изволению, по любви к нашему Спасителю, по любви к вере нашей. Будем уважать и чтить этот день, как день великой милости Божией к нам, как день победы Спасителя над самими злыми и страшными врагами нашего спасения. Почитая этот день, будем проводить его трезвенно, свято и благочестиво, как проводили первые христиане. Прежде всего постараемся накануне воскресного дня быть дома, в благоговейном настроении духа, удаляясь ненужных, бесцельных посещений, ни под каким видом и у себе не учреждая никаких собраний. Люди занятые должны спешить покончить свои занятия накануне дня воскресного ранее, все это для того, чтобы и самим, и служащим у них иметь возможность быть в храме за вечерним богослужением. Итак, с миром в душе, с молитвою в сердце, по первому удару колокола, нужно спешить в храм. Родители непременно должны быть во храм со всеми детьми своими. Когда можно, кто посвободнее из прислуги, должны и ее отпускать во храм, — и ее не следует лишать духовных утешений, — даже нужно хозяевам побуждать ее к посещению храма Божия. — Но если необходимо быть за вечерним богослужением, то за литургиею православному христианину в воскресный день быть еще необходимее. Воскресный день — день Христов, а где и когда о Христе воспоминается более всего, как не за Литургией? Тут изображена в действиях вся жизнь Его. За проскомидией воспоминается Его рождение, а также страдание и смерть и погребение, — за малым входом — Его вступление на проповедь Евангельскую, — за великим входом — Его шествие на страдание, а также самыя страдания и смерть. При возгласе священника:приимите, ядите, — пийте от нея вси — воспоминается Тайная вечеря. Явление с Дарами в царских вратах в 1-й раз — означает воскресение Иисуса Христа, а явление во 2 раз — нампоминает явление Его, в последний раз и вознесение на небо. — По окончании Литургии следует вспомнить о нищей братии. Ради Воскресшего и Возлюбившего нас Христа, проявим в ней посильное сострадание и помощь, — никого не осудим, но всех пожалеем, конечно гораздо лучше поступить тот, кто назначенную лепту опустит в кружку на приходских бедных, где она есть. По приходе домой непременно нужно заняться чтением Еваигелия и других духовных книг. На отсутствие и недостаток их мы пожаловаться не можем. При нашем храме существует библиотека, откуда книги для чтения даются бесплатно. Хорошо заняться и добрыми беседами в кругу своих домашних. Но нужно бояться разговоров пустых, смеха, осуждений, насмешек над другими. Этим оскорбляется святость воскресного дня. Весьма хорошо поступит тот, кто в воскресный день посетит больного, утешит человека в горе, разделить праздничный стол с человеком бедным. День воскресный — день особенных милостей Божиих к нам грешным. В благодарность Господу за эти милости и мы должны стараться в день воскресный больше оказывать милости другим. Мы знаем из Евангелия, что Спаситель преимущественно в дни субботние и праздничные оказывал милости страждущим. Скорченную женщину он исцелил в субботу, расслабленного при овчей купели тоже, сухорукого, в синагоге тоже в субботу, и замечательно, исцляет без всяких их просьб, как бы для того, чтобы делом милосердия больше придать значения дню праздничному. Можно посетить в день праздничный родного, знакомого, но понятно, все это должно быть в порядке, чинно, трезвенно, — не одобряет Церковь только посещений увеселительных мест. День воскресный — день святой. Целый день занятия святыя. Зачем же заканчивать его посещением мест развлечения, мест соблазна? Не значит-ли это терять вечером то, что приобретено для души утром и днем? Имеющие привычку в день воскресный торговать, работать, всемерно должны стараться оставлять этот обычай, довольно, для суеты шести дней. Употреблять на нее еще седьмой день, это значит похищать этот день у Бога, все брать себе, а Богу не отдавать ничего. Пусть таковые вспомнят, как Господь чудесно напитал в пустыни 5000 человек пятью хлебами и двумя рыбами для слушания Его проповеди оставивших все. За верное служение, за попечение о душе, о вечности Он и теперь может — силен дать нам все необходимое в жизни. И не было примера, что-бы Господь когда нибудь забыл помнящих Его. Да и не Сам-ли он сказал в Евангелии: Ищите прежде царствия Божия и правды его и сия вся приложатся вам. Это значить: Кто ищет прежде всего царствия Божия, тому все необходимое в этой жизни будет приложено как-бы в награду, даже без особых его забот и трудов. И не видим-ли мы этого всегда в жизни? Кто проводит праздники по христиански, не дозволяет себе ни работать, ни торговать в эти дни, у того дела всегда идут успешнее, чем у нарушающих день Господень. Да и вообще нужно помнить, что праздничный труд, корыстный — это труд неправильный, нечистый и для Бога оскорбителыный, и для труждающегося неполезный. Мы не говорим здесь о трудах и занитьях, которых по обстоятельствам никак нельзя отложить, — такия занятия и Сам Спаситель не осуждал. Не человек субботы ради, говорит Он, а субботы ради человека бысть. — Понятно, избегая труда в дни праздничные, еще более нужно изебгать не скромных игр, песень, плясок, объядения, пьянства. Всем этим омрачается светлый день воскресный. Сколько ныне открывается душеспасительных бесед, чтений! и вот сюда-то должен стремиться каждый христианин, что-бы насытить духовною пищею алчущую свою душу.

Братие! пора, пора нам взяться за исправление своих нравов, своего нехристианского поведения. О, если бы мы подумали с нынешнего дня о должном провождении дня воскресного. Господи! молитвами Богоматери и всех святых твоих помоги нам в этом святом деле. Аминь.

1888г.